Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.
консультация на тему
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе.
Если раньше "проблемными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rek._po_rabote_s_semyami_gruppy_riska.doc | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка» п.Гигант Сальского района
Методические рекомендации
Организация работы ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений
2015 г
Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.
Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.
В дошкольном учреждении используются актуальные формы и методы работы с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса, для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей.
Обозначим наиболее приоритетные направления и формы профилактики безнадзорности и правонарушений в дошкольном учреждении:
I. Программно-методическое обеспечение
1. Разработка рекомендаций по организации работы общественного инспектора по охране прав детства, педагога-психолога.
2. Разработка рекомендаций по организации взаимодействия ДОУ со специалистами органов управления образования, отдела опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних.
3. Разработка и внедрение в практику работы дошкольного образовательного учреждения современных педагогических технологий, направленных на профилактику детской безнадзорности и правонарушений: стимулирование позитивной направленности воспитанников, формирование законопослушного поведения воспитанников.
4. Методическая и правовая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении.
5. Подготовка тематических материалов профилактической направленности (буклетов, брошюр, бюллетеней и т.п.).
II. Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с воспитанниками, родителями, педагогами.
1. Разъяснение требований законодательства Российской Федерации в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
2. Информирование о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
3. Посещение семей.
4. Проведение родительских собраний, деловых игр, вечера вопросов и ответов, встреч за “круглым столом”, бесед, тренингов.
5. Совещания с педагогами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.
6. Проведение тематических бесед с воспитанниками, решение проблемных ситуаций, моделирование поведения в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
7. Организация и проведение конкурса детских рисунков «Закон и порядок».
III. Организация повышения квалификации педагогических работников
1. Проведение проблемного семинара для педагогов по вопросу психолого-педагогических основ организации профилактики безнадзорности и правонарушений.
2. Тематические встречи со специалистами отдела опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, другими заинтересованными организациями.
Таким образом, общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть несколько путей: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Третий путь быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни – это реалистическое воспитание, сочетание самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Организация работы с неблагополучными семьями.
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);
- социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
престарелыми родителями); - социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
ценностными ориентациями);
- психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых;
- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в жестоком обращении с животными;
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Признаки неблагополучия в семье
- Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На
замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют. - Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
- Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
- Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
- При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
- Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной помощи семьи и детям) детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
- выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, создание банка данных; - участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
- поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
- работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
- защита интересов опекаемых;
- законодательное просвещение;
- практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи:
- содействие родителям в повышении качества выполнения ими
воспитательных функций; - организация благотворительной помощи;
- рекомендации по организации семейного досуга;
- профориентационная работа;
- законодательное просвещение;
- совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи:
- оказание необходимой помощи в получении пособий;
- психолого-педагогическое консультирование;
- профилактика асоциально-аморального поведения;
- организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.); - законодательное просвещение.
Проблемные семьи:
- изучение динамики развития проблемы семьи;
- общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
- законодательное просвещение.
Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы риска в этих семьях.
Возможные виды помощи семьям и детям в них
Семья группы риска
(многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность)
Виды помощи:
- Социальная (помощь в трудоустройстве родителей, предоставление бесплатного питания)
- Педагогическая (организация летнего отдыха детей)
- Медицинская (обеспечение льготным детским питанием)
летне
- Коррекционная (организация медико - педагогического обследования детей)
Проблемная семья (к объективным трудностям семьи прибавляется субъективная неспособность супругов с ними справиться, и отношение в семье)
Виды помощи
- П сихолого-социально-педагогическая (дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации, включение детей в занятия по интересам)
- Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление)
Неблагополучная семья (обстановка в семье характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка)
Виды помощи
- Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком)
- Правовая помощь в реабилитации.
Асоциальная семья (характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма, нахождение в семье ребенка несет прямую угрозу жизни и здоровью)
Виды помощи
- Правовая (подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей)
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
Дата: _______201_г ______час.
Семья воспитанника МБДОУ Криулинский детский сад №3 __________________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Проживающая по адресу:____________________________ Цель обследования :__условия жизни и воспитания ребёнка
Состав семьи __чел.
____________________________________________________________________Семья занимает _____комн. квартиру
В момент посещения дома находились __________________________________________________________________Санитарное состояние жилья на момент проверки_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С актом обследования семьи ознакомлена:______________________________________________________
В Совет профилактики
МБДОУ Криулинский детский сад №3
от воспитателя
Представление на постановку на внутрисадовский учет семьи ___________________________________________________________________
Социальный статус (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, др.)________________________________________________________
Мать______________________________________________________________Отец ______________________________________________________________
Опекун (попечитель)_________________________________________
Адрес фактического проживания _______________________________________________________
Адрес регистрации ____________________________________________________
Имеются дети: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________считаем необходимым семью _______________________________поставить
на внутрисадовский учет семей, находящихся в социально опасном положении.
Подпись: _____________
Дата:_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Нарушается о...
«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»
laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...
«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...
Роль педагога в работе с семьями "группы риска"
Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.В современных кризисных социаль...
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска» Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось ...