Дидактическая игра. Обучающие карточки "Поговорим о сказках и мультфильмах"
картотека (младшая группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Перед использование данного игрового набора рекомендуется провести предварительную беседу на тему "Кто такой главный герой?", что такое "цель", "друг", "враг", "помощник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchie_kartochki_pogovorim_o_skazkah_i_multfilmah.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие карточки «Поговорим о сказках и мультфильмах»

1. Пояснительная записка

Образовательная область – Речевое развитие

Рекомендуемый возраст – Ранний возраст (3-4 года)

Требуемые для работы знания и умения ребенка – предварительное чтение художественных произведений, соответствующие заявленному возрасту

Ожидаемые результаты – дети учатся самостоятельно анализировать смысл произведения: знакомятся с такими понятиями как главный герой, цель героя, друзья, враги, что или кто помог герою
Данный комплект игровых карточек может быть использован как для индивидуальных занятий с детьми в детском саду и дома, а также на занятиях по развитию речи в ДОУ.

При изготовлении карточек я выбирала героев из тех произведений, которые рекомендованы детям 3-4 лет и на мой взгляд наиболее им интересные.

Для занятий можно использовать заготовленные карточки. Можно «разрабатывать» и рисовать их вместе с детьми во время обсуждений.

По мере взросления карточки могут меняться

Также могут усложняться и условия игры.

2. Инструкция по использованию карточек:

Целевая аудитория: дети 3-4 лет

У каждого главного героя или главного персонажа сказки (мультфильма) есть:

ЦЕЛЬ

ДРУГ

ВРАГ

ПОМОЩНИК

Перед использованием данного игрового набора с детьми рекомендую провести предварительную беседу на тему кто такой главный герой, что такое «цель», «друг», «враг», «помощник»

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - главное действующее лицо в произведении. Может быть положительным или отрицательным

ЦЕЛЬ героя -то, что заставляет героя двигаться

ДРУГ героя - тот, кто спасает главного героя от ВРАГА

ВРАГ - мешает главному герою достичь ЦЕЛИ

ПОМОЩНИКИ - помогают главному герою достичь ЦЕЛИ

Для обозначения основных понятий я нарисовала «схематичные карточки»:


Варианты игры:

  1. Вариант

Воспитатель предлагает детям определенное произведение. Накануне занятия воспитатель прочитывает сказку. Дети, с помощью наводящих вопросов выясняют кто является главным героем, определяют его цель, называют друзей, врагов и помощников.

Вместе с воспитателем дети размышляют над смыслом произведения (чему учит данная сказка)

Например мы выбрали русскую народную сказку «Бычок- черный бочок, белые копытца»

Вспоминаем про что эта сказка.

Главная героиня - Нюрочка-девчурочка

ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе

Кто был другом Нюрочки-девчурочки? Кто помог ей попасть домой?

Другом и помощником Нюрочки был бычок

Кто был врагом Нюрочки? Баба Яга

Если дети затрудняются с ответами, можно сразу размещать все три картинки главный герой, «схематичная карточка», и изображение того, что подразумевает «схематичная карточка»

Когда дети освоили алгоритм игры – на доску помещается только изображение главного героя и «схематичная карточка» и только после ответа детей появляется соответствующая картинка.

  1. Вариант игры

На доске размещаются изображения всех героев сказки. Детям предлагается выбрать из предложенных вариантов

Главного героя

Цель

Друга

Врага

Помощника

Дети поясняют свой выбор

  1. Вариант игры

Можно играть только когда дети ознакомились с оригиналом произведения

Предлагается пофантазировать

Например: что было бы если бы у колобка была другая цель например сходить в магазин за кефиром (карточку с новой целью можно нарисовать прямо во время занятия ориентируясь на идеи детей)

Ниже я привожу примерный список сказок в которые можно «поиграть» с детьми. Я составила подробное описание, которое поможет вам в вашей работе.

Сказка «Колобок»

Главный герой - Колобок

ЦЕЛЬ  -  уйти из дома

ДРУГ -  дед и баба

ВРАГ – заяц, волк, медведь, лиса

ПОМОЩНИК - тропинка

Чему учит: Быть хвастливым и заносчивым - нехорошо, и это может плохо закончиться. Надо слушаться взрослых, нельзя без спроса убегать из дома и разговаривать с незнакомцами.

Сказка «Волк и семеро козлят»

Главный герой - Козленок

ЦЕЛЬ – спастись от волка

ДРУГ – коза

ВРАГ - волк

ПОМОЩНИК – печка

Чему учит: Необходимо слушаться родителей, что козлята и делали, запирая дверь, но нельзя верить каждому слову, нужно быть более бдительными. Родителям нельзя надолго оставлять маленьких детей одних, нужно попросить кого-нибудь присмотреть за ними.

Враг может маскироваться и притворяться своим. Поэтому никогда нельзя терять бдительности. Не следует раскрывать посторонним информацию о близких людях. Козлята сообщили волку, что у их матери тонкий голос, и волк воспользовался этой информацией, изменив свой голос. И во второй раз козлята объяснили волку, почему они не откроют ему дверь. Волк изменил внешний вид своей лапы и обманул козлят.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Кто матери не послушает — в беду попадет.
Не за то волка бьют что сер, а за то, что козу съел.
Жадность последнего ума лишает.

Сказка «Бычок- черный бочок, белые копытца»

Главный герой - Нюрочка-девчурочка

ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе

ДРУГ – бычок

ВРАГ – баба яга

ПОМОЩНИКИ – бараны, козы

Чему учит: как важно не опускать руки перед трудностями и получить вовремя помощь и поддержку, учит быть осторожными, рассудительными, никогда не опускать руки в трудную минуту, а еще помогать людям, попавшим в беду.

Всегда можно найти выход из самых трудных жизненных ситуаций, если есть надежные друзья, которые придут на помощь.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Мир не без добрых людей.

Всякий человек в деле познается.

Кот петух и лиса

Главный герой - Петух

ЦЕЛЬ  -  вкусно поесть зернышек

ДРУГ -  кот

ВРАГ – лиса

ПОМОЩНИК – "Гусли"  

Чему учит: Учит быть осторожными с лживыми людьми, которые только прикидываются хорошими. А также помогает понять, в чем состоит истинная дружба.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

С хитрецом водиться — в оба глаза глядеть.
Эта сказка о крепкой дружбе, взаимовыручке, силе и смелости.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Не верь речам, где меду с лишком,

Не будь самоуверен слишком.

О чем говорит эта пословица, чему она учит?

/ Не надо верить ласковым словам, за которыми скрывается ложь./

/Надо верить своим глазам и оценивать действия  поступков героев, а также прислушиваться к советам старших.

Теремок

Главный герой - Муха-горюха

ЦЕЛЬ – найти себе укрытие, дом

ДРУГ - блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушказайка-поплутайка лисичка сестричка, волк -«из-за кустов хватыш»,

ВРАГ - медведь

ПОМОЩНИК теремок

Чему учит: учит дружелюбию, гостеприимству и радушию

Доброта должна быть в меру, чрезмерная толерантность и услужливость -может разрушить наш дом (теремок).

Пословицы, поговорки и выражения сказки

В тесноте да не в обиде.

Сказка «Гуси-Лебеди»

Главный герой - Сестрица

ЦЕЛЬ  -  спасти братца

ДРУГ -  Печка, Яблоня, Речка

ВРАГ – Баба Яга, Гуси-Лебеди

ПОМОЩНИК – братец

Чему учит: учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Сказка «Лиса и заяц»

Главный герой - Заяц

ЦЕЛЬ – жить в своем домике

ДРУГ – петух

ВРАГ - лиса

ПОМОЩНИК - коса

Чему учит: учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

"За правое дело стой смело", – это слова о смелом Петухе

 "без беды друга не узнаешь".

Сказка «Снегурушка и лиса»

Главный герой - Снегурушка

ЦЕЛЬ – вернуться домой к маме и папе

ДРУГ – подружки

ВРАГ – медведь, волк

ПОМОЩНИК - лиса

Чему учит: как вести себя в различных сложных ситуациях. В незнакомых местах, в общении с чужими людьми нужно проявлять осторожность. В сложной жизненной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход из затруднительного положения. учит осмотрительности и рассудительности. Прежде, чем что-то делать, нужно подумать и все взвесить.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

В ворота осмотрительного беда не войдет.

 Смотри на опасность глазами смелости и будешь в целости.

Сказка «Муха-цокотуха»

Главный герой – Муха-цокотуха

ЦЕЛЬ – весело отметить день рождения

ДРУГ – насекомые и бабочки

ВРАГ - паук

ПОМОЩНИК - комарик

Чему учит: бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее. Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным - нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.

учит нас правильно выбирать себе друзей. Ведь настоящий друг никогда не спрячется, а всегда придет на помощь. Кроме того, сказка "Муха-Цокотуха" учит великодушию: Муха позабыла трусость своих гостей и продолжила вместе с ними и своим спасителем отмечать свадьбу и свой День Рождения.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Друг познается в беде

Сказка «Крошка Енот»

Главный герой – Крошка Енот

ЦЕЛЬ – принести раков на ужин

ДРУГ –  мама Старый Дикобраз Большой Скунс Толстый Кролик

ВРАГ – тот, кто сидит в пруду

ПОМОЩНИК –  улыбка

Чему учит: Улыбка и доброжелательное отношение к другому иногда оказывается сильнее чем камень и палка. Не все так страшно как кажется. Крошка Енот боялся того, кто сидит в пруду, а оказалось, все намного проще.

Каково будет твое отношение к другим, таков ты и получишь ответ. Будешь, пугаться грозить палкой, и в ответ получишь агрессию, а попробуешь улыбнуться, то получишь улыбку в ответ.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Где слова привета, там улыбка для ответа.
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.

Еще немного фотографий карточек:

Мухе-Цокотухе помог Комарик

Друзья Мухи-Цокотухи – насекомые

Враг Мухи-Цокотухи – Паук

Еноту помогла улыбка

Враг Колобка - Лиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Подбери картинку к сказке"

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру: «Подбери картинку к сказке» по сказкам Корнея Ивановича Чуковского....

Дидактическая игра "В гостях у сказки"

Цель: расширить и углубить знания  детей о сказках, воспитывать любовь к ним.  Задачи:- Вырабатывать потребность в приобретении знаний, регулярном чтении.- Расширять кругозор дете...

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)

Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической  игре(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Дидактические игры и упражнения по сказкам

Мною подобраны игры и упражнения по сказкам....

Дидактическая игра на речевое развитие "Сказка за сказкой"

Данное игровое пособие поможет детям не только рассказывать и пересказывать знакомые сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, пр...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ОБУЧАЮЩИЕ КАРТОЧКИ"

Цель:- подготовка детей к обучению грамоте,- коррекция нарушений фонетической стороны речи,- развитие фонематического анализа и синтеза, Вариант № 1 «Правильно слышишь - правильно пишешь!&r...