тренинг ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ на снятие эмоционального напряжения в группе
консультация по психологии
тренинг
ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ
на снятие эмоционального напряжения в группе
Подготовила
педагог-психолог
Таранова Л.В..
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Материалы: ручки, фломастеры, пластилин разноцветный, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников, картон, ножницы, плакат с неоконченными предложениями.
Участники: педагоги.
- Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)
Цель: абстрагирование от реальных – социальных ролей.
Материалы: ручки, фломастеры.
Ход упражнения. Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.
Рефлексия:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?
- Упражнение «Точки земли» (2 мин.)
Цель: подготовка к лучшему пониманию получаемой информации.
Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
- Техника «Каракули» (вариант с пластилином) (5-7 мин.)
Цель: подготовка рук к дальнейшей работе; снижение контроля поведения.
Инструкция: «Сегодня нам предстоит большая работа с пластилином, но сначала нужно как следует размять руки. В результате может даже получиться симпатичная фигурка, в которой можно что-то узнать. Для начала выберите брусочек пластилина, который Вам нравится, отщипните примерно половину, прикройте или закройте глаза, расслабьтесь, и мните его в руке, образуя фигурку».
Следующий этап – интерпретация. На что получившаяся фигурка похожа? Какие ассоциации, эмоции вызывает? Нравится?
Если технику не получается выполнить со второго или третьего раза, то это может говорить о ситуативной тревожности или сильном контроле сознания; об этом же может свидетельствовать нежелание закрывать глаза в начале.
Рефлексия:
- Легко ли было выполнять упражнение?
- Возникали ли трудности при выполнении задания?
- Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
- Основная часть (35-50мин.)
Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы: пластилин, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются бумага, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
Инструкции:
- Вылепите своё эмоциональное состояние.
- «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
- Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
- Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. (работа в подгруппах)
Рефлексия:
- Легко ли было выполнять упражнение?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Возникали ли разногласия в ходе работы?
- Техника «Талисман» (5-10 мин.)
Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.
Материал: разноцветный пластилин, картон, ножницы.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Вы бы хотели иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Слепите его!
Рефлексия:
- Возникали ли трудности при изготовлении талисмана?
- От чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть?
- Релаксация “УЛЫБКА” (2-3 мин.)
Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию напряжения с мышц лица.
Ход упражнения: участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Рефлексия итоговая: Упражнение «Чему Я научился?»
Предлагается плакат со следующими неоконченными предложениями:
Я научилась...
Я узнала, что...
Я нашла подтверждение тому, что...
Я обнаружила, что...
Я была удивлена тем, что...
Мне нравится, что...
Я была разочарована тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Инструкция: поделитесь впечатлениями о встрече, начиная с любой из фраз, которые вы видите на доске. (высказывания педагогов)
Благодарю за плодотворно проведенное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по снятию эмоционального напряжение в средней группе
Конспект занятия по снятию эмоционального напряжения в средней группе...
Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы
Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей...
Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы
Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение....
Конспект тренинга для детей подготовительной группы на снятие эмоционального напряжения «Спасем Волшебную страну Эмоций!»
Цели:развитие эмоциональной сферы ребенка;снятие эмоционального напряжения и агрессии;знакомство с понятием эмоции (гнев, злость, радость, счастье, спокойствие, удивление, обида);формирование навыки а...
Игры для снятия эмоционального напряжения и агрессивных проявлений в группе раннего возраста.
В повседневной жизни у детей, как и увзрослых часто возникает эмоциоальное напряжение. Причины его различны. Длительное эмоциональное напряжение проявляется в капризах, агрессии, истериках, изме...
Игры для снятия эмоционального напряжения и агрессивных проявлений в группе раннего возраста.
В повседневной жизни у детей, как и у взрослых часто возникает эмоциональное напряжение. Причины его различны. Длительное эмоциональное напряжение проявляется в капризах, агрессии, истериках, изменени...
Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.
Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...