Дидактическая игра. Обучающие карточки "Поговорим о сказках и мультфильмах"
картотека (младшая группа)
Перед использование данного игрового набора рекомендуется провести предварительную беседу на тему "Кто такой главный герой?", что такое "цель", "друг", "враг", "помощник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchie_kartochki_pogovorim_o_skazkah_i_multfilmah.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающие карточки «Поговорим о сказках и мультфильмах»
1. Пояснительная записка
Образовательная область – Речевое развитие
Рекомендуемый возраст – Ранний возраст (3-4 года)
Требуемые для работы знания и умения ребенка – предварительное чтение художественных произведений, соответствующие заявленному возрасту
Ожидаемые результаты – дети учатся самостоятельно анализировать смысл произведения: знакомятся с такими понятиями как главный герой, цель героя, друзья, враги, что или кто помог герою
Данный комплект игровых карточек может быть использован как для индивидуальных занятий с детьми в детском саду и дома, а также на занятиях по развитию речи в ДОУ.
При изготовлении карточек я выбирала героев из тех произведений, которые рекомендованы детям 3-4 лет и на мой взгляд наиболее им интересные.
Для занятий можно использовать заготовленные карточки. Можно «разрабатывать» и рисовать их вместе с детьми во время обсуждений.
По мере взросления карточки могут меняться
Также могут усложняться и условия игры.
2. Инструкция по использованию карточек:
Целевая аудитория: дети 3-4 лет
У каждого главного героя или главного персонажа сказки (мультфильма) есть:
ЦЕЛЬ
ДРУГ
ВРАГ
ПОМОЩНИК
Перед использованием данного игрового набора с детьми рекомендую провести предварительную беседу на тему кто такой главный герой, что такое «цель», «друг», «враг», «помощник»
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - главное действующее лицо в произведении. Может быть положительным или отрицательным
ЦЕЛЬ героя -то, что заставляет героя двигаться
ДРУГ героя - тот, кто спасает главного героя от ВРАГА
ВРАГ - мешает главному герою достичь ЦЕЛИ
ПОМОЩНИКИ - помогают главному герою достичь ЦЕЛИ
Для обозначения основных понятий я нарисовала «схематичные карточки»:
Варианты игры:
- Вариант
Воспитатель предлагает детям определенное произведение. Накануне занятия воспитатель прочитывает сказку. Дети, с помощью наводящих вопросов выясняют кто является главным героем, определяют его цель, называют друзей, врагов и помощников.
Вместе с воспитателем дети размышляют над смыслом произведения (чему учит данная сказка)
Например мы выбрали русскую народную сказку «Бычок- черный бочок, белые копытца»
Вспоминаем про что эта сказка.
Главная героиня - Нюрочка-девчурочка
ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе
Кто был другом Нюрочки-девчурочки? Кто помог ей попасть домой?
Другом и помощником Нюрочки был бычок
Кто был врагом Нюрочки? Баба Яга
Если дети затрудняются с ответами, можно сразу размещать все три картинки главный герой, «схематичная карточка», и изображение того, что подразумевает «схематичная карточка»
Когда дети освоили алгоритм игры – на доску помещается только изображение главного героя и «схематичная карточка» и только после ответа детей появляется соответствующая картинка.
- Вариант игры
На доске размещаются изображения всех героев сказки. Детям предлагается выбрать из предложенных вариантов
Главного героя
Цель
Друга
Врага
Помощника
Дети поясняют свой выбор
- Вариант игры
Можно играть только когда дети ознакомились с оригиналом произведения
Предлагается пофантазировать
Например: что было бы если бы у колобка была другая цель например сходить в магазин за кефиром (карточку с новой целью можно нарисовать прямо во время занятия ориентируясь на идеи детей)
Ниже я привожу примерный список сказок в которые можно «поиграть» с детьми. Я составила подробное описание, которое поможет вам в вашей работе.
Сказка «Колобок»
Главный герой - Колобок
ЦЕЛЬ - уйти из дома
ДРУГ - дед и баба
ВРАГ – заяц, волк, медведь, лиса
ПОМОЩНИК - тропинка
Чему учит: Быть хвастливым и заносчивым - нехорошо, и это может плохо закончиться. Надо слушаться взрослых, нельзя без спроса убегать из дома и разговаривать с незнакомцами.
Сказка «Волк и семеро козлят»
Главный герой - Козленок
ЦЕЛЬ – спастись от волка
ДРУГ – коза
ВРАГ - волк
ПОМОЩНИК – печка
Чему учит: Необходимо слушаться родителей, что козлята и делали, запирая дверь, но нельзя верить каждому слову, нужно быть более бдительными. Родителям нельзя надолго оставлять маленьких детей одних, нужно попросить кого-нибудь присмотреть за ними.
Враг может маскироваться и притворяться своим. Поэтому никогда нельзя терять бдительности. Не следует раскрывать посторонним информацию о близких людях. Козлята сообщили волку, что у их матери тонкий голос, и волк воспользовался этой информацией, изменив свой голос. И во второй раз козлята объяснили волку, почему они не откроют ему дверь. Волк изменил внешний вид своей лапы и обманул козлят.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Кто матери не послушает — в беду попадет.
Не за то волка бьют что сер, а за то, что козу съел.
Жадность последнего ума лишает.
Сказка «Бычок- черный бочок, белые копытца»
Главный герой - Нюрочка-девчурочка
ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе
ДРУГ – бычок
ВРАГ – баба яга
ПОМОЩНИКИ – бараны, козы
Чему учит: как важно не опускать руки перед трудностями и получить вовремя помощь и поддержку, учит быть осторожными, рассудительными, никогда не опускать руки в трудную минуту, а еще помогать людям, попавшим в беду.
Всегда можно найти выход из самых трудных жизненных ситуаций, если есть надежные друзья, которые придут на помощь.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Мир не без добрых людей.
Всякий человек в деле познается.
Кот петух и лиса
Главный герой - Петух
ЦЕЛЬ - вкусно поесть зернышек
ДРУГ - кот
ВРАГ – лиса
ПОМОЩНИК – "Гусли"
Чему учит: Учит быть осторожными с лживыми людьми, которые только прикидываются хорошими. А также помогает понять, в чем состоит истинная дружба.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
С хитрецом водиться — в оба глаза глядеть.
Эта сказка о крепкой дружбе, взаимовыручке, силе и смелости.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Не верь речам, где меду с лишком,
Не будь самоуверен слишком.
О чем говорит эта пословица, чему она учит?
/ Не надо верить ласковым словам, за которыми скрывается ложь./
/Надо верить своим глазам и оценивать действия поступков героев, а также прислушиваться к советам старших.
Теремок
Главный герой - Муха-горюха
ЦЕЛЬ – найти себе укрытие, дом
ДРУГ - блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушказайка-поплутайка лисичка сестричка, волк -«из-за кустов хватыш»,
ВРАГ - медведь
ПОМОЩНИК теремок
Чему учит: учит дружелюбию, гостеприимству и радушию
Доброта должна быть в меру, чрезмерная толерантность и услужливость -может разрушить наш дом (теремок).
Пословицы, поговорки и выражения сказки
В тесноте да не в обиде.
Сказка «Гуси-Лебеди»
Главный герой - Сестрица
ЦЕЛЬ - спасти братца
ДРУГ - Печка, Яблоня, Речка
ВРАГ – Баба Яга, Гуси-Лебеди
ПОМОЩНИК – братец
Чему учит: учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Сказка «Лиса и заяц»
Главный герой - Заяц
ЦЕЛЬ – жить в своем домике
ДРУГ – петух
ВРАГ - лиса
ПОМОЩНИК - коса
Чему учит: учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
"За правое дело стой смело", – это слова о смелом Петухе
"без беды друга не узнаешь".
Сказка «Снегурушка и лиса»
Главный герой - Снегурушка
ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе
ДРУГ – подружки
ВРАГ – медведь, волк
ПОМОЩНИК - лиса
Чему учит: как вести себя в различных сложных ситуациях. В незнакомых местах, в общении с чужими людьми нужно проявлять осторожность. В сложной жизненной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход из затруднительного положения. учит осмотрительности и рассудительности. Прежде, чем что-то делать, нужно подумать и все взвесить.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
В ворота осмотрительного беда не войдет.
Смотри на опасность глазами смелости и будешь в целости.
Сказка «Муха-цокотуха»
Главный герой – Муха-цокотуха
ЦЕЛЬ – весело отметить день рождения
ДРУГ – насекомые и бабочки
ВРАГ - паук
ПОМОЩНИК - комарик
Чему учит: бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее. Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным - нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.
учит нас правильно выбирать себе друзей. Ведь настоящий друг никогда не спрячется, а всегда придет на помощь. Кроме того, сказка "Муха-Цокотуха" учит великодушию: Муха позабыла трусость своих гостей и продолжила вместе с ними и своим спасителем отмечать свадьбу и свой День Рождения.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Друг познается в беде
Сказка «Крошка Енот»
Главный герой – Крошка Енот
ЦЕЛЬ – принести раков на ужин
ДРУГ – мама Старый Дикобраз Большой Скунс Толстый Кролик
ВРАГ – тот, кто сидит в пруду
ПОМОЩНИК – улыбка
Чему учит: Улыбка и доброжелательное отношение к другому иногда оказывается сильнее чем камень и палка. Не все так страшно как кажется. Крошка Енот боялся того, кто сидит в пруду, а оказалось, все намного проще.
Каково будет твое отношение к другим, таков ты и получишь ответ. Будешь, пугаться грозить палкой, и в ответ получишь агрессию, а попробуешь улыбнуться, то получишь улыбку в ответ.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
Еще немного фотографий карточек:
Мухе-Цокотухе помог Комарик
Друзья Мухи-Цокотухи – насекомые
Враг Мухи-Цокотухи – Паук
Еноту помогла улыбка
Враг Колобка - Лиса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Подбери картинку к сказке"
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру: «Подбери картинку к сказке» по сказкам Корнея Ивановича Чуковского....
Дидактическая игра "В гостях у сказки"
Цель: расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к ним. Задачи:- Вырабатывать потребность в приобретении знаний, регулярном чтении.- Расширять кругозор дете...
Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)
Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической игре(при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...
Дидактические игры и упражнения по сказкам
Мною подобраны игры и упражнения по сказкам....
Дидактическая игра на речевое развитие "Сказка за сказкой"
Данное игровое пособие поможет детям не только рассказывать и пересказывать знакомые сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, пр...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ОБУЧАЮЩИЕ КАРТОЧКИ"
Цель:- подготовка детей к обучению грамоте,- коррекция нарушений фонетической стороны речи,- развитие фонематического анализа и синтеза, Вариант № 1 «Правильно слышишь - правильно пишешь!&r...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...
- Мне нравится (3)