Описание инновационного опыта педагога ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)
"Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта- Бормотина Е.А.
Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна) | «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника» Бормотина Елена Александровна-воспитатель МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1» комбинированного вида. Дата рождения: 12.10.1989г. Профессиональное образование: (окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева , квалификация «организатор-методист дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», 27.01.2012) Стаж педагогической работы в данной должности: 10лет в данном учреждении: 10лет общий трудовой стаж: 11лет Наличие квалификационной категории: первая Дата последней аттестации: 06.04.2015г. Сведения о повышении квалификации: 1.С 26 по 30 мая 2014.13 августа 2014 г. прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» По дополнительной профессиональной программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО» в объёме 72 часа 2.С 20 ноября 2017 г. по 06 декабря2017 г. прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» По дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» в объеме 72 часа. Собственный сайт педагога: https://nsportal.ru/kryuchkkova-elena 1. Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании. Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении – развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения и навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо представление им возможности приобретать знания самостоятельно. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов: методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год; работы Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»; методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; методику Ивановой А.И. «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.; работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.; занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г. работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска». 2. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Это подтолкнуло меня к работе над темой «Экспериментирование дошкольников». Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Он считает: экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается. Главная цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п. Я считаю, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. 3. Новизна метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. |
Технология опыта | Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные им от рождения, а они есть у каждого. Дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем воспитателя. На моих занятиях хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В своей деятельности я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей интерес к занятиям. Важнейший метод исследования – эксперимент. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Вследствие обучения, направленного на усвоение готовых истин, ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. На моих занятиях приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания, базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям. Я стараюсь проводить их в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. |
Результативность опыта (конкретные результаты педагогической деятельности) | Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах. |
Список литературы | Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов: методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год; работы Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»; методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; методику Ивановой А.И. «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»; работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.; работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.; занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г. работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска». 1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006 4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013 5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов. 7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. 8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание инновационного педагогического опыта
Много лет работаю над проблемой "Логическое мышление как средство развития связной речи детй старшего дошкольного возраста". Хочу поделиться своими находками с коллегами....
Описание инновационного опыта работы здоровьесберегающих технологий
Описание инновационного опыта работы инструктора по физической культуре,комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....
Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»
Условия формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая уч...
Описание инновационного педагогического опыта
В современных словиях в педагогичческой науке большое место занимает исследование проблемы развитие твореской активности личности ребёнка , способной к самоактуализации. к принятию самостоятельн...
Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"
Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...
Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...
Описание инновационного педагогического опыта
Описание инновационного педагогического опытаКузоятовой Светланы Ивановны 1.Введение Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную техн...