Роль педагога в работе с семьями "группы риска"
консультация
Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
В современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.
Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_sop.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в работе с семьями группы риска
Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
В современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.
Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные;
3. Социально-демографические;
4.Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Главной целью работы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.
Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
- психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
- социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
- педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
- правовой (повышение правовой компетентности родителей);
- медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
- воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
- создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска»
1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.
2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия.
Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.
4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы, а и на достоинства.
Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»...
Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...
«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»
laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...
«Взаимодействие педагогов и родителей детей «группы риска»: эффективные формы совместной работы (из опыта работы).
Взаимодействие с родителями...
"Роль педагога в работе с одаренными детьми"
Консультация для педагогов, как нужно строить работу с одаренными воспитанниками....