Проект "Чудо - молоко"
проект
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок - исследователь
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: индивидуальный
Продолжительность реализации проекта: 3 недели
Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.
Воспитанник средней группы Иванов Иван проявил особый интерес к данной проблеме. Результатом этого интереса стал проект «Чудо - молоко».
Актуальность.
Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной питательной ценностью. Речь идет о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.
Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.
Проблема правильного питания очень актуальна для дошкольников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества.
Цель: обогатить знания детей о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи:
- Расширить кругозор о молоке и молочных продуктах.
- Формировать исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
- Развивать желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
- Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
- Привлечь родителей к участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
Осознание детьми важности употребления молока и молочных продуктов
Гипотеза:
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
Содержание проекта
1 этап
Постановка проблемы.
В чем заключается польза молока и молочных продуктов для детского питания?
2 этап
Сбор копилки.
Самостоятельный поиск и сбор информации на определенную тему.
(создание развивающей среды, подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций). Обращение к родителям, педагогам
Педагог - проведение занятий, экспериментов, бесед в утренние и вечерние отрезки времени.
Родители – беседы, просмотр телепередач, походы в магазин.
1)Чтение стихов, пословиц и поговорок о молочных продуктах, коровах (Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок, «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ К. Д. Ушинского «Коровка», «Сказка о принцессе Каше и принце Молоке», Е. Карганова «Белая коровушка – рыжие бока», Ю. Черных «Кто пасется на лугу?», В. Берестов «Коровушка», сказка «Как старик корову продавал»).
2) Рассмотреть с детьми проблемную ситуацию «Зачем мы пьем молоко?»
Что такое молоко? Как оно попадает к нам в дом?
Цель: выявить уровень сформированности представлений о молоке у детей дошкольного возраста и круг их интересов.
Используется стартовая модель двух вопросов: Что я знаю? Что я хочу узнать?
•Молоко дает корова
• Корова живет в сарае
• Корова пасется на лугу и ест травку
• Молоко белое, дает корова, продается в магазине
• Из молока варят кашу
• В магазин молоко привозит машина
• Какие еще продукты делают из молока и с добавлением молока (творог, сметану, сыр, йогурт, мороженое, простоквашу, блины, омлет, пироги, хлеб, кашу и т. д.)
• Для чего дома нужно молоко (для приготовления разных блюд)
• Что будет, если не употреблять молоко в пищу (слабое здоровье)
• Как молоко попадает в магазин (привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию)
• Что в молоке полезного (витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы)
• Чем полезно молоко для роста детского организма (укрепление костей, зубов, здоровый иммунитет)
• Может ли закончиться молоко (при бережном уходе за коровой –нет)
• Где живет корова и кто за ней ухаживает? (в сарае, на ферме, ухаживает мама, доярка)
В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.
Парное молоко – более полезный продукт, потому что безопасный. Из молочных желез коровы вырабатываются бактерицидные вещества, которые поддерживают стерильность молока в течение двух часов после надоя.
3)«Лаборатория чудес» (опыты с молоком)
Опыт №1 «Молоко имеет цвет»
Налить в один стакан воду, в другой молоко.
Поместить в стаканы кисточки.
Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная. Молоко имеет белый цвет.
Почему молоко белого цвета?
А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит ? Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.
№ 2 «Превращение молока в простоквашу»
Налить в 2 стакана свежего цельного молока. Один стакан поставить в холод (холодильник), другой в тепло (на подоконник). Понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле.
Вывод: В холоде молоко не изменяется и хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания - простоквашу.
Почему скисает молоко?
В состав молока входит множество различных элементов, в том числе и сахар. Как только молоко соприкасается с воздухом, в него попадают бактерии, которые питаются сахаром и быстро развиваются. Эти бактерии разрушают сахар и превращают его в кислоту, из-за чего молоко становится кислым. Эти бактерии так и называются: «кисломолочные».
А как же раньше хранили молоко, когда не было холодильников?
Самым древним способом хранения молока считается кипячение. В этом случае бактерии, которые ответственны за брожение, а соответственно и за быстроту скисания, погибают, как, к сожалению, и множество полезных микроорганизмов, но ведь в Древней Руси этого не знали, поэтому достаточно часто использовали кипячение.
Еще одним способом хранения молока являлась холодная вода, которая остужала молоко, которое соответственно долго не скисало. Как правило, молоко наливали в глиняный кувшин, который был сделан определенным способом из смеси глины и соломы, что создавало эффект термоса. А затем кувшин помещали в таз с холодной водой и оставляли в темном месте.
Многие об этом не знают, но в Древней Руси молоко хранили с помощью листьев хрена, которые опускались в кувшин. В таком виде молоко могло храниться долго, ведь листья хрена тоже в некотором роде способны обеззараживать и, соответственно, препятствовать быстрому скисанию.
Одним из самых необычных способов хранения молока является его хранение с помощью лягушки, которую опускали в кувшин с молоком. Дело в том, что это животное имеет необычный состав слизи, покрывающей её, и именно эта слизь обладает обеззараживающими свойствами, которые не дают молочным бактериям развиваться, что собственно и предотвращает скисание молока. Кстати, молоко таким способом можно хранить более 3-х дней, и оно будет абсолютно свежим.
Как хранят молоко в современном мире?
В 1960-е годы был разработан процесс непрерывной ультрапастеризации молока, а также асептические упаковочные системы (Tetra Pak), которые позволили продлить срок хранения молока до полугода, с сохранение в нем всех питательных веществ.
Как и где используют молоко?
Из молока получают молочные продукты:
Кефир – кисломолочный напиток, заквашенный с помощью так называемых «кефирных грибков» (эта закваска представляет собой симбиоз множества микроорганизмов, молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей). Кефир благотворно влияет на микрофлору кишечника: всего пара стаканов этого напитка в день предотвращает развитие кишечных инфекций и быстро справляется с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками. Кефир укрепляет иммунитет, побеждает хроническую усталость, помогает похудеть (если пить его регулярно) и хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни.
Масло сливочное- сливочное масло не только питательно, но и полезно – для кожи, волос, зрения, костной и мышечной ткани. Оно богато витаминами, кальцием, содержит фосфолипиды, необходимые для строения клеток, особенно нервных. Кроме того, в состав сливочного масла входят незаменимые аминокислоты - необходимые для нормального функционирования организма вещества, которые поступают только с продуктами питания. Так что в полезности сливочного масла сомневаться не приходится. Надо только помнить, что, когда мы растапливаем его на сковороде, витаминов в нём не остается. Именно поэтому кусочек масла лучше класть в уже готовую пищу.
Простокваша- само слово «простокваша» говорит о простоте приготовления этого продукта. Готовят её так: в охлажденное кипяченое молоко добавляют закваску (это может быть корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши прошлого дня) и ставят на 10-12 часов в теплое место. Стоит помнить, что этот напиток хорош лишь в течение суток, потом он портится. Простокваша не столь кислая, как другие кисломолочные продукты, поэтому ею часто кормят детей. А если её делать из обезжиренного молока, она вполне подойдет и для диетического питания.
Сметана- за границу сметана «проникла» только после второй мировой войны, причем в некоторых странах сметану до сих пор называют «русскими сливками». Наши предки делали ее просто: снимали («сметали» – отсюда и название) с молока всплывшие во время брожения сливки.
Творог, домашний сыр - слово творог - славянское: в Европе и Америке похожий на него продукт называют «cottage cheese» («деревенский сыр»). Даже в нашей стране до XVIII века творог называли просто сыром, ведь до петровских времен на Руси не знали сыра в современном понимании. Молоко скисало само, благодаря содержащимся в воздухе бактериям, либо в него добавляли закваску (простоквашу, после чего немного подогревали в печи, и оно распадалось на белые сгустки творога («сыра») и сыворотку. В России изобрели даже рецепт «сухого сыра»: готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом (в погребе такой продукт мог храниться месяцами). Кстати, в русском языке слово «сыр» до сих пор употребляется в прежнем значении: подсоленный нежирный творог в России именуют «домашним сыром»
Кроме этого молоко и его производные используют в медицине и
косметологии.
Например, горячее молоко, вместе с некоторыми добавками: перцем, маслом, чесноком, медом, содой – применялось для лечения простудных заболеваний, а также заболеваний горла.
Детям, страдающим от простудных заболеваний, делали компресс из теплого топленого молока. Помогало это средство также и при ранах и порезах. К тому же топленое молоко довольно часто использовали в качестве противоядия при змеиных укусах. Если человек страдал от заболеваний легких, в том числе и от туберкулеза, то на молоке заваривали овес и давали его больному.
Стакан теплого молока с медом обладает успокаивающим действием и отлично помогает при бессоннице.
И кислое, и свежее молоко косметологи рекомендуют для отбеливания и улучшения цвета лица, как смягчающее и очищающее средство, для ухода за волосами. Недаром известная царица Клеопатра, каждый день принимала молочные ванны. Даже в далекие путешествия легендарная красавица брала с собой не менее 100 ослиц, ведь кожа нуждалась в постоянном увлажнении. В больших котлах слуги нагревали огромное количество молока, оптимальным вариантом считалась температура тела.
Кто дает молоко?
1. Коровье молоко - один из самых широко употребляемых продуктов в мировой кулинарии. Например, пол-литра коровьего молока удовлетворяют суточную потребность человека в кальции
2. Козье молоко ценно большим содержанием белка, жира и кальция, витамином А. Из-за чудодейственных свойств козье молоко в народе называют «живой водой». Козье молоко используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза, выведения из организма тяжелых солей металлов.
3.Ослиное молоко редко можно встретить в магазинах, продается оно только в Европе. Проблема заключается в том, что ослица дает всего 2 литра молока в день, для сравнения от коровы в сутки можно получить до 40 литров молока.
4. Оленье молоко можно встретить только в северных широтах, например отдаленных районах России, в Норвегии и Финляндии. Для некоторых народов севера оленье молоко является единственным источником белка.
5. Верблюжье молоко можно встретить в странах Средней Азии и ОАЭ. Из молока верблюда делают сыры, мороженое и традиционные кисломолочные напитки. В молоке верблюда содержится много антибактериальных веществ, которые позволяют сохранить продукт свежим в течение долгого времени даже в условиях жаркого климата.
6. Буйволиное молоко распространено в Индии, Индонезии, Египте, Италии, на Кавказе. Из него готовят знаменитый итальянский сыр моцарелла. В буйволином молоке больше жира, белка, кальция, фосфора, витаминов А, С и группы В.
7. Жители Востока из забродившего кобыльего молока уже много веков делают знаменитый кумыс. В нем в два раза меньше жира, чем в коровьем. При этом по составу оно схоже с материнским молоком, поэтому его часто используют в производстве искусственных смесей для детского питания.
Интересные факты о молоке.
Нашу галактику называют Млечный путь. Это название пришло от древнегреческого мифа о Геракле. Зевс, отец героя, хотел дать своему сыну божественных сил. Самым простым способом было напоить его молоком богини, что Зевс и сделал. Однажды ночью он поднес младенца-Геракла к своей спящей жене Гере. Однако ей совсем не понравилась затея мужа. Богиня оттолкнула ребенка от себя, а ее молоко разбрызгалось по небу, оставив на нем яркий след в форме круга. Отсюда и взялось первоначальное название нашей галактики — «Молочный Круг». Со временем слово «Круг» заменили на «Путь».
Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы относятся к VIII тысячелетию до н. э. То есть мы пьем коровье молоко уже больше 10 000 лет, но возможность пить молоко взрослым людям является результатом мутации. Учеными выявлено, что в прошлом, у взрослого человека не вырабатывался фермент, отвечающий за усвоение лактозы (молочного сахара). Первые мутации были обнаружены в северной Европе. Новые поколения получили возможность усвоения важных для организма веществ из молочных продуктов. Однако, коренные народы Севера, китайцы, аборигены Восточной Африки, Австралии и Америки молоко так и не пьют.
Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.
В Древней Руси верили, что молнии – это огонь, который Боги посылают на землю и чтобы их задобрить, пожары от молний тушили не водой, а молоком.
1 июня – не только Международный день защиты детей, но и Всемирный день молока. Впервые он прошел в 2001 году. Предложила идею его учреждения сельскохозяйственная и продовольственная Организация Объединенных Наций. С тех пор данная традиция получила свое широкое распространение в большинстве стран мира. Главная цель праздника – повышение популярности молока и молочной продукции.
В Нидерландах в этот день из фонтанов вместо воды, льется молоко.
В Индии "Корова" имея почётное звание "Священное животное", официально охраняется государством и каждый кто посмеет причинить вред здоровью или жизни корове будет наказан по всей строгости закона касающегося этого животного.
Коровы, как и люди, умеют плакать и занимают второе место по численности на земле после человека – 1,3 млрд особей.
Средний возраст жизни коровы составляет 20 лет. Но в мире была корова, которая прожила 48 лет. Её имя – Большая Берта и жила она в Ирландии.
Опыт №3 «Взрыв цвета»
Налить в чашку молоко. Добавить разноцветных пищевых красителей, а затем ватной палочкой добавить несколько капель жидкого мыла или средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Самым жирным, является молоко китов и тюленей. Его жирность достигает 50%, в то время как козье молоко имеет жирность около 5%, а коровье 4%.
Жир содержится в молоке и его производном – сыре.
Необычный сырный инцидент произошел в Норвегии в 2013 году. Во время транспортировки грузовик с 30 тоннами деликатесного сыра загорелся в туннеле по неизвестным причинам. Сыр горел на протяжении 5 дней. Пожарным даже не представлялось возможности зайти в туннель из-за густого дыма, вследствие чего туннель был закрыт на несколько месяцев. Сыры относят к легковоспламеняющимся и сложным в тушении продуктам из-за большого процентного содержания жира. Поэтому некоторые сыры могут гореть, как бензин!
Опыт №4 «Тайное послание»
Возьмите тонкую кисточку, напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой. Значит молоко можно не только пить, им можно писать секретные послания!
4) Играли в Сюжетно-ролевую игру «Магазин молочных продуктов»
Цель: закрепить на практике названия молочных продуктов, умение вести диалог покупатель – продавец.
5) В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», «Домик в деревне», лепили коров.
6) Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Пейте, дети, молоко-будете здоровы!», на которой были представлены совместные рисунки.
3 этап
Создание картотеки.
- «Что могу сделать я сам». (коллекция загадок, пословиц и поговорок)
«Что могу сделать с помощью взрослых». (сборник рецептов блюд из молока и молочных продуктов, оформление альбома с рисунками)
4 этап
Подготовка проекта к презентации.
Пишем текст выступления, готовим демонстрационный материал.
5этп.
Презентация.
- выставка коллекций ( загадок, сборника рецептов, альбомов)
- рассказ участника проекта
6 этап.
Постановка новых задач.
- рассказать детям других групп о пользе молока и молочных продуктов
- какие еще полезные продукты необходимо использовать в пищу? (овощи, фрукты)
Заключение:
В результате работы над проектом дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный, полезный продукт для детского питания, сформировались знания и представления о составе молока, о его пользе и необходимости в рационе ребёнка. Ребята узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу, познакомились с историей использования молока в молочных продуктах. У детей повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
А самое главное дети теперь с удовольствием пьют молоко и едят продукты, изготовленные из него!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo_moloko.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок - исследователь
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: индивидуальный
Продолжительность реализации проекта: 3 недели
Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека.
Воспитанник средней группы Иванов Иван проявил особый интерес к данной проблеме. Результатом этого интереса стал проект «Чудо - молоко».
Актуальность.
Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, доступных современному человеку, есть продукт, обладающий исключительной питательной ценностью. Речь идет о молоке, уникальном продукте, созданном самой природой и изначально пригодном для питания человека от его рождения и до глубокой старости. Молоко, как и многие другие продукты питания, содержит те же вещества, из которых состоит и тело человека, то есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.
Однако, если построить рацион ребенка так, чтобы обеспечить организм всеми ему необходимыми пищевыми веществами, но исключить из этого рациона молоко, то результат будет неудовлетворительный, ребенок начнет отставать в весе и росте.
Проблема правильного питания очень актуальна для дошкольников. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов. Поэтому мы решили, узнать и рассказать, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества.
Цель: обогатить знания детей о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи:
- Расширить кругозор о молоке и молочных продуктах.
- Формировать исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
- Развивать желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
- Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
- Привлечь родителей к участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
Осознание детьми важности употребления молока и молочных продуктов
Гипотеза:
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
- Содержание проекта
1 этап
Постановка проблемы.
В чем заключается польза молока и молочных продуктов для детского питания?
2 этап
Сбор копилки.
Самостоятельный поиск и сбор информации на определенную тему.
(создание развивающей среды, подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций). Обращение к родителям, педагогам
Педагог - проведение занятий, экспериментов, бесед в утренние и вечерние отрезки времени.
Родители – беседы, просмотр телепередач, походы в магазин.
1)Чтение стихов, пословиц и поговорок о молочных продуктах, коровах (Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок, «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ К. Д. Ушинского «Коровка», «Сказка о принцессе Каше и принце Молоке», Е. Карганова «Белая коровушка – рыжие бока», Ю. Черных «Кто пасется на лугу?», В. Берестов «Коровушка», сказка «Как старик корову продавал»).
2) Рассмотреть с детьми проблемную ситуацию «Зачем мы пьем молоко?»
Что такое молоко? Как оно попадает к нам в дом?
Цель: выявить уровень сформированности представлений о молоке у детей дошкольного возраста и круг их интересов.
Используется стартовая модель двух вопросов: Что я знаю? Что я хочу узнать?
•Молоко дает корова
• Корова живет в сарае
• Корова пасется на лугу и ест травку
• Молоко белое, дает корова, продается в магазине
• Из молока варят кашу
• В магазин молоко привозит машина
• Какие еще продукты делают из молока и с добавлением молока (творог, сметану, сыр, йогурт, мороженое, простоквашу, блины, омлет, пироги, хлеб, кашу и т. д.)
• Для чего дома нужно молоко (для приготовления разных блюд)
• Что будет, если не употреблять молоко в пищу (слабое здоровье)
• Как молоко попадает в магазин (привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию)
• Что в молоке полезного (витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы)
• Чем полезно молоко для роста детского организма (укрепление костей, зубов, здоровый иммунитет)
• Может ли закончиться молоко (при бережном уходе за коровой –нет)
• Где живет корова и кто за ней ухаживает? (в сарае, на ферме, ухаживает мама, доярка)
В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.
Парное молоко – более полезный продукт, потому что безопасный. Из молочных желез коровы вырабатываются бактерицидные вещества, которые поддерживают стерильность молока в течение двух часов после надоя.
3)«Лаборатория чудес» (опыты с молоком)
Опыт №1 «Молоко имеет цвет»
Налить в один стакан воду, в другой молоко.
Поместить в стаканы кисточки.
Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная. Молоко имеет белый цвет.
Почему молоко белого цвета?
А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит ? Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.
№ 2 «Превращение молока в простоквашу»
Налить в 2 стакана свежего цельного молока. Один стакан поставить в холод (холодильник), другой в тепло (на подоконник). Понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле.
Вывод: В холоде молоко не изменяется и хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания - простоквашу.
Почему скисает молоко?
В состав молока входит множество различных элементов, в том числе и сахар. Как только молоко соприкасается с воздухом, в него попадают бактерии, которые питаются сахаром и быстро развиваются. Эти бактерии разрушают сахар и превращают его в кислоту, из-за чего молоко становится кислым. Эти бактерии так и называются: «кисломолочные».
А как же раньше хранили молоко, когда не было холодильников?
Самым древним способом хранения молока считается кипячение. В этом случае бактерии, которые ответственны за брожение, а соответственно и за быстроту скисания, погибают, как, к сожалению, и множество полезных микроорганизмов, но ведь в Древней Руси этого не знали, поэтому достаточно часто использовали кипячение.
Еще одним способом хранения молока являлась холодная вода, которая остужала молоко, которое соответственно долго не скисало. Как правило, молоко наливали в глиняный кувшин, который был сделан определенным способом из смеси глины и соломы, что создавало эффект термоса. А затем кувшин помещали в таз с холодной водой и оставляли в темном месте.
Многие об этом не знают, но в Древней Руси молоко хранили с помощью листьев хрена, которые опускались в кувшин. В таком виде молоко могло храниться долго, ведь листья хрена тоже в некотором роде способны обеззараживать и, соответственно, препятствовать быстрому скисанию.
Одним из самых необычных способов хранения молока является его хранение с помощью лягушки, которую опускали в кувшин с молоком. Дело в том, что это животное имеет необычный состав слизи, покрывающей её, и именно эта слизь обладает обеззараживающими свойствами, которые не дают молочным бактериям развиваться, что собственно и предотвращает скисание молока. Кстати, молоко таким способом можно хранить более 3-х дней, и оно будет абсолютно свежим.
Как хранят молоко в современном мире?
В 1960-е годы был разработан процесс непрерывной ультрапастеризации молока, а также асептические упаковочные системы (Tetra Pak), которые позволили продлить срок хранения молока до полугода, с сохранение в нем всех питательных веществ.
Как и где используют молоко?
Из молока получают молочные продукты:
Кефир – кисломолочный напиток, заквашенный с помощью так называемых «кефирных грибков» (эта закваска представляет собой симбиоз множества микроорганизмов, молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей). Кефир благотворно влияет на микрофлору кишечника: всего пара стаканов этого напитка в день предотвращает развитие кишечных инфекций и быстро справляется с дисбактериозом, вызванным, например, антибиотиками. Кефир укрепляет иммунитет, побеждает хроническую усталость, помогает похудеть (если пить его регулярно) и хорошо утоляет жажду в жаркие летние дни.
Масло сливочное- сливочное масло не только питательно, но и полезно – для кожи, волос, зрения, костной и мышечной ткани. Оно богато витаминами, кальцием, содержит фосфолипиды, необходимые для строения клеток, особенно нервных. Кроме того, в состав сливочного масла входят незаменимые аминокислоты - необходимые для нормального функционирования организма вещества, которые поступают только с продуктами питания. Так что в полезности сливочного масла сомневаться не приходится. Надо только помнить, что, когда мы растапливаем его на сковороде, витаминов в нём не остается. Именно поэтому кусочек масла лучше класть в уже готовую пищу.
Простокваша- само слово «простокваша» говорит о простоте приготовления этого продукта. Готовят её так: в охлажденное кипяченое молоко добавляют закваску (это может быть корочка черного хлеба, ложка сметаны, кефира или простокваши прошлого дня) и ставят на 10-12 часов в теплое место. Стоит помнить, что этот напиток хорош лишь в течение суток, потом он портится. Простокваша не столь кислая, как другие кисломолочные продукты, поэтому ею часто кормят детей. А если её делать из обезжиренного молока, она вполне подойдет и для диетического питания.
Сметана- за границу сметана «проникла» только после второй мировой войны, причем в некоторых странах сметану до сих пор называют «русскими сливками». Наши предки делали ее просто: снимали («сметали» – отсюда и название) с молока всплывшие во время брожения сливки.
Творог, домашний сыр - слово творог - славянское: в Европе и Америке похожий на него продукт называют «cottage cheese» («деревенский сыр»). Даже в нашей стране до XVIII века творог называли просто сыром, ведь до петровских времен на Руси не знали сыра в современном понимании. Молоко скисало само, благодаря содержащимся в воздухе бактериям, либо в него добавляли закваску (простоквашу, после чего немного подогревали в печи, и оно распадалось на белые сгустки творога («сыра») и сыворотку. В России изобрели даже рецепт «сухого сыра»: готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топленым маслом (в погребе такой продукт мог храниться месяцами). Кстати, в русском языке слово «сыр» до сих пор употребляется в прежнем значении: подсоленный нежирный творог в России именуют «домашним сыром»
Кроме этого молоко и его производные используют в медицине и
косметологии.
Например, горячее молоко, вместе с некоторыми добавками: перцем, маслом, чесноком, медом, содой – применялось для лечения простудных заболеваний, а также заболеваний горла.
Детям, страдающим от простудных заболеваний, делали компресс из теплого топленого молока. Помогало это средство также и при ранах и порезах. К тому же топленое молоко довольно часто использовали в качестве противоядия при змеиных укусах. Если человек страдал от заболеваний легких, в том числе и от туберкулеза, то на молоке заваривали овес и давали его больному.
Стакан теплого молока с медом обладает успокаивающим действием и отлично помогает при бессоннице.
И кислое, и свежее молоко косметологи рекомендуют для отбеливания и улучшения цвета лица, как смягчающее и очищающее средство, для ухода за волосами. Недаром известная царица Клеопатра, каждый день принимала молочные ванны. Даже в далекие путешествия легендарная красавица брала с собой не менее 100 ослиц, ведь кожа нуждалась в постоянном увлажнении. В больших котлах слуги нагревали огромное количество молока, оптимальным вариантом считалась температура тела.
Кто дает молоко?
1. Коровье молоко - один из самых широко употребляемых продуктов в мировой кулинарии. Например, пол-литра коровьего молока удовлетворяют суточную потребность человека в кальции
2. Козье молоко ценно большим содержанием белка, жира и кальция, витамином А. Из-за чудодейственных свойств козье молоко в народе называют «живой водой». Козье молоко используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза, выведения из организма тяжелых солей металлов.
3.Ослиное молоко редко можно встретить в магазинах, продается оно только в Европе. Проблема заключается в том, что ослица дает всего 2 литра молока в день, для сравнения от коровы в сутки можно получить до 40 литров молока.
4. Оленье молоко можно встретить только в северных широтах, например отдаленных районах России, в Норвегии и Финляндии. Для некоторых народов севера оленье молоко является единственным источником белка.
5. Верблюжье молоко можно встретить в странах Средней Азии и ОАЭ. Из молока верблюда делают сыры, мороженое и традиционные кисломолочные напитки. В молоке верблюда содержится много антибактериальных веществ, которые позволяют сохранить продукт свежим в течение долгого времени даже в условиях жаркого климата.
6. Буйволиное молоко распространено в Индии, Индонезии, Египте, Италии, на Кавказе. Из него готовят знаменитый итальянский сыр моцарелла. В буйволином молоке больше жира, белка, кальция, фосфора, витаминов А, С и группы В.
7. Жители Востока из забродившего кобыльего молока уже много веков делают знаменитый кумыс. В нем в два раза меньше жира, чем в коровьем. При этом по составу оно схоже с материнским молоком, поэтому его часто используют в производстве искусственных смесей для детского питания.
Интересные факты о молоке.
Нашу галактику называют Млечный путь. Это название пришло от древнегреческого мифа о Геракле. Зевс, отец героя, хотел дать своему сыну божественных сил. Самым простым способом было напоить его молоком богини, что Зевс и сделал. Однажды ночью он поднес младенца-Геракла к своей спящей жене Гере. Однако ей совсем не понравилась затея мужа. Богиня оттолкнула ребенка от себя, а ее молоко разбрызгалось по небу, оставив на нем яркий след в форме круга. Отсюда и взялось первоначальное название нашей галактики — «Молочный Круг». Со временем слово «Круг» заменили на «Путь».
Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы относятся к VIII тысячелетию до н. э. То есть мы пьем коровье молоко уже больше 10 000 лет, но возможность пить молоко взрослым людям является результатом мутации. Учеными выявлено, что в прошлом, у взрослого человека не вырабатывался фермент, отвечающий за усвоение лактозы (молочного сахара). Первые мутации были обнаружены в северной Европе. Новые поколения получили возможность усвоения важных для организма веществ из молочных продуктов. Однако, коренные народы Севера, китайцы, аборигены Восточной Африки, Австралии и Америки молоко так и не пьют.
Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.
В Древней Руси верили, что молнии – это огонь, который Боги посылают на землю и чтобы их задобрить, пожары от молний тушили не водой, а молоком.
1 июня – не только Международный день защиты детей, но и Всемирный день молока. Впервые он прошел в 2001 году. Предложила идею его учреждения сельскохозяйственная и продовольственная Организация Объединенных Наций. С тех пор данная традиция получила свое широкое распространение в большинстве стран мира. Главная цель праздника – повышение популярности молока и молочной продукции.
В Нидерландах в этот день из фонтанов вместо воды, льется молоко.
В Индии "Корова" имея почётное звание "Священное животное", официально охраняется государством и каждый кто посмеет причинить вред здоровью или жизни корове будет наказан по всей строгости закона касающегося этого животного.
Коровы, как и люди, умеют плакать и занимают второе место по численности на земле после человека – 1,3 млрд особей.
Средний возраст жизни коровы составляет 20 лет. Но в мире была корова, которая прожила 48 лет. Её имя – Большая Берта и жила она в Ирландии.
Опыт №3 «Взрыв цвета»
Налить в чашку молоко. Добавить разноцветных пищевых красителей, а затем ватной палочкой добавить несколько капель жидкого мыла или средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Самым жирным, является молоко китов и тюленей. Его жирность достигает 50%, в то время как козье молоко имеет жирность около 5%, а коровье 4%.
Жир содержится в молоке и его производном – сыре.
Необычный сырный инцидент произошел в Норвегии в 2013 году. Во время транспортировки грузовик с 30 тоннами деликатесного сыра загорелся в туннеле по неизвестным причинам. Сыр горел на протяжении 5 дней. Пожарным даже не представлялось возможности зайти в туннель из-за густого дыма, вследствие чего туннель был закрыт на несколько месяцев. Сыры относят к легковоспламеняющимся и сложным в тушении продуктам из-за большого процентного содержания жира. Поэтому некоторые сыры могут гореть, как бензин!
Опыт №4 «Тайное послание»
Возьмите тонкую кисточку, напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой. Значит молоко можно не только пить, им можно писать секретные послания!
4) Играли в Сюжетно-ролевую игру «Магазин молочных продуктов»
Цель: закрепить на практике названия молочных продуктов, умение вести диалог покупатель – продавец.
5) В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко…», «Домик в деревне», лепили коров.
6) Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Пейте, дети, молоко-будете здоровы!», на которой были представлены совместные рисунки.
3 этап
Создание картотеки.
- «Что могу сделать я сам». (коллекция загадок, пословиц и поговорок)
«Что могу сделать с помощью взрослых». (сборник рецептов блюд из молока и молочных продуктов, оформление альбома с рисунками)
4 этап
Подготовка проекта к презентации.
Пишем текст выступления, готовим демонстрационный материал.
5этп.
Презентация.
- выставка коллекций ( загадок, сборника рецептов, альбомов)
- рассказ участника проекта
6 этап.
Постановка новых задач.
- рассказать детям других групп о пользе молока и молочных продуктов
- какие еще полезные продукты необходимо использовать в пищу? (овощи, фрукты)
Заключение:
В результате работы над проектом дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный, полезный продукт для детского питания, сформировались знания и представления о составе молока, о его пользе и необходимости в рационе ребёнка. Ребята узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу, познакомились с историей использования молока в молочных продуктах. У детей повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
А самое главное дети теперь с удовольствием пьют молоко и едят продукты, изготовленные из него!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Молоко, молоко-это очень хорошо».
Тип проекта: исследовательский, среднесрочныйЦели: - Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.- Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях...
Проектная деятельность "Молоко, молоко- это очень хорошо"!
Проектная деятельность "Молоко, молоко- это очень хорошо"!...
Защита проекта «Молоко и молочные продукты» Развлечение «Пейте дети, молоко»
Вкусный праздник – праздник Молока!...
Конспект экскурсии на предприятие ОАО «КУБАРУС - МОЛОКО по теме: «Пейте, дети, молоко» (старший и подготовительный возраст)
Данный материал подходит для организации виртуальной экскурсии на предприятие молочной промышленности в любом населенном пункте. В конспекте подробно представлен весь процесс молочного производс...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по здоровьсберегающей деятельности «Молоко, молоко для здоровья нам дано» (с использованием экспериментально-игровой и здоровьесберегающей технологий).
Конспект педагогического мероприятия "Молоко, молоко для здоровья нам дано"для детей старшей группы, с использованием эксперементально-игровой и здоровьесберегающей технологии.Педогогическое...
Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр Опыт с молоком №2
Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр Опыт с молоком №2...
Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр ОПЫТ с МОЛОКОМ №1
Исследовательская работа «Волшебное молоко» Подг гр ОПЫТ с МОЛОКОМ №1...