Проект "Соль и её свойства"
проект (старшая группа)

Констандогло Людмила Борисовна

Изучение особенностей соли, её свойств и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol_i_yoyo_svoystva.docx232.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 19 «РАКЕТА»

https://s-zametki.ru/wp-content/uploads/2019/04/vse-primety-pro-sol-20-narodnyh-poverij-o-soli-foto-kartinki-sol.jpg

https://letidor.ru/thumb/698x365/smart/filters:quality(75)/imgs/2018/04/24/08/2191591/e0d558cc8c036acbef37307a1d25f556cdd5992a.jpg

http://natureofworld.ru/wp-content/uploads/galit.jpg

Воспитатель:

Констандогло Людмила Борисовна

Паспорт проекта

Тип проекта- познавательно-исследовательский. 

Продолжительность- краткосрочный -2 недели(9декабря-20 декабря)

Участник проекта- воспитатели, родители и воспитанники старшей группы

Актуальность  нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Мы выбрали  соль, т.к. она есть на каждом столе, в каждом доме. Мы ежедневно пользуемся множеством вещей, но часто не задумываемся о том, что в каждом из них таится много нового и интересного. Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли.

Цель нашего исследования:

 Изучение особенностей соли, её свойств и качеств.

Задачи исследования:

  1. изучить исторические сведения о соли;
  2. провести опыты с солью;
  3. проанализировать полученные результаты. 

План реализации проекта:

1 Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Рассмотрели  соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о  том, какую роль играла соль в средние века.

Дети узнали, что в толщах девонской системы обнаружены богатые соленосные отложения. Почти половина территории Тульской области лежит на мощном соляном пласте. Пласты мощностью 30 - 40 м располагаются среднедевонских слоях. По своему происхождению соль является осадком девонского моря. Соленосные пласты, следуя общему погружению девона с юга на север, находятся на неодинаковой глубине. Ближе всего они подходят к поверхности на юге области, где наименьшая глубина залегания их составляет 780 - 800 м. Наибольшая глубина залегания пластов соли на севере около 1000 м. 
Впервые залежи поваренной соли Тульской области, недалеко от городов Узловая и Новомосковска, были открыты 1959 г. 
В настоящее время каменная соль известна в Алексинском, Ленинском, Щекинском,  Новомосковском,  Кимовском, Богородицком, Узловском, Веневском, Ясногорском и Заокском районах. Тульская соль прозрачная, без цвета или желтовато темно дымчатая. По своему химическому составу соль довольно чистая. Она содержит хлор, калий, кальций, магний и другие элементы. 

В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты  и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется  в тёплой воде быстрее, чем в холодной,  в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора  остаются кристаллики соли. В солёной воде  лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом  выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3 Заключительный этап.

-Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где  используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

- Материал для рисования:  альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

- ИКТ- слайды

 Для проведения исследования мы использовали книги и ресурсы интернета. Есть немало книг, энциклопедий,   где содержится много фактов  и интересных сведений о соли. Мы узнали, что соль – незаменимый продукт в жизни человека, эта приправа вместе с ним с древнейших времен. Соль может быть полезной, а может  нанести непоправимый вред.

 В нашей работе основной метод – наблюдение, проведение опытов.

Соль – полезное ископаемое. Ее добывают под землей или из моря. Если из моря, то воду заливают в бассейны – солевые разработки; вода испаряется и остается лишь соль, которую собирают большими граблями.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. Без соли пища кажется невкусной, но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен на Руси с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. По старинной традиции  хлебом с  солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад соль водилась не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. В русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой».

 Есть про соль и загадки:

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
                       ( соль)

Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
                           (соль)

В воде родится,

Воды боится.

                           (соль)

Действительно, соль с давних пор занимает важное место в жизни человека. Но, оказывается, соль – очень интересный материал для проведения опытов.

Опыт № 1 «Растворение соли в воде».

Детям стало интересно, а в какой воде – холодной или горячей – соль растворится быстрее? Мы взяли два стакана с водой разной температуры, в каждом из них дети  размешивали чайную ложку соли одновременно. Перед началом опыта  дети думали, что соль растворится с одинаковой скоростью в обоих стаканах, но не подтвердилась. Оказалось, что в горячей воде соль растворяется быстрее. Это знание пригодится детям, когда мама готовит суп: чтобы узнать достаточно ли соли, надо солить горячую воду.

Опыт № 2  «Соль и мороз».

Ребята захотели узнать, а как поведет себя соленая вода на морозе? Они  уже знают, что вода на улице зимой замерзает. Чтобы провести исследование, нам  понадобились два стакана, в один –  мы налил воду из-под крана, а в другом – сделали солевой раствор. Оба стаканчика мы выставили на улицу за окошко. Ребята считали, что вода в обоих стаканчиках замерзнет, превратится в лед, ведь на улице было очень холодно! Через несколько часов мы увидели, что вода из-под крана стала льдом, а соленая вода не замерзла. Теперь ребята знаю, что соленая вода не замерзает зимой. Именно поэтому дороги посыпают солью, ведь вода, смешанная с солью, почти не  замерзает. Таким образом, соль на дорогах уменьшает количество опасных скользких участков.

Опыт № 3 «Плавающее яйцо».

Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солевой раствор, опустили туда  яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды.  Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора. Очень интересно! Это знание поможет мне показывать фокусы друзьям.

Опыт № 4 «Рисование солью».

Мы познакомились с солью как материалом для художественного творчества.

Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное. Коме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку раскрепоститься, получить от процесса удовольствие и удивляться результатам.

Рисунки солью понравятся как двух-трех летним малышам, так и подросткам. Самое главное в этой технике рисования даже не конечный результат, а сам процесс. Давайте приступим. Для рисования солью нам понадобятся:

  • соль;
  • плотная бумага (можно белую, можно цветную, зависит от вашего проекта);
  • акварель или вода, подкрашенная пищевыми красителями;
  • кисточка или пипетка;
  • клей ПВА;
  • поднос с бортиками.

Техника рисования при помощи соли:

  1. Нарисовать рисунок клеем. Это может быть что угодно: простой цветок, геометрические фигуры или узоры. Клея не жалеем. Можно сначала нарисовать карандашом, затем обвести клеем.
  2. Щедро посыпаем рисунок солью. Потом аккуратно стряхиваем лишнюю соль на поднос.
  3. Теперь добавим цвета. Можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и подкрашенную воду и по капле наносить на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.
  4. Оставьте рисунок до полного высыхания. Но обратите внимание, что рисунок не долговечен, со временем он будет отслаиваться.

Опыт№5 Опыт «Выращивание кристаллов из соленого раствора» и наблюдение (10 дней).

Соль 4 столовые ложки, насыпали в стакан с 150 мл. с очень теплой водой, тщательно перемешали и перелили в другой стакан так, чтоб осадок от оставшейся нерастворимой соли остался. Потом мы привязали один конец нитки к карандашу и положили на стакан сверху, а другой конец нитки опустили в соляной раствор и через десять дней у нас выросли очень красивые кристаллы.

Выводы: при испарении солевого раствора на нитке остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.

Заключение.

Что может быть удивительного в обычной соли? Такой вопрос мы задавали себе перед началом исследования. И после пришли к таким выводам:

- соль издавна занимает важное место в жизни каждого человека;

- соль растворяется в воде;

- растворы соленой и пресной воды обладают разными свойствами;

- соль – замечательный материал для дальнейших исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...