Предстaвление педагогического опыта "Психологическая готовность ребенка к школе"
методическая разработка
Представление педагогического опыта работы педагога - психолога "Психологическая готовность ребенка к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Предстaвление педагогического опыта
Бояркиной Марии Анатольевны,
педагога - психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ардатовского муниципального района
Детский сад «Рябинка» комбинированного вида»
Я, Бояркина Мария Анатольевна, работаю педагогом – психологом в МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида. Стаж педагогической работы 15 лет, в данном детском саду 10 лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИТК. В 2020 году прошла курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО «МРИО».
В своей работе систематически использую и реализую коррекционно – развивающую программу В.Л. Шарохоной, Ю.А. Афонькиной, системно использую программу интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей Н. Ю. Куражевой, И. А. Козловой «Цветик-семицветик» с учетом ФГОС и итогового обследования работы за год и добиваюсь позитивной динамики.
При работе с детьми большое внимание уделяю психологической готовности детей к школе.
Обоcнование aктуальности и перспективности oпыта.
Психологическaя готовность к школьному oбучению - oднa из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Пoд психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Модернизация системы образования в России затронула как начальную, основную и профильную школы, так и систему дошкольного образования. Этап «преддшкольного образования» введен для того что бы обеспечить равные стартовые возможности дошкольников для поступления в школу и доступности получения дошкольного образования независимо от места жительства, социального статуса и рекомендована как один из эффективных способов развития готовности дошкольников к обучению в школе.
Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению. В основе этого явления лежат самые разные факторы, как биологические, так и интеллектуальные и социальные: особенности конституции ребенка, перенесенные болезни, травмы, педагогическая запущенность и другие. В связи с этим, изучение психологической готовности детей к школе является важной и актуальной задачей и занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
В настоящее время эта проблема имеет особую значимость, так как идет резкая смена социально-экономической ситуации в обществе. В этих условиях происходят качественные (психические, психофизиологические, личностные) изменения современного ребенка - дошкольника.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Для проведения успешной психологической подготовки детей к школьному обучению, важно выявить индивидуальные особенности ребенка. С этой целью я провела исследования по определению психологической готовности детей к школьном обучению по методике Н.И.Гуткиной. Так же наблюдала за детьми во время игр и режимных моментов.
Результаты показали у 30% детей очень низкий уровень подготовленности к школьному обучению. Также были определены приоритетные направления работы по формированию эмоциональной, интеллектуальной и социальной школьной зрелости, где необходимым компонентом является профилактика школьной дезадаптации.
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС главное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольника, создающая наиболее благоприятные условия для познавательного развития ребенка. В игре дети, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Именно поэтому одним из путей формирования готовности к школе у детей я вижу в использовании дидактических игр и упражнений интеллектуального игрового характера.
Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель: изучение психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к школьному обучению.
Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной проблеме.
- раскрыть современные трактовки проблемы подготовки детей к школе.
- изучить компоненты психологической готовности к обучению в школе.
- рассмотреть особенности психологической готовности к школьному обучению 6-7-летних детей.
- провести психодиагностическое обследование психологической готовности детей к школьному обучению.
- провести коррекционную работу с детьми, имеющими недостаточный уровень психологической готовности.
Теоретическая база опыта.
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших, сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.
Л.И. Божович отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Эта позиция выступает как критерий готовности к обучению в школе. Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. При личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала мотивационный аспект.
Механизм образования познавательной мотивации на основе широких социальных мотивов путем сдвига мотива на цель был описан А.Н. Леонтьевым.
Е.Е. Кравцова определяет степень психологической готовности к школе через уровень отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе, способностью ребенка к произвольному общению с педагогом и сверстниками по поводу учебной деятельности.
Коммуникативная готовность делает возможным продуктивное сотрудничество ребенка с учителем и успешную передачу культурного опыта в процессе обучения .
Характеризуя уровень коммуникативного развития ребенка, готового к школе, В.С. Мухина говорит о том, что он выходит на новый уровень общения. Дошкольник готов к новому месту в социальном пространстве человеческих отношений. Коммуникативная готовность для В.С. Мухиной неразрывно связана с уровнем развития самосознания, рефлексии, волевых процессов.
Н.И. Вьюнова характеризует самосознание ребенка как глобальное переживание собственной ценности, веру в возможность самосовершенствования.
Р.В. Овчарова включает эмоциональную зрелость в структуру эмоционально-волевой готовности и рассматривают ее наравне с развитием произвольности, элементов волевого действия, дисциплинированности, устойчивой эмоциональности и позитивного эмоционального настроя по отношению к себе и окружающим.
Сформированность всех видов умственных способностей (сенсорных, интеллектуальных, творческих) выступает важнейшим критерием готовности ребенка к школе в исследованиях Л.А. Венгера.
Воображение дошкольника, по мысли О.М. Дьяченко, отрывается от конкретного предмета, возникают сложные структурированные замыслы, используются образы- включения.
Психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и сферы произвольности.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Для реализации своего опыта работы по психологической готовности ребенка к школе было составлено перспективное планирование. Я действую в нескольких направлениях. Во-первых, создаю необходимые условия:
-специальную развивающую среду, подбираю оборудование и игрушки, которые должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность. В своей работе использую занятия в которой оказывают положительное воздействие на психику и создают дополнительный потенциал для психологической готовности детей.-подбираю методические материалы, обеспечивающие реализацию основных направлений работы согласно составленному "перспективному плану работы".
-создаю игровую мотивацию, ввожу сюрпризные моменты на занятиях.
Во-вторых, я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:-Доступность речи, образность: сложную информацию преподношу в понятной форме, которая доступна детям соответствующего возраста и психического развития.-Принцип индивидуализации: всегда применяю индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываю его особенности, возможности здоровья, возрастной и жизненный опыт.
-Принцип наглядности: использую плакаты, предметные и сюжетные картинки, схемы, муляжи, презентации.
-Принцип занимательности –весь изучаемый материал увлекательный, интересный для детей, создает желание выполнять предлагаемые упражнения.
-Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
В своей работе по формированию готовности к школе использовала дидактические игры и упражнения.
Ежемесячно с родителями проводятся мероприятия, направленные на обучение родителей приемам готовности ребенка к школе :
-круглый стол: «Ваш ребёнок на пороге школы»
-мастер-класс: «Поиграем вместе с детьми»
-выпуск консультаций, памяток-проведение индивидуальных консультаций и выступление на родительских собраниях.
Анализ результативности.
Анализ данных показывает, что при условии игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению, учета общих закономерностей становления психологической готовности к школьному обучению наблюдаются положительных результатах:
- частично решены задачи усвоения детьми современные проблемы подготовки детей к школе.
- у детей сформировано эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что моя работа достигла определенных положительных результатов и целостное образование, предполагающий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, речевой сфер и сферы произвольности. помогли в формировании готовности к школьному обучению.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Формирование готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Существующая система методик позволяет квалифицированно диагностировать уровневые характеристики психологических особенностей детей, осуществлять обоснованный отбор дошкольников для поступления в школу и определять оптимальные условия организации учебно-воспитательного процесса для каждого ребенка. При этом методики позволяют не только констатировать наличный уровень развития тех или иных психических функций, но и выявляют причины, обусловливающие данный уровень. В соответствии с этим появляется возможность прогнозировать пути дальнейшего становления психологических особенностей ребенка. Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Но правильная подобранна система дидактических игр и упражнений дала положительные результаты работы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по формированию готовность к школьному обучению у детей через дидактические игры в настоящее время перенимается педагогами МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида и может быть распространен среди других дошкольных образовательных учреждений. Представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru, а также на сайте детского сада, и могут использованы в своей работе воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необ...
Психолого-педагогические условия готовности ребенка к школе
Консультация для родителей будущих первоклассников...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе.
Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе. Основные психолого-педагогические критерии - это...
Педагогический проект "Готовность ребенка к школе".
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данн...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...