Метод проекта
проект
самостоятельности выполнять работы над проектом (высказывать оригинальные идеи и способа решения проблемы, ставить цели, осуществлять выбор средств достижения результатов и т.п.);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
При апробации модуля активно использовался метод проекта, хотя по оценки эффективности он не был назван первым в иерархии методов. Метод проектов выступает и как развивающий метод, так и метод оценивания. Преподаватель вуза, оценивания результаты проектной деятельности, имеет возможность выявить уровень освоения трудовых действий будущего учителя истории – проектирование профессиональной деятельности, т.к. это обеспечивается компетенциями: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12), способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9). Кроме формирования этих доминирующих компетенций метод проекта обеспечивает возможность для возникновения других компетенций и трудовых действий:
- самостоятельности выполнять работы над проектом (высказывать оригинальные идеи и способа решения проблемы, ставить цели, осуществлять выбор средств достижения результатов и т.п.);
- умения работать в команде и сотрудничать с участниками выполнения проекта;
- осуществлять трансфер теоретической новой информации в процесс создания проекта;
- использовать универсальные умения (добывать, анализировать, понимать информацию и т.п.);
- умения организовать и провести презентацию;
- проявить навыки рефлексии;
- сформулировать значение полученных результатов.
Метод проектов есть синтезированный метод целенаправленно формирующий совокупность компетенций, обеспечивающих возникновение одновременно нескольких трудовых действий. Его необходимо целенаправленно использовать преподавателями. Проектная деятельность проходит ряд этапов, содержание которых определяет обучающий и развивающий эффект проекта, суммарную оценку его выполнения и готовит к осуществлению различных видов деятельности учителя истории (педагогическую, исследовательскую, культурно-просветительскую), а также к освоению общепедагогических функций (обучения, воспитания, развития). Уровень компетентности специалиста тем выше, чем шире сфера его деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
Проект – это завершенный цикл продуктивной деятельности студентов, ограниченный во времени и другим ресурсам, позволяющий обеспечить подготовку компетентного учителя истории. Условиями формирования большинства компетенций являются: опыт успешных действий по решению реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать) и способности дать развернутое пояснение полученным результатам. Проектный метод формирования и развития компетенций в настоящее время наиболее эффективен за счет своей многоплановости и связанной с нею возможности комплексного оценивания целого ряда важнейших компетенций и практических результатов. Организация проектной деятельности в учебном процессе является важным моментом в формировании многих компетенций, а также позволяет провести оценивание этих компетенций в процессе деятельности студентов. Контроль личностных и профессиональных компетенций предполагает экспертную оценку в ходе выполнения групповых работ или презентации результатов выполнения индивидуальных заданий. Такие задания должны быть комплексны и сложны, чтобы названные компетенции могли быть проявлены студентами в полной мере. При командной (групповой) подготовке проектов должен быть указан вклад каждого члена группы в разработку соответствующих разделов, что должно быть подтверждено в процессе защиты проектов. Метод проекта обеспечивает глубокое усвоение основ изучаемых дисциплин, а также связей между ними и в различных дисциплинах связей отдельных разделов между собой; развитие способности критически подходить к содержанию дисциплин при решении той или иной учебной проблемы, интегрирования знаний из различных учебных дисциплин для решения проблемы, обосновывать применимость различных знаний к конкретной ситуации или отсутствие таковой; умение самостоятельной работы и работы в команде, поиска новых знаний из различных источников, обсуждать и отстаивать свои предложения по решению проблемы.
Методические рекомендации к проведению защиты проекта
Цель: оценить компетенции, связанные с формированием себя как личности безопасного типа в социальной, образовательной, информационной, природной и техносферной среде, умением ориентироваться в информационном пространстве; оценить уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.
Настоящий проект является индивидуальным и завершает модуль в виде его итогового события. Он позволяет оценить компетенции как проектно-технологического, так и профессионально-коммуникативного кластера, а также оценить степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, применение полученных знаний и навыков, оценить навык анализа важности информации и степень её осмысления, оригинальность идеи и способа решения проблемы, творческий подход при подготовке и уровня организации и проведения презентации.
Этапы организации защиты проектов:
1.Выбор темы. Тема для должна быть актуальной для безопасности образовательной среды, представлять интерес для участников, иметь несколько вариантов решения или содержать дискуссионные моменты, требовать знаний полученных не только из обязательной учебной литературы, но и из дополнительных научных источников.
2. Подготовка проекта:
а) определение проблемы и обоснование актуальности, анализ изученности, определение цели проекта и поэтапных задач.
б) разработка плана работы, определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения проекта, выбор формы работы над проектом (индивидуальная), выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
в) реализация проекта: студенты, в соответствии с заданием, планом и графиком самостоятельной работы осуществляют проектную деятельность, преподаватель оказывает студентам стимулирующую поддержку и управляет их деятельность через систему консультаций.
г) завершение проектной деятельности и оформление результатов, подготовка презентации проекта.
Требования к выполнению проектного задания:
- объем работы: 6-12 м.п.с. (Time, 14 пт., 1,5 интервала);
- использовать не менее 10-15 литературных источников;
- оформление работы: титульный лист, оглавление, основная часть, выводы, список литературы;
- презентация к работе (8-15 слайдов).
3. Проведение защит проектов. Защиту проектов начинает преподаватель. Он представляет участников защит, направляет ход мероприятия, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут.
Оценивание:
1. Содержательная часть выступления. Формулировка проблемы. Обоснование темы. Наличие аналитической записки, в которой проводится сравнительный анализ и/или оценка какого-либо предложения (идеи, замысла, проекта программы) по безопасной среде жизнедеятельности, в т.ч. безопасной образовательной среде:
К выступлению есть конспект, использован адекватный научный материал. В выступлении сформулирована проблема, проведён ее анализ, указаны причины её возникновения. Предложены возможные способы решения проблемы и последствия её существования | 11-14 |
Описал проблему, обозначил её понимание, обозначил цели и задачи своего выступления. Предложил некоторые способы решения проблемы или сделал выводы относительно её значимости | 1-10 |
Выступление не содержит собственных выводов, содержит только описательный компонент. Использованный материал не соответствует поставленным задачам выступления | 0 |
2. Аргументация собственного мнения по проблеме. Смысловая цельность, связность и последовательность изложения. Краткость, ёмкость, лаконичность. Выделение ключевых особенностей. Структурированность доклада, чёткость и логика выступления. Свободное владение материалом.
Материалом владеет свободно, сообщение четко структурировано и логично | 7-10 |
Есть незначительные погрешности в изложении, в сообщение можно выделить отдельные структурные компоненты, прослеживается логика выступления | 1-6 |
Недостаточное владение материалом, сообщение не структурировано | 0 |
3. Точность и выразительность речи. Соблюдение речевых норм. Культура выступления, ясность и четкость речи. Владение аудиторией.
Выступление обращено к аудитории, речь ясная, четкая | 6-8 |
Выступление с опорой на текст, презентацию, путаница в речи, оговорки | 1-5 |
Чтение с листа | 0 |
4. Доклад с презентацией. Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики).
Презентация с использованием дополнительных медиа-эффектов | 6-8 |
Стандартная презентация | 1-5 |
Нет презентации | 0 |
- Ответы на вопросы.
Дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы | 8-10 |
Уход от точного ответа или ответ с повтором фрагмента выступления | 1-7 |
Нет ответа | 0 |
Оценочный лист (пример)
№ п/п | Критерии | Баллы |
1. | Содержательная часть выступления. Формулировка проблемы. Обоснование темы. Наличие аналитической записки, в которой проводится сравнительный анализ и/или оценка какого-либо предложения (идеи, замысла, проекта программы) по безопасной среде жизнедеятельности, в т.ч. безопасной образовательной среде. | |
2. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Смысловая цельность, связность и последовательность изложения. Краткость, ёмкость, лаконичность.Выделение ключевых особенностей. Структурированность доклада, чёткость и логика выступления. Свободное владение материалом. | |
3. | Точность и выразительность речи. Соблюдение речевых норм. Культура выступления, ясность и четкость речи. Владение аудиторией. | |
4 | Доклад с презентацией. Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики). | |
5. | Ответы на вопросы. |
Итоговая оценка по модулю:
событие 1 (промежуточная аттестация 1)
+ событие 2 (промежуточная аттестация 2)
+ событие 3 (итоговая аттестация)
максимальная оценка: 25 + 25 + 50 = 100 баллов.
Зачёт выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 60 баллов, причём не менее, чем по 15 баллов по событию 1 и событию 2 и не менее 30 баллов по событию 3 (итоговому).
- Проектная деятельность студента.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Этапы разработки проекта:
1. Исходный этап: разработка проектного задания включает в себя ряд подэтапов:
- определение проблемы и обоснование актуальности, анализ изученности,
- определение цели проекта и поэтапных задач.
2. Этап разработки плана работы над проектом включает в себя ряд подэтапов:
- определение сроков и составление плана выполнения проекта;
- выбор средств и методов выполнения проекта;
- выбор формы работы над проектом (групповая) и распределение обязанностей между студентами;
- выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
3. Этап реализации проекта. На этом этапе студенты, в соответствии с заданием, планом и графиком самостоятельной работы осуществляют проектную деятельность. При этом преподаватель оказывает студентам стимулирующую поддержку и управляет их деятельность через систему консультаций.
4. Этап завершения проектной деятельности и оформления результатов. Результаты выполнения проекта обязательно должны быть представлены и оценены. В рамках данного этапа предполагается общественная презентация проекта и оценка проекта в соответствии с заданными критериями.
Требования к выполнению проектного задания:
- объем работы: 6-12 м.п.с. (Time, 14 пт., 1,5 интервала);
- использовать не менее 6-8 литературных источников;
- оформление работы: титульный лист, оглавление, основная часть, выводы, список литературы;
- презентация к работе (8-15 слайдов).
Проектная деятельность проходит ряд этапов, содержание которых
определяет обучающий эффект проекта и суммарную оценку его выполнения
1. Осмысление проблемы и формулирование цели и задач проекта
(для преподавателя и студентов)
1.1.Проблема
Понимает проблему | 1 балл |
Объясняет выбор проблемы | 2 балла |
Назвал противоречие на основе анализа ситуации | 3 балла |
Назвал причины существования проблемы | 4 балла |
Сформулировал проблему, дал анализ ее причины | 5 баллов |
1.2 Целепологание
Формулирует и понимает цель | 1 балл |
Задачи соответствуют цели | 2 балла |
Предложил способ убедиться в достижении цели | 3 балла |
Предложил способы решения проблемы | 4 балла |
Предложил стратегию | 5 баллов |
1.3 Планирование
Сделал сообщение о работе над проектом | 1 балл |
Определил последовательность действий | 2 балла |
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы | 3 балла |
Обосновал ресурсы | 4 балла |
Спланировал текущий контроль 5 баллов | 5 баллов |
1.4. Оценивание результатов
Сравнил продукт с нормативом | 1 балл |
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу | 2 балла |
Предложил критерии для оценки продукта | 3 балла |
Оценил продукт в соответствии с критериями | 4 балла |
Предложил систему критериев | 5 баллов |
1.5 Значение полученных результатов
Описал ожидаемый результат | 1 балл |
Рассказал, как будет использовать полученный результат | 2 балла |
Обосновал потребителям и области использования полученного результат | 3 балла |
Дал рекомендации по использованию полученного результата | 4 балла |
Спланировал продвижение или указал границы применения полученного результата | 5 баллов |
Максимальное число баллов 25
2. Работа с информацией
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы | 1 балл |
Называет пробелы в информации по вопросу | 1 балл |
Назвал виды источников, необходимые для работы | 3 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 4 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 5 баллов |
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод | 1 балл |
Привел пример, подтверждающий вывод | 2 балла |
Сделал вывод и привел аргументы | 3 балла |
Сделал вывод на основе критического анализа | 4 балла |
Подтвердил вывод собственной аргументацией | 5 баллов |
Максимальное число баллов – 10
3. Оформление работы
Не соблюдает нормы | 1 балл |
Неточное соблюдение норм | 2 балла |
Соблюдает нормы, заданные образцом | 3 балла |
Использует вспомогательную графику | 4 балла |
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства | 5 балла |
Максимальное число баллов– 5
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме | 1 балл |
Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 балла |
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент | 3 балла |
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные Материалы | 4 балла |
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы | 5 баллов |
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы | 1 балл |
Развернутый ответ | 2 балл |
Привел дополнительную информацию | 3 балла |
Привел объяснения или дополнительную информацию | 4 балла |
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы | 5 баллов |
4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы | 1 балл |
Назвал сильные стороны работы | 2 балла |
Назвал слабые стороны работы | 3 балла |
Указал причины успехов и неудач | 4 балла |
Предложил способ исключения неудач | 5 баллов |
Максимальное число баллов –15
5. Степень самостоятельности работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид | 1 балл |
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения | 2 балла |
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности | 3 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения | 4 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески | 5 баллов |
Максимальное число баллов – 5
6. Дизайн, оригинальность представления результатов
Максимальное число баллов – 25
Итоговая оценка за проект __________________________
«___» _______________ 200 ___ г.
_______________________________(ФИО преподавателя)
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценки можно
осуществлять по схеме:
o «5» (отлично) - от 85% максимального балла и выше;
o «4» (отлично) - от 71% до 84%;
o «3» (удовлетворительно) - от 50% до 70%;
o менее 50% - неудовлетворительная оценка.
Пример таблицы оценок по результатам выполнения проекта
Критерии | Учебный проект | ||
Интеллектуальный -логика | |||
-методология исследования, -творчество/инновация | |||
Информационные -поиск, -обработка/перевод, представление/трансляция | |||
Организационные -планирование -исполнение планов, соблюдение сроков, -учет ресурсов | |||
Коммуникативные -общая грамотность -терминология -работа в группе | |||
Рефлексивные -R-1 -R-2 -актуальность (кому это нужно) | |||
Общий балл: | |||
Итоговая оценка за проект |
Оценка сформированности компетенции «Навыки работы в команде»
ФИО | Характеристики | 1 | 2 | 3 | 4 | Средний балл |
Исследует и собирает информацию | ||||||
Выполняет обязанности в соответствии с ролью в команде | ||||||
Честно участвует в работе | ||||||
Прислушивается к мнению других членов команды |
Основными алгоритмическими действиями при проектировании студентами модели воспитания выступили:
- определение ценностно-целевого ориентира как прогнозируемого результата воспитания;
- осуществление набора методов воспитания, ориентированных на достижение целевой установки и обеспечивающих возможность поиска оптимального решения в зависимости от характера поведения личности и её мотивов;
- создание набора ситуаций, включающих ребёнка в практико-ориентированную деятельность и общение как среду проявления спрогнозированных результатов воспитания личности.
Основными алгоритмическими действиями при проектировании студентами модели учебной деятельности являются:
- проектирование учебного и личностно-развивающего результата деятельности;
- создание различных моделей предъявления учебной задачи как проблемы и условий её разрешения;
- разработка вариантов способов решения учебной задачи;
- определение методов мотивации учащихся на достижение результатов и личностного успеха в учебной деятельности;
- создание набора методов оценивания учебных успехов и личностного развития учащегося
Оценивание результатов проектной деятельности позволяет выявить:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения
отведённой роли;
- практическое использование ЗУН;
- важность новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи и способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или
исследования;
- уровень организации и проведения презентации;
- владение рефлексией;
- творческий подход при подготовке объектов наглядности презентации;
- значение полученных результатов [91].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"
В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...
статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...
Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления
Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...
"Основные методы и задачи метода проектов"
Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...
Метод проектов как метод взаимодействия с семьей
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...
«Основные методы и задачи метода проектов»
Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...
Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"
Стандарт педагога предполагает овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...