ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ОБУЧАЮЩИЕ КАРТОЧКИ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Анна Анатольевна

Цель:
- подготовка детей к обучению грамоте,
- коррекция нарушений фонетической стороны речи,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
 

Вариант № 1 «Правильно слышишь - правильно пишешь!»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
Дидактические задачи:
• Развивать простые формы фонематического анализа (выделение звука в начале слова)
• Закреплять графическое начертание печатных букв
Правила игры: среди картинок найти предмет, начинающийся на заданный педагогом звук, и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Среди детей выбирается водящий с помощью считалки. Остальные дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Водящий называет звук, дети дают характеристику этого звука и начинают искать предметы на этот звук у себя в карточках. Ребенок, который найдет и назовет предмет на заданный звук, записывает в кружочек рядом с картинкой символ звука в виде печатных букв. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вручает зеленую карточку, если ребенок правильно выполнил задание, и красную, если ребенок допустил ошибку. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Важно помнить, что сначала детям предлагают карточки, названия картинок которых начинаются с гласных и согласных твердых звуков (предпочтительно сонорных звуков). По мере усвоения материала игра усложняется: дети подбирают слова-картинки, в которых буква обозначает уже два звука, парных по твердости-мягкости.
 

Вариант № 2 «Определи первый звук в словах»
Возраст детей: 5-7 лет
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой
Дидактические задачи:
1. Закрепить понятия «звук», «буква»
2. Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный);
4. Закрепить умения соотносить звук с буквой;
5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение первого звука в слове).
7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
8. Формировать умения считать и обозначать итоговый результат цифрой;
9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить первый звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Ход игры:
Дети получают по карточке. Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.
Педагог объясняет последовательность игры:
1. Определить на слух первый звук в словах.
2. Записать в кружочек букву, обозначающую выделенный звук: если звук гласный - красной ручкой, если согласный твердый - синей, если согласный мягкий - зеленой ручкой.
3. Сосчитать количество слов, начинающихся на одинаковый звук, записать в квадрат под буквой соответствующую цифру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Наглядно дидактическое пособие - карточки "Насекомые".

Наглядно дидактическое пособие - карточки "Насекомые"....

Дидактические развивающие карточки "Разгадай меня сам"

Игра заключается в том, что необходимо найти лишний объект.Игра подходит к области развитие речи и познавательное развитие.Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.Ребенку предлагается...

Комплект дидактических развивающих карточек "Фрукты и овощи"

Дидактические развивающие карточки «Овощи и фрукты» способствуют развитию представлений детей об окружающем мире....

Наглядно дидактический материал Карточки по безопасности

Наглядно дидактический материал Карточки по безопасности...

3.Дидактический материал-карточки «Животные нашего леса»

Методический материал по изучению эвенкийского (родного) языка. Дети наглядно запоминают название животного на эвенкийском языке, работают в парах, рассказывая про животного (по часовой стрелке), расс...

4.Дидактический материал-карточки «Что я знаю о родном посёлке?»

Методический материал по изучению регионального компонета малой Родины Эвенкии. Дети наглядно запоминают в каком поселке они живут, какие есть достопримечательности, общественные и административные зд...