РППС
методическая разработка (подготовительная группа)

Мирскова Жанна Мухтаровна

Педидеи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedidei.docx111.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации построения образовательной среды ДОУ

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса

(подготовительная группа №18 «Всезнайки» МАДОУ «Чебурашка»

по адресу ул. Прибалтийская, д.7)

Пояснительная записка

В связи с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Мы считаем, что главная задача ФГОС ДО – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

Данные рекомендации разработаны для построения образовательной среды ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса.

Основная часть

Мы, воспитатели подготовительной группы №18, реализуем модель образовательной  программы с учетом ФГОС ДО, приемлемую  конкретно для нашей группы, содержащую оптимальный комплекс форм и методов организации детских видов деятельности и логику их использования для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития старших дошкольников. Данная модель состоит из трех этапов:

В своей деятельности руководствуемся нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Особенностью компонента целеполагание нашей модели является наличие задач, отражающих деятельность группы по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования учреждения.

Отличительным компонентом, определяющим основу нашей модели, стал  научно-методологический компонент. В основе его реализуемые в ДОУ программы, включенные в часть, формируемую участниками образовательных отношений:

  • Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Социокультурные истоки» Кузьмина И.А., Камкина А.В.;
  • Парциальная программа «Как научить шахматам» А. Костенюк, Н. Костенюк.

Содержательную основу данных программ составляют духовно-нравственный, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту - РППС). Следует отметить, что системно-деятельностный подход используется не только в организации образовательной деятельности с детьми, его составляющие элементы находят своё эффективное применение и в организации режимных моментов, и в работе с семьями воспитанников.

Данные аспекты формирования РППС дают возможность учитывать  основные задачи развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Являясь участниками регионального проекта «Математический знайка» с целью повышения у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развития творческих способностей, навыков и умений детей, создаем условия для познавательно-творческой деятельности посредством центра «Знатоки».

Содержание РППС по региональному компоненту также включает:

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непрерывной непосредственно образовательной деятельности; так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

При создании РППС подготовительной к школе группы учитывали требования Основной образовательной программы дошкольного образования учреждения, что способствует реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, морально-ценностного и деятельностного:

 Предметно-развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Учитываются результаты  педагогической  диагностики. Соответствует возрастным, индивидуальным особенностям детей

При организации РППС важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. Предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.

В группе также созданы различные центры активности:

  • Центр песка и воды

Цель: закрепить свойства песка и воды

Материалы оборудование: 2 лотка, песок, формочки для песка, лопаточки, ведерочки, трубочки, воронки, лодочки, кораблики, совочки и емкости разного размера

  • Центр творческой деятельности «Волшебная кисточка» 

Цель: развитие творческих способностей детей

Материалы оборудование: Пластилин, дощечки для лепки. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, настольно - печатные игры.       

Д/И « Занимательная мозаика»

Д/И « Цвет в природе»

Д/И « Нарисуй по образцу»  и т.д.

  • Центр театрализованной деятельности « Юные артисты» 

Цель: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Материалы оборудование: куклы , маски, мелкие игрушки, чемодан сюрпризов, материал для настольного и пальчикового театра. Фланелеграф по сказкам : «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя» , «Морозко», «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» Магнитный театр «Маша и медведь», «Три поросёнка», «Теремок»

Д/И « Расскажи сказку», «Расскажи сказку по картинкам», «Расскажи сказку по схемам» и.т.д.

  • Центр музыкальный «Мы музыканты»

Цель: воспитание благородного человека  путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке

Материалы оборудование: разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами.  

Д/И на развитие музыкального слуха: «Весёлые подружки», «Знаешь ли ты музыкальные инструменты». «Удивительный светофор».  «Урок музыки». «Лесенка».

  • Центр математики «Сосчитай-ка»

Цель: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Материалы оборудование: игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер».

Д/И: «Геометрическое лото», «Весёлый конструктор», «Числовые домики», «Волшебные баночки» «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу» . Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

  • Центр развития речи «Будем говорить правильно»

Цель:  Формирование познавательно – речевого, интеллектуального развития у детей дошкольного возраста посредством игры, ведущего вида детской деятельности.

Материалы оборудование: В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи.

Игры на звукоподражание: «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».

Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок»,«Вертушка»,«Султанчики»,«Кораблики».

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».

Картотека артикуляционных игр и упражнений.

Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».

Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала ,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

  • Центр книги «Мир книги» 

Цель: Прививать любовь, уважение и интерес к книге, стремление к общению с ней, воспитывать в детях будущих книголюбов. 

Материалы оборудование: Художественная литература: сказки, рассказы, повести, стихи.. Альбомы: «портреты писателей», поэтов.

  • Центр физического развития «Я росту здоровым!» 

Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Материалы оборудование: спортивное  оборудование: гантели, кегли, боксёрская груша, обручи, скакалки, мячи, ленты и т.д. Традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Картотеки игр: народные, хороводные, подвижные. Оборудование для закаливания: дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания. Загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта.

  • Центр безопасности «Должен знать каждый» 

Цель:  закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Материалы оборудование:  В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, макеты улиц, дидактические игры, настольные обучающие игры, настольные дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. 
игрушки соответствующей тематики - набор доктора, пожарную машину, автомобиль ГАИ и т.п. Папки передвижки по пожарной безопасности, советы врача при оказании первой помощи, о правилах дорожного движения фотографиии детские рисунки.    

  • Центр природы «Мы любим и бережем  природу»

Цель: научить детей воспринимать красоту природы,  понимание необходимости беречь природу.  Материалы оборудование: комнатные растения, календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, иллюстрации о смене времен года.

  • Центр дежурства «Помощники»

Цель: воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.

Материалы оборудование: Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.

  • Центр сюжетно - ролевой игры « Поиграй-ка» 

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Материалы оборудование: В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Салон красоты «Принц и принцесса»: зеркало, муляжи женской, мужской, косметики. Журналы причёсок, макияжа, мод. Игрушки   инструменты: фен, бритва, плойка, набор расчёсок, ножницы и т.д.
Ателье  «Модницы»  Разные виды ткани: ситец, лен, шерсть, драп, вельвет, фланель, шёлк и др. Лекало: фигурные линейки для портных. Швейная машина. Фурнитура: разные виды пуговиц, ниток, бусин, лент, кнопки, кружева, крючки, наклейки и др. Альбомы: «Женская одежда», «Одежда зимой», «Праздничная одежда», «И в будни - нарядно», «Школьная форма», «Образцы тканей». Дидактические игры.

Детский сад «Чебурашка» Телефон, книги, папки, с документами, картины, игрушки, музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, медицинский инвентарь и т.д.

Библиотека «Хочу все знать» Формуляры, читательский билет, книги, журналы и т.д.
Школа «Всезнайка» Звонок, журнал, учебники, тетради, ручки, карандаш, линейки, дневник, ноты, краски, картон, цветная бумага, свисток, секундомер, телефон, документы.

Парикмахерская «Фея» Муляжи женской, мужской, детской косметики, игрушки инструменты.

Магазин «Монетка» Касса, чековая лента, деньги, пакеты, макеты, муляжи, коробочки.

Военно-Морской флот «Маленькие капитаны» Штурвал, бескозырки, воротники, бинокль, аптечка, планшет, карты, сигнальные флажки, компас

Военные «Российская армия» Карты, планшет, бинокль, рация, радио телефон, фуражки, береты, китель, пилотки, средство защиты (противогаз).

Почта «Веселый почтальон» Посылки, бандероль, конверты с письмами, открытки, газеты, журналы, телеграммы, сумка почтальона, почтовый ящик.

Больница. Поликлиника «Айболит» Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, рентгеновские снимки, лабораторная карта, фанэндоскоп.

Дом. Семья. Дочки матери «Жилая комната»  Коляски, макет дома с мебелью для Вани и Мани и.т.д.

Правила уличного движения «Школа дорожных наук»: Форма милиционера, жезл, радар, радиотелефон, рация, машина, квитанции.

  • Центр конструирования  «Мы строители» 

Цель: приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом.

Материалы оборудование: Разные  виды конструктора  мелкий  (настольные), крупный (напольный) строительный  материал и лего и др. Разные  виды  транспорта: наземный, водный, воздушный Дорожные знаки.  Альбомы: «Разные виды домов», «Разные виды мостов». Природный и бросовый материал: крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др. Столярная,  слесарная мастерская с различными инструментами и материалом: молоток отвёртка, рубанок, пассатижи, шведский ключ, рожковые ключи, гвозди, болты и др.

Среда также строится с учетом специфики пола с целью обеспечения возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и оказания помощи им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.

Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

При организации образовательной среды учитываем также физиологические особенности развития воспитанников - мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчики занимают места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки.

Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.        

В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики.  У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

Таким образом, развивающие возможности среды группы, направленные на общее развитие детей, создают условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Предусматривается создание условий  для самовыражения детей. Учет интересов, увлечений, образовательных планов детей с целью их использования в образовательном процессе.

Для формирования детской самостоятельности мы выстраиваем образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы мы регулярно создаём ситуации, в которых дошкольники учатся:

  1. при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
  2. совершать выбор и обосновывать его (для этого детям можно, например, предложить специальные способы фиксации их выбора);
  3. предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
  4. планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
  5. оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребёнок имеет свободный доступ к ним.

Предусматривается  использование  современных образовательных технологий

В своей работе мы используем современные образовательные технологии, которые направлены на реализацию ФГОС ДО. К ним мы относим:

Создаются условия для личностно-ориентированного  подхода к каждому ребенку

Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. 

В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При формировании группы мы учитывали личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов. Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.

Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении ООД. Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например, в своей работе мы используем следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.). Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка. Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Применять задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Таким образом личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается ситуация успеха.

Учитываются  естественного  темпа развития ребенка. Наличие материалов для детей разного уровня развития.

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Г лавный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Учитываются  создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком  были бы взаимосвязаны

Создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком были бы взаимосвязаны, представляется в виде цепи: комплексное обследование; заполнение индивидуального паспорта здоровья и развития; разработка и реализация индивидуального маршрута с рекомендациями для воспитателей, специалистов и родителей; индивидуальная или дифференцированная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Используются инструментарий оценки и учета личностных достижений детей. Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

Тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей        

Предусматривает  использование  современных оценочных средств

Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды группы  определены приказом МАДОУ «Чебурашка» от 17.09.2018г. №245. В группе ведётся сводная карта по результатам оценивания развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Параметры развивающей предметно-пространственной среды отслеживались на предмет ее соответствия возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы дошкольной образовательной организации.

В качестве требований нами рассматривались:  

  • насыщенность среды;  
  • трансформируемость пространства;
  • полифункциональность материалов;
  • вариативность среды;
  • доступность среды;
  • безопасность предметно-пространственной среды.

Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей.

Что должен знать педагог при организации, развивающей предметно-пространственной среды в группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

ФИРО разместило на своем сайте рекомендации к составлению ООП и к организации РППС

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внедрения ФГОС ДО, первые примерные образовательные программы для дошкольных организаций должны быть уже утверждены...Читать тему на форуме:...

Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО

В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Назначение и цели организации РППС ДОО

Назначение и цели организации РППС ДОО...