Экологический проект "Зимующие птицы"
проект (средняя группа)
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.docx | 116.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы»
Экологический проект
«Зимующие птицы»
Составила и выполнила:
Воспитатель высшей категории
Гудкова Вероника Георгиевна
Г. Москва
Экологический проект «Зимующие птицы»
Продолжительность: январь 2020год
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: воспитанники средней группы №4, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение различать и называть зимующих птиц
- Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)
Развивающие:
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе, желания помогать птицам в трудное для них время
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
3. Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку
4. Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы проекта
I этап – подготовительный
- Подбор методической и художественной литературы по теме
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе (тематический альбом «Зима и зимующие птицы», книги о птицах
- Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей
- Разработать план проекта
II этап – основной
Беседы:
- «Что мы знаем о птицах»
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»
- «Кто заботится о птицах»
- «Пользу или вред приносят птицы?»
- «Меню птиц»
Дидактические игры:
- «Улетает или нет»
- «Угадай птицу по описанию»
- «Каких птиц зимой не увидишь»
- «Назови птичку, которой не стало»
Художественная литература:
- Загадки, пословицы о птицах
- И.Тургенев «Воробей»; В.Сухомлинский «О чем плачет синичка»
- Чтение стихотворений о зимующих птицах
Подвижные игры:
- «Воробушки и автомобиль»
- «Воробушки и кот»
- «Птички в гнездышках»
НОД:
- «Зимующие птицы» - познавательное развитие
- «Птичка на ветке. Снегирь» - худ.-эстетическое развитие (аппликация)
- «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» ФЭМП
- «Синички» худ.-эстетическое развитие (рисование)
Экспериментальная деятельность:
- «Вкусняшки для птиц»
Работа с родителями.
- Изготовление кормушки на участок
- Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»
- Консультации: «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Из чего можно сделать кормушку для птиц»
- Рекомендации родителям.
III этап – заключительный
- выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»
- Развешивание кормушек на участке
Итог
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.
Список литературы
1. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. /Волгоград: Учитель, 2014. –С. 43 -46.
3. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. /Минск: Асар, 2010.– С. 48-49.
4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ , 2016. – 64 С.
Приложение 1
Информация для родителей «Покормите птиц зимой»
Птицам трудно приходится зимой. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна...). Чем мы можем помочь им? Нужно делать кормушки.
Кормушка
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Cамая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.
Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушку для птиц так,чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.
Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
Меню для птиц
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим .
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Приложение 2
Физкультминутка
Белая крупа сыплется в сад (медленно опускаем руки)
А воробьи обедать летят (летаем, взмахи руками)
Стайкой сели. Стали клевать (присели, клюем зернышки)
Что за еда? Не могут понять (встали, руки в стороны, вращения головой)
Это не крупка, не творожок (поднимаем плечи вверх)
Это холодный белый снежок (похлопывания руками)
Пальчиковая гимнастика
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
(Загибать пальчики по одному)
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп, и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под
щеку.)
Приложение 3
Рекомендации родителям.
Прогулки с ребёнком – это уникальные условия для всестороннего и гармоничного развития, где в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлений, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут использовать всё время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Зимой во время прогулки обратите внимание ребёнка на то, как трудно переносят холода зимующие птицы, Вот сидят на карнизе нахохлившиеся голуби, возле остановки в снегу копошатся в снегу воробушки. Выходя на прогулку, захватите с собой крошки белого хлеба (чёрный хлеб вреден птицам), горстку пшена, семена подсолнечника. Насыпьте корм в кормушку в парке. Если не найдёте кормушку, сделайте их сами из подручного материала (коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из тыквы) или нанизывайте на ниточку кусочки сухофруктов и сала получатся кормушки «гирлянды». Учите ребёнка узнавать птиц, называть их части тела.
Выучите с ребёнком стихотворение Е. Благининой «Прилетайте»
Голодно, холодно галки, воробьи?
Голодно, голуби, гуленьки мои?
Прилетайте в гости, полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Поиграйте с ребёнком в пальчиковую игру «Птички-невелички»
Птички полетел («птички»)
Крыльями махали, (махи кистями)
На деревья сели, («дерево» каждой кистью)
Вместе отдыхали
(«птица» каждой кистью)
Такие прогулки будут формировать у детей: желание заботится о зимующих птицах, основы экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....