Тренинг "Пластилинотерапия"
материал
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_plastilinoterapiya_sev.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №5 «Теремок»
г. Новоалтайска
тренинг
ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ
на снятие эмоционального напряжения в группе
Подготовил
педагог-психолог
Мацкевич О.А.
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Материалы: бейджики, ручки, фломастеры, пластилин разноцветный, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников, картон, ножницы, плакат с неоконченными предложениями.
Участники: педагоги.
Продолжительность: 1.5 – 2 часа.
- Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)
Цель: абстрагирование от реальных – социальных ролей.
Материалы: бейджики, ручки, фломастеры.
Ход упражнения. Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.
Рефлексия:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?
- Упражнение «Точки земли» (2 мин.)
Цель: подготовка к лучшему пониманию получаемой информации.
Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
- Техника «Каракули» (вариант с пластилином) (5-7 мин.)
Цель: подготовка рук к дальнейшей работе; снижение контроля поведения.
Инструкция: «Сегодня нам предстоит большая работа с пластилином, но сначала нужно как следует размять руки. В результате может даже получиться симпатичная фигурка, в которой можно что-то узнать. Для начала выберите брусочек пластилина, который Вам нравится, отщипните примерно половину, прикройте или закройте глаза, расслабьтесь, и мните его в руке, образуя фигурку».
Следующий этап – интерпретация. На что получившаяся фигурка похожа? Какие ассоциации, эмоции вызывает? Нравится?
Если технику не получается выполнить со второго или третьего раза, то это может говорить о ситуативной тревожности или сильном контроле сознания; об этом же может свидетельствовать нежелание закрывать глаза в начале.
Рефлексия:
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
- Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
- Основная часть (35-50мин.)
Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы: пластилин, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются бумага, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
Инструкции:
- Вылепите своё эмоциональное состояние.
- «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
- Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
- Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. (работа в подгруппах)
Рефлексия:
- Легко ли было выполнять упражнение?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Возникали ли разногласия в ходе работы?
- Техника «Талисман» (5-10 мин.)
Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.
Материал: разноцветный пластилин, картон, ножницы.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Вы бы хотели иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Слепите его!
Рефлексия:
- Возникали ли трудности при изготовлении талисмана?
- От чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть?
- Релаксация “УЛЫБКА” (2-3 мин.)
Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию напряжения с мышц лица.
Ход упражнения: участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Рефлексия итоговая: Упражнение «Чему Я научился?»
Предлагается плакат со следующими неоконченными предложениями:
Я научилась...
Я узнала, что...
Я нашла подтверждение тому, что...
Я обнаружила, что...
Я была удивлена тем, что...
Мне нравится, что...
Я была разочарована тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Инструкция: поделитесь впечатлениями о встрече, начиная с любой из фраз, которые вы видите на доске. (высказывания педагогов)
Благодарю за плодотворно проведенное время.
Список литературы:
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. – СПб, 2005 – 42 с.
- Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Пластилинотерапия
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн...
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...
Пластилинотерапия как одна из инновационных логопедических технологий в работе с детьми ТНР.
Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение...
Пластилинотерапия
Пластилинотерапия...
Публикация в журнале "Вестник" статья "Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом"
Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом...
Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия в работе с родителями
Данная консультация знакомит с нетрадиционной логопедической технологией - пластилинотерапией....