описание инновационного педагогического опыта
материал (подготовительная группа) на тему

Семенец Наталья Валерьевна

Много лет работаю над проблемой "Логическое мышление как средство развития связной речи детй старшего дошкольного возраста". Хочу поделиться своими находками с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления как средство формирования связной речи детей

Анализируя свой многолетний опыт работы в логопедической группе,  знаю, что уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения детей в школе. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учёбе. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в школе. Следовательно, от того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи в обучении. Поэтому очень важно работу по развитию речи детей  начинать в период дошкольного детства. Много лет работаю над проблемой «Развитие логического мышления как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Существует определенная зависимость между уровнем развития мышления ребенка и уровнем его речевого развития: если развито умение рассуждать, логически, объяснять, доказывать, делать выводы, это свидетельствует, с одной стороны, об уровне речевого развития, а с другой – об уровне логического мышления. Следовательно, чтобы ребенок мог строить связные высказывания типа рассуждения, логическое мышление должно достичь определенного уровня развития.

Поэтому обращение к проблеме развития логического мышления как средства формирования связной речи детей ставит ряд вопросов: как сделать так, чтобы развить логическое мышление детей? как сделать так, чтобы ребенок свободно общался с взрослыми и детьми? что нужно сделать, чтобы он быстро овладел навыками чтения и письма в школе? как развить его умение  рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать, делать выводы?

 Считаю, что решение этих вопросов поможет в решении проблемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не акцентируется внимание на формировании у детей умений рассуждать. В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточно внимания. Поэтому, важное значение приобретает проблема недостаточного овладения дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений и использования их в процессе речевого развития.

Считаю, что развитию речи нужно уделять время на специально организованных занятиях (непосредственно образовательная деятельность) и при создании специальных ситуаций в различных видах деятельности в течение всего дня.

Целевыми ориентирами работы по развитию логического мышления как средства формирования связной речи детей становится развитие следующих способностей:

  1. устанавливать причинно-следственные зависимости в объектах и явлениях окружающей действительности и выражать их в речи;
  2. систематизировать, классифицировать и группировать процессы и признаки;
  3. решать поставленные задачи на основе применения уже имеющихся знаний;
  4. вычленять существенные для доказательства выдвинутого тезиса признаки явлений;
  5. использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: потому что, так как, поэтому, значит, следовательно, вот почему;
  6. использовать при доказательстве вводные слова, обозначающие последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и другие – для большей четкости аргументации высказывания;
  7. использовать в рассуждении языковые средства, помогающие оформить собственные мысли и выразить уважительное отношение к мнению собеседника: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению», «правильно ли я понял Вас» и другие.

Основные задачи

        Данный подход  обеспечивает специальное развитие логического мышления и способствует решению основных задач по формированию связной речи детей:

Задачи

Пути решения

Активизировать образную лексику и вызвать положительные эмоциональные проявления.

Через самовыражение в активном действии.

Упражнять в умении найти лучший способ самовыражения в речи.

Через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве.

Учить  речевой импровизации.

Через словесные рассуждения относительно  содержания произведений, решение речевых логических задач, использование речевых игр и  упражнений.

Создавать словесные фантазии.

Через совместное составление словесных описаний по восприятию произведений разных видов искусства.

Процесс развития логического мышления как средства формирования связной речи детей достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания, проектирования педагогического процесса на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов детской деятельности.

Методы и приёмы

Для того чтобы решить основные задачи по развитию логического мышления и формированию связной речи детей, я использую разнообразные методы и приемы:

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. экспериментирование;
  4. речевые игры и упражнения;
  5. проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи;
  6. чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением;
  7. моделирование.

Организую наблюдения за живой и неживой природой, в ходе которых дети учатся видеть, анализировать, объяснять различные зависимости. В результате бесед и наблюдений, в ходе рассуждений у детей развивается умение видеть связи, выделять основные признаки явлений. Детские высказывания свидетельствуют о понимании детьми связи явлений в природе и умении выражать логические отношения в речи.

Детская поисковая деятельность побуждает детей объяснять, доказывать. Такая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открывает новые знания и способы познания. Дети получают знания из разных областей действительности, принимая участие в наблюдениях, экспериментах, проведении опытов.  Принимаю на себя роль старшего и вместе с детьми ищу ответ на вопрос: «Почему?», «Как?». Подводя итог исследованию какого-либо явления, мы вместе делаем вывод словами текста-рассуждения (вот почему, таким образом, поэтому).

Решая задачи по развитию логического мышления и речи детей, предлагаю им речевые игры и упражнения. Речевая  игра развивает память, мышление, активизирует речемыслительную деятельность детей. Использую игры, направленные на развитие логического мышления и понимание различных зависимостей, формирование умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей специфичной для данного типа высказываний лексикой. Предлагаю  детям такие игры, как: «Лишний предмет», «Хорошо-плохо», «Бывает - не бывает», «Пищевые цепочки». Из опыта работы знаю, что дети часто затрудняются в подборе необходимых средств связи между частями рассуждения, завершении рассуждения выводом, начинающимся словами: значит, следовательно, поэтому. Чтобы развить умение дошкольников пользоваться разнообразными способами связи, провожу такие игры, как «Закончи предложение», «Из двух доказательств выбери правильное», «Чепуха», «Кого как зовут?».

Развитие логического мышления дошкольников, возможно  через решение речевых логических задач. У детей совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Предлагаю детям речевые логические задачи, разработанные Н.Ф.Виноградовой. В ходе работы поняла, что в качестве логических задач можно использовать большинство знакомых и привычных текстов. Для решения словесных логических задач в работе с детьми использую произведения  Г. Скребицкого, Э. Шима, М. Пришвина, Г. Сладкова, Л.Толстого, Я. Тайца, Е. Пермяка и других известных авторов. При обсуждении готового текста задаю им вопросы: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так. Давай узнаем, что по этому поводу думают другие?», «Не верим. Убеждайте», «Доказываем».

В опыте моей работы по развитию логического мышления большое место уделено загадыванию и отгадыванию загадок как в непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной речевой деятельности. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, совершить довольно сложную мыслительную операцию:

  1. выявить все признаки искомого;
  2. выдвинуть предположение-отгадку;
  3. объединить установленные признаки;
  4. сделать итоговый вывод.

 Обращаю внимание на полноту аргументации отгадки. Для этого использую соревновательный момент: «Кто больше подберет доказательств?», «Кто правильнее докажет?».

Важное условие постановки познавательной задачи – создание проблемной ситуации в разнообразной деятельности. Создание проблемной ситуации позволяет  на том же материале, в той же игровой среде познать ребенку связи и зависимости. Дети сталкиваются с противоречиями. По наблюдениям знаю, что это побуждает их выполнять новые действия старыми способами. Дети убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий. Считаю, что важно увлечь ребенка деятельностью за счет одномоментного включения его в игру, в игровой мотив: догадаться, придумать, представить,  переместить что-либо по условию.

Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому они будут создавать более логичные, связные, последовательные рассуждения. Веду работу по формированию элементарного осознания общей структуры текста (тезис, доказательства, вывод). Во время чтения произведения использую такой прием, как пропуск частей рассуждения или их перепутывание.

В ходе ознакомления детей со структурными особенностями текста использую такой прием, как моделирование. Сначала модель выступает в качестве структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного рассказывания. Модель структуры рассуждения состоит из трех геометрических фигур: треугольник – тезис, прямоугольник – доказательство, круг – вывод. Дети вкладывают в прямоугольник кружки, символизирующие количество аргументов («во-первых» - один кружок, «во-вторых» - второй кружок и так далее).  Предлагаю модели: ромашку, дерево, солнце, каждый лепесток, листочек и лучик которых представляет собой одно доказательство выдвинутого тезиса. Считаю, что использование приемов моделирования приводит к развитию образно-схематического мышления.

Таким образом, в основе процесса речевого развития лежит не копирование ребенком речи взрослого, а  ребенок сам активно участвует в общении.

Новизна опыта

Разработанная мною модель  использования   методов работы  позволяет  дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по развитию логического мышления и формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

        Новизна опыта заключается в следующем:

  1. показано, что формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  2. обоснована необходимость в раннем формировании связной речи на этапах дошкольного развития как основы для более успешного обучения на начальных этапах  в школе;
  3. определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;
  4. предложены для практического применения специальные упражнения и художественные произведения по развитию логического мышления и связной речи детей, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.

Технологический аспект

Мною подобран список произведений, которые в дальнейшем могут  использоваться на специально организованных занятиях (непосредственно образовательная деятельность) и при создании специальных ситуаций в различных видах деятельности (приложение № 1).

   На основе этого списка составлен перспективный план работы по развитию логического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста (приложение № 2).

Данный опыт может использоваться воспитателями старших и подготовительных групп как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей  направленности.

Результативность

Для подтверждения предполагаемых результатов с участием учителя-логопеда и педагога-психолога было проведено обследование уровня  развития логического мышления и связной речи детей (диагностика С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Н.В. Бабкиной, приложение № 3).

Дети с высоким уровнем развития логического мышления и связной речи  достаточно самостоятельно строят рассуждения. Высказывания их отличаются ясностью, логичностью, достаточно аргументированы. В качестве аргументов используются примеры из личной жизни, произведений художественной литературы. Высказывания детей связные, в качестве средств связи используются различные союзы: потому, что, так как, вот почему, поэтому, вводные слова: следовательно, по моему мнению и другие. Для логичности и чёткой последовательности высказывания-рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, итак и другие.

У детей со средним уровнем развития логического мышления и связной речи  высказывания также самостоятельны, логичны, аргументированы, но структура высказывания недостаточно полная. Средства связи между частями высказывания однообразны.

Есть дети, уровень развития логического мышления и речи которых ниже среднего. Их высказывания недостаточно доказательны и аргументированы. В структуре присутствует только одна часть-доказательство, тезис или вывод отсутствует. В высказываниях дети не соблюдают логику. При составлении высказывания часто нуждаются в помощи взрослого.

Дети с низким уровнем развития логического мышления и речи не могут создать более или менее связного высказывания даже с помощью взрослого.

                 На период начала работы для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения, для получения вывода использовались сюжетно-логические задачи. Следует отметить, что все дошкольники с интересом отнеслись к данным задачам из-за их занимательного сюжета. Однако на высоком уровне данные задания не выполнил никто.  10 детей справились с заданием на среднем уровне. Приходилось концентрировать их внимание на условии задачи, помогать «не соскальзывать» с нужной мысли. 4 ребёнка испытывали серьезные трудности при решении задачи. Для выполнения задания потребовалась помощь педагога. Только совместно с взрослым эти дошкольники разобрали условия задачи, выделили суждения и смогли сделать вывод. 

Диагностика связной речи показала, что только 3 ребенка имеют высокий уровень связной речи, 2 - имеют средний уровень развития речи и 9 - ниже среднего. Основная мысль текста детьми передается, но они иногда нарушают последовательность событий. Отмечаются трудности в построении высказывания. Наблюдались многочисленные паузы, словарный запас ограничен. В результате проведенной работы 70 % детей показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и развития речи и 30 % детей имеют средний уровень развития.

           Результаты заключительных диагностик показали, что значительно повысился уровень развития логического мышления и речи детей. Это хороший показатель эффективности развития детей и подтверждение правильного направления выбранного пути  работы.

Длительность функционирования, история развития опыта

           Длительность формирования опыта, его апробация  и функционирование проходило с сентября  2007 года  по февраль  2012 года  на базе дошкольных образовательных учреждений города Абакана «Светлячок» и «Чайка» (приложение № 4) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Схема описания передового педагогического опыта

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО МЕТОДИСТА (По материалам В.А.Зебзеевой, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета)...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Описание инновационного педагогического опыта

В современных словиях в педагогичческой науке большое место занимает исследование проблемы развитие твореской активности личности ребёнка , способной к самоактуализации. к принятию  самостоятельн...

Описание инновационного педагогического опыта

Описание инновационного педагогического опытаКузоятовой Светланы Ивановны 1.Введение Тема:  "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную техн...

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Описание собственного инновационного педагогического опыта  по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к...

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников».

  Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными ...