Дидактические игры и упражнения по сказкам
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» с приоритетным осуществлением физического развития» с. Горки, Шурышкарский р-н, ЯНАО
Подобрала воспитатель:
Мадеева Надежда Борисовна
Игры и упражнения со сказками.
Задачи:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникативности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания;
- формирование лидерских качеств, организаторских умений, освоение ролей ведущего, ассистента, диспетчера, члена жюри и т. д.;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
«Отгадай название сказки»
Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная…….
«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
Змей Горыныч (огнедышащая голова)
Чебурашка (большие расплющенные уши)
Русалочка (вместо ног хвост)
Мальвина (голубые волосы)
«Что лишнее»
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц»
Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»
«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»
«Изобрази сказку символом»
Каждый участник задумывает сказку и на листе изображает ее графически.
- «Два жадных медвежонка»;
- «Три медведя»;
- «Волк и семеро козлят».
«Сказочная чепуха»
Договорившись о выборе сказки, участники игры распределяют между собой роли. Каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу рассказа сказки.
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя!»
Внучка – «Прикольно!»
Жучка – «Сейчас спою!»
Кошка – «Бубль гумм!»
Мышка – «Выходи подлый трус»
Рассказчик начинает рассказывать сказку, постепенно прибавляя темп.
«Перевертыши»
Расшифруй названия сказок и книг.
1.Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»
2.Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»
5.Одетый слуга – «Голый король»
6.Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7.Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8.Семь худушек – «Три толстяка»
9.Развалюха – «Теремок» и т.д.
«Дополни имя»
Кощей…….
Елена….
Василиса….
Сестрица….
Мальчик…….и т. д.
«Отвечай одним словом»
Способ передвижения Бабы Яги- ступа
В сказках так называют лису – кумушка
Гордость Марьи красы – коса
Сестрица Иванушки – Аленушка
Его смерть была на конце иглы – Кощея
Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т.д.
«Русские сказки»
1 –ый вариант
1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев - Рукавица
2. Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку – Уточка
3. На какой реке Иван бился с чудо юдом? - Смородина
4.Кличка сказочного коня - Сивка
5.Без этого животного не обходятся многие сказки - Конь
6.Жилище Бабы Яги - Избушка
7.Имя сказочного героя - Емеля
2 – ой вариант
1.Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела
2.В чем медведь нес девочку с пирогами? - Короб
3.Сестрица Иванушки - Аленушка
4.Этим подавился петушок – Зернышко
5.Посуда, из которой журавль кормил лису? - Кувшин
6.Мужское имя в сказках - Иван
«Удивительные превращения»
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
- Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане» - в комара, муху, шмеля.
- Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь.
- Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди.
- Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.
«Необыкновенные путешествия»
На ком или чем сказочные герои совершали необыкновенные путешествия?
За медом Винни Пух? - на воздушном шаре.
В Африку Доктор Айболит? – На корабле.
На крышу Малыш – на Карлсоне.
«Сказочные заклинания»
Кто говорил такие сказочные слова?
По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)
Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)
Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)
«Кто есть кто»
Мойдодыр – умывальник; Дядя Федор – мальчик; Каа – удав; Страшила – соломенное чучело и т. д.
«Разноцветные ответы»
Какое слово надо поставить вместо многоточия?
Красная….. шапочка
Синяя…….борода
Синяя…. Птица
Синие…..птицы
Черная…….курица
Белый…….пудель
Желтый…..туман
серая…..Шейка.
«Друзья и подруги»
Кто из литературных персонажей были друзьями?
Карточки: Маугли; Чиполлино; Малыш; Винни – Пух; Герда; Крокодил Гена; Маркиз Барабас; Элли; Незнайка; Оля.
Ответы:
1. Багира, Балу, Каа (Маугли).
2. Вишенка, Редиска (Приключения Чиполлино).
3.Карлсон.
4. Пятачок, Иа – Иа, Кролик.
5. Кай.
6. Чебурашка, Галя.
7. Кот в сапогах.
8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, трусливый Лев.
9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Торопыжка.
10. Яло.
« С подсказкой и без»
за правильный ответ – 3 балла
с одной подсказкой – 2балла
с двумя – 1балл
1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой:
- в чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно;
- девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.
2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу:
- тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая;
- если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.
3. Мелкие торговцы – врунишки заявили, что их товар – волшебный:
- даже король поверил в это;
- а вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно представить.
4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, один из них лесть:
- глупая птица, поверила ей;
- проворонить свой сыр – это обидно.
5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив такого, что и представить страшно:
- вот поэтому он через много лет впервые увидел сына;
- их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю – океану.
6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя:
-раздобыв хозяину настоящий замок и добрую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы;
- а вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.
7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит ей:
- но оно никак не могло принадлежать ей, потому что не подходит ей по размеру;
- эту хрустальную вещь обронила хозяйка, когда убегала домой.
8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос:
- дети не сразу поверили, что пришла их мама;
-из семи ребятишек остался один, который и рассказал козе что случилось.
9. Эта обманщица придумала притвориться глухой:
- глупый кругляшек пел ей песни;
- когда он уселся ей на язычок, осталось только проглотить его.
10. Две сестрички желали третьей только добра, поэтому перевели часы на час назад:
- они не знали, что сестра совсем не боится чудовища;
- а вот если бы она попросила отца привести ей новые наряды, то не нашла бы своего принца.
11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение:
- сам – то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории;
- потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.
«Блицконкурс «Вопросы с подвохом»
вопросы:
1. Золушкин башмачок простой или золотой?
2. Сколько человек тянуло репку? – три
3. У колобка на шее был бантик или галстук?
4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу». Куда она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?
6. По какому поводу Муха Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?
7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву?
8. Мальвина – блондинка или брюнетка?
9. Что просил старик у золотой рыбки, когда поймал ее в первый раз?
10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?
11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?
12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз? – пора в ремонт
13. Что Муха – Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?
14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота?
15. Чью дочку Морозко одарил приданым: старикову или старухину?
17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?
18. Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?
19. Кого водила на веревочке Шапокляк – кошку или собаку?
20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?
« Ящик – загадка»
1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой? – Подснежники.
2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. – Мочалка.
3. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить злодея. – Игла.
4. С помощью этого предмета главный герой нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована – Стрела.
5. Игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. – Чебурашка.
6. В ящике то, что указывает путь – дорожку не только Ивану – царевичу, но и одному мифическому герою Древней Греции.- Клубок нитей или нить Ариадны.
«Кляксы»
Материал: Большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
«В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся – Бой превратил всех жителей города в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить эти капельки». Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист. «Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что это похоже».
«Составление сказки с использованием отдельных слов»
Материал: набор слов или их символы (например: солнце, река, ветер, дождь)
«Игра «Цветные сказки»
Придумайте розовую или зеленую сказку.
«Если – бы…»
Предлагается детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» - для чего бы использовал это свойство. «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» - о чем они могут рассказать.
«Изобретатели»
В основу положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например: нужно придумать необычный стул. Детям предлагается назвать два – три слова, совершенно не имеющие никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «Книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная приключенческая, толстая.
Затем приступают к основной части игры – придумывание нового стула.
По сказке «Гуси – лебеди» «Избушка на курьих ножках»
Выложи из счетных палочек избушку на курьих ножках по образцу или по памяти.
«Гусь»
Гусь нарисован по клеточкам. Нарисуй такой же.
«Кисельные берега»
В сказке текла молочная река среди кисельных берегов. А какой кисель можно приготовить из ягод и фруктов? Из малины? Из вишни?
Наполни банку ( нарисовать) киселем: выполни штриховку так, как показано стрелками. Раскрась все ягоды и фрукты нарисованные.
«Одень детей правильно»
Подобрать картинки с одеждой, обувью, головными уборами.
Задание: в какую одежду, обувь, головные уборы одеты дети?
«Портрет Бабы Яги»
Картины с фрагментами: лица; Волосы; глаза и брови; носы.
Опиши портрет Бабы Яги по схеме: какое лицо? Какие волосы? Какие глаза? Какой нос?
Использованная литература:
- М.С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
Дидактические игры и упражнения к сказке «Три медведя»
Цель: Продолжать учитывать в игре величину предметов; вызывать положительное эмоциональное отношение к игровым действиям, требующим учета величины; познакомить с персонажами сказки Л....
Дидактические игры и упражнения, сюжетные игры, игровые ситуации в экологическом воспитании детей для средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Игры, игровые ситуации, сюжетные игры для средней, старшей и подготовительной групп....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СКАЗКАМ
Картатека дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.Дидактические игры составлены с учётом возраста дете...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...