Назначение и цели организации РППС ДОО
консультация на тему

Корсакова Инна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Назначение и цели организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

-  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

- создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализаци различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.

Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.



Предварительный просмотр:

РППС дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач в каждой возрастной группе дошкольной организации.

ФГОС ДО обозначает требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам.

Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

- Реализация различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

- Организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- Реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Полноценное и одновременное функционирование РППС позволит создать целостную развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. В том числе, организация РППС таким образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны исвязаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) недолжны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

- Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.

- Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий.

- Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.

- Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.

Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти свое отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.

Организация пространства

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

Примерный перечень зон для организации РППС:

- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

- для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.



Предварительный просмотр:

Основные принципы организации РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, отменяющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

- Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

-    Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

- Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

- Соответствие возрастным возможностям детей;

- Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

- Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

- Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов)непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

- Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

Приказ о назначении ответственного за организацию и проведение работы по профилактике ДДТТ

Приказ от 2021 г. о назначении ответственного за организацию и проведение работы по профилактике ДДТТ...

Приказ от 31.08.2021 № 356 О назначении ответственного за организацию работы с детьми по пожарной безопасности МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка» в 2021-2022 учебном году

Приказ от 31.08.2021 № 356  О назначении ответственного  за организацию работы с детьми  по пожарной безопасности  МАДОУ города Нижневартовска  ДС №66 «Забавушка» ...

Приказ о назначении ответственного за организацию ППМС помощи в дошкольном учреждении 2022-2023

Приказ о назначении ответственного за организацию ППМС помощи в дошкольном учреждении 2022-2023...