Проект "Соль и её свойства"
проект (старшая группа)
Изучение особенностей соли, её свойств и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sol_i_yoyo_svoystva.docx | 232.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 19 «РАКЕТА»
Воспитатель:
Констандогло Людмила Борисовна
Паспорт проекта
Тип проекта- познавательно-исследовательский.
Продолжительность- краткосрочный -2 недели(9декабря-20 декабря)
Участник проекта- воспитатели, родители и воспитанники старшей группы
Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль, т.к. она есть на каждом столе, в каждом доме. Мы ежедневно пользуемся множеством вещей, но часто не задумываемся о том, что в каждом из них таится много нового и интересного. Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли.
Цель нашего исследования:
Изучение особенностей соли, её свойств и качеств.
Задачи исследования:
- изучить исторические сведения о соли;
- провести опыты с солью;
- проанализировать полученные результаты.
План реализации проекта:
1 Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
Дети узнали, что в толщах девонской системы обнаружены богатые соленосные отложения. Почти половина территории Тульской области лежит на мощном соляном пласте. Пласты мощностью 30 - 40 м располагаются среднедевонских слоях. По своему происхождению соль является осадком девонского моря. Соленосные пласты, следуя общему погружению девона с юга на север, находятся на неодинаковой глубине. Ближе всего они подходят к поверхности на юге области, где наименьшая глубина залегания их составляет 780 - 800 м. Наибольшая глубина залегания пластов соли на севере около 1000 м.
Впервые залежи поваренной соли Тульской области, недалеко от городов Узловая и Новомосковска, были открыты 1959 г.
В настоящее время каменная соль известна в Алексинском, Ленинском, Щекинском, Новомосковском, Кимовском, Богородицком, Узловском, Веневском, Ясногорском и Заокском районах. Тульская соль прозрачная, без цвета или желтовато темно дымчатая. По своему химическому составу соль довольно чистая. Она содержит хлор, калий, кальций, магний и другие элементы.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3 Заключительный этап.
-Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
- Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
- ИКТ- слайды
Для проведения исследования мы использовали книги и ресурсы интернета. Есть немало книг, энциклопедий, где содержится много фактов и интересных сведений о соли. Мы узнали, что соль – незаменимый продукт в жизни человека, эта приправа вместе с ним с древнейших времен. Соль может быть полезной, а может нанести непоправимый вред.
В нашей работе основной метод – наблюдение, проведение опытов.
Соль – полезное ископаемое. Ее добывают под землей или из моря. Если из моря, то воду заливают в бассейны – солевые разработки; вода испаряется и остается лишь соль, которую собирают большими граблями.
Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. Без соли пища кажется невкусной, но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.
Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен на Руси с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.
С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.
Много – много лет назад соль водилась не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.
Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Народ всегда уделял соли особое внимание. В русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».
Есть про соль и загадки:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)
В воде родится,
Воды боится.
(соль)
Действительно, соль с давних пор занимает важное место в жизни человека. Но, оказывается, соль – очень интересный материал для проведения опытов.
Опыт № 1 «Растворение соли в воде».
Детям стало интересно, а в какой воде – холодной или горячей – соль растворится быстрее? Мы взяли два стакана с водой разной температуры, в каждом из них дети размешивали чайную ложку соли одновременно. Перед началом опыта дети думали, что соль растворится с одинаковой скоростью в обоих стаканах, но не подтвердилась. Оказалось, что в горячей воде соль растворяется быстрее. Это знание пригодится детям, когда мама готовит суп: чтобы узнать достаточно ли соли, надо солить горячую воду.
Опыт № 2 «Соль и мороз».
Ребята захотели узнать, а как поведет себя соленая вода на морозе? Они уже знают, что вода на улице зимой замерзает. Чтобы провести исследование, нам понадобились два стакана, в один – мы налил воду из-под крана, а в другом – сделали солевой раствор. Оба стаканчика мы выставили на улицу за окошко. Ребята считали, что вода в обоих стаканчиках замерзнет, превратится в лед, ведь на улице было очень холодно! Через несколько часов мы увидели, что вода из-под крана стала льдом, а соленая вода не замерзла. Теперь ребята знаю, что соленая вода не замерзает зимой. Именно поэтому дороги посыпают солью, ведь вода, смешанная с солью, почти не замерзает. Таким образом, соль на дорогах уменьшает количество опасных скользких участков.
Опыт № 3 «Плавающее яйцо».
Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солевой раствор, опустили туда яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора. Очень интересно! Это знание поможет мне показывать фокусы друзьям.
Опыт № 4 «Рисование солью».
Мы познакомились с солью как материалом для художественного творчества.
Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное. Коме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку раскрепоститься, получить от процесса удовольствие и удивляться результатам.
Рисунки солью понравятся как двух-трех летним малышам, так и подросткам. Самое главное в этой технике рисования даже не конечный результат, а сам процесс. Давайте приступим. Для рисования солью нам понадобятся:
- соль;
- плотная бумага (можно белую, можно цветную, зависит от вашего проекта);
- акварель или вода, подкрашенная пищевыми красителями;
- кисточка или пипетка;
- клей ПВА;
- поднос с бортиками.
Техника рисования при помощи соли:
- Нарисовать рисунок клеем. Это может быть что угодно: простой цветок, геометрические фигуры или узоры. Клея не жалеем. Можно сначала нарисовать карандашом, затем обвести клеем.
- Щедро посыпаем рисунок солью. Потом аккуратно стряхиваем лишнюю соль на поднос.
- Теперь добавим цвета. Можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и подкрашенную воду и по капле наносить на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.
- Оставьте рисунок до полного высыхания. Но обратите внимание, что рисунок не долговечен, со временем он будет отслаиваться.
Опыт№5 Опыт «Выращивание кристаллов из соленого раствора» и наблюдение (10 дней).
Соль 4 столовые ложки, насыпали в стакан с 150 мл. с очень теплой водой, тщательно перемешали и перелили в другой стакан так, чтоб осадок от оставшейся нерастворимой соли остался. Потом мы привязали один конец нитки к карандашу и положили на стакан сверху, а другой конец нитки опустили в соляной раствор и через десять дней у нас выросли очень красивые кристаллы.
Выводы: при испарении солевого раствора на нитке остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.
Заключение.
Что может быть удивительного в обычной соли? Такой вопрос мы задавали себе перед началом исследования. И после пришли к таким выводам:
- соль издавна занимает важное место в жизни каждого человека;
- соль растворяется в воде;
- растворы соленой и пресной воды обладают разными свойствами;
- соль – замечательный материал для дальнейших исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"
Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства» Тема: «Снег и его свойства»
тема: "Снег и его свойства" в старшей группе...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...