Игры с цифрами для детей 6-7 лет. Математические игры с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Игры с цифрами для детей 6-7 лет
Математические игры с детьми старшего дошкольного возраста
Один - много
❀ Загадайте ребенку загадку, а он пусть нарисует (возможно, с вашей помощью) отгадку.
♦ Днем светится один глаз, а ночью — много. (Солнце и звезды)
♦ Нога одна, а рук — много. (Дерево)
♦ Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)
Три загадки
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный:
— Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Желтый глаз — ты подожди!
А зеленый — проходи! (Светофор)
Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: «Трам-там-там». (Барабан и барабанные палочки)
Под крышей четыре ножки.
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
Волшебные фигуры
❀ Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник и шестиугольник. Скажите ребенку, что один волшебник превратил разные предметы в геометрические фигуры. Попросите вписать в каждую фигуру ту цифру, которая соответствует количеству углов у фигуры. И если он напишет правильную цифру, то фигура снова превратиться в то, чем она была. (Предоставьте возможность ребенку пофантазировать и дорисовать фигуру, превращая ее во что-то новое.)
Треугольники
❀ Нарисуйте 15 разных фигур, среди которых должны быть 5 треугольников. Попросите ребенка найти и раскрасить только треугольники.
Пальчики
❀ Предложите малышу обвести пальчики на своей правой руке, присвоить им порядковые номера и дорисовать симпатичные рожицы, можно с элементами одежды. Затем попросите обвести пальчики левой руки и тоже присвоить им порядковые номера и дорисовать им личики. Пусть ребенок сравнит их количество и придумает историю о том, почему большой палец стоит в сторонке.
Ну-ка, цифры, встаньте в ряд
❀ Напишите цифры от 1 до 10 в разных частях страницы. Попросите ребенка найти и соединить все цифры по порядку.
Запомни цифры
❀ Приготовьте карточки с цифрами. Положите на стол перед ребенком сначала три карточки с разными цифрами. Пусть он посмотрит и запомнит эти цифры. Смешайте их с остальными карточками и попросите назвать и выбрать только те цифры, которые он запомнил (повторно можно усложнить задание, предложив расположить эти цифры в той последовательности, в которой они были предъявлены первоначально). Затем предложите запомнить пять цифр, семь цифр, девять цифр и десять цифр.
Ответ без слов
❀ Попросите ребенка ответить на вопросы, не произнося ни звука, с помощью карточек с цифрами.
♦ Сколько козлят было у козы из сказки про волка и козлят? (Семь)
♦ Сколько медведей жило в домике, в который пришла Машенька, когда заблудилась в лесу? (3 или 1 — сказки: «Три медведя» или «Машенька и медведь»)
♦ Сколько сказочных персонажей тянуло репку? (Шесть)
♦ Сколько дней в неделе? (Семь)
♦ Какая цифра, перевернувшись на голову, станет цифрой 6? (Девять)
♦ Сколько крыльев у слона? (Ноль)
♦ Сколько рожек у жирафа? (Два)
♦ Сколько ты знаешь зимних месяцев? (Три)
♦ Сколько букв в слове «лето»? (Четыре)
♦ Какая цифра стоит между четверкой и шестеркой? (Пять)
Собери цифры
❀ Карточки с цифрами от 1 до 10 разрежьте пополам. Перемешайте половинки нижних частей карточек и попросите соединить половинки так, чтобы снова получились цифры.
Хлопушки
❀ Предложите ребенку закрыть глаза. Хлопните в ладоши несколько раз и спросите: «Сколько лопнуло хлопушек?» Затем малыш может хлопать в ладоши, а взрослый называть количество его хлопков. Чтобы разнообразить эту игру, задания можно изменить так: «Сколько раз я постучу в дверь?», «Сколько раз промычит теленок?», «Сколько раз просигналит машина?» и т. д.
Головоломка
Предложите ребенку заполнить пустые клеточки и вставить пропущенные цифры в каждый ряд.
1 | 2 | 3 |
1 | 2 |
|
1 |
|
|
3 | 2 |
|
3 |
| 1 |
| 2 |
|
Ответ
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
3 | 2 | 1 |
3 | 2 | 1 |
3 | 2 | 1 |
Где сидит жучок?
❀ Научите ребенка ориентироваться по горизонтальной и по вертикальной линиям и находить точки их пересечения. Приготовьте таблицу, состоящую из 25 клеток (5 х 5). Вырежьте жучка (или бабочку) или возьмите простую пуговицу, которая будет жучком. Скажите ребенку, что жучок ползал по полянке и оказался на пересечении клеток: 3 по вертикали и 3 по горизонтали. Это означает, что ребенок должен поставить жучка на пересечении третьей клетки по горизонтали и третьей клетке по вертикали. Проверьте, так ли это?
Назови следующее число
❀ Выберите ведущего. Он бросает мяч одному из игроков и называет число от 1 до 9. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.
Поймай цифру «5»
❀ Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит цифру «5». В остальных случаях хлопать не надо. Итак, начали:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 5, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 3, 4, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 5, 5, 5, 5, 5, 5 (в конце игры цифру «5» надо произнести много-много раз подряд, чтобы ребенок поаплодировал).
Три треугольника
❀ Предложите ребенку из 7 счетных палочек сложить три треугольника.
Пирог
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей. (Семь)
Автор: Надежда Лунина
Найди общий признак
Рассмотри рисунки в каждой строке. Раскрась их.
Найди общий признак и обведи нужное слово под рисунками.
Дорисуй ещё один предмет, у которого общий признак с этими предметами.
Ответ: Форма, можно нарисовать солнце или луну: цвет, можно нарисовать цветущий одуванчик или колосок.
Графический диктант.
Отступи 10 клеточек слева, 5 клеточек сверху, поставь точку и начинай чертить.
С противоположной стороны по клеткам закончи рисунок, укрась его разными узорами и раскрась.
Ответ: Должно получиться одно крыло бабочки.
№3. Мальчик Дима хочет тебя запутать. Но ему это не удастся, правда?
Прочитай стишок и раскрась чашки.
Именинник ёжик Миня
Очень любит пить из синей.
Гости цвет не выбирали,
Миню шумно поздравляли.
Ты задание укрась —
Чашки правильно раскрась!
Синяя и розовая рядышком стоят,
Жёлтая с зелёной глаз нам веселят.
Ты без дела не сиди —
Чашку красную найди!
Ответ: У зайчика — красная, у медвежонка — зелёная, у енота — жёлтая, у ёжика — синяя, у белочки — розовая.
№4. Размести числа в порядке возрастания. Напиши их под каждым рисунком.
7, 2, 21, 17, 22, 43, 77, 47
Ответ: 2, 7, 17, 21, 22, 43, 47, 77.
№5. Два числа в каждой строке поменялись местами. Найди их и подчеркни.
Ответ: 15, 14; 27, 26; 48, 47; 69, 68; 94, 93.
«Найди лишним листочек»
Рассмотри ветки с листочками. Найди на каждой ветке лишний листочек и раскрась его.
Ответ: Первая веточка — 9; вторая — 65; третья — 28.
№7. Найди закономерность и вставь пропущенные числа.
Ответ:
16, 24, 32;
6, 10, 14, 18;
10, 20, 30, 45;
6, 24, 36, 48.
№8. У тебя хорошо получается! А теперь пора порисовать. Соедини все точки в порядке возрастания чисел и раскрась рисунок.
№8. Помоги обезьянке достать кокосы, правильно записав пропущенные числа.
Ответ:
Первая пальма: 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.
Вторая пальма: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Третья пальма: 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36.
«Кто внимательнее?»
Внимательно проследи за изменением чисел в каждом ряду. Какой ряд отличается от других? Чем именно? Закрась этот ряд красным цветом.
Вычисли значение выражений и прочитай слова.
Ответы:
Отличается ряд с числами: 3, 7,11,15,19.
Сокол, весло.
«Поставь авто в гараж»
Соедини стрелочками авто и его гараж.
Устный счёт
Рассмотри рисунок. Раскрась воздушные шарики так, чтобы голубых и жёлтых вместе было 5, голубых и розовых — 7, голубых и фиолетовых — 6.
Ответ: Голубых — 4, жёлтых — 1, розовых — 3, фиолетовых — 2.
№12. Вычисли и раскрась.
№13. Нарисуй для мамы открытку с цветами, но выполни такое условие. Цветов в букете должно быть 13. Красных и розовых вместе — 5. Жёлтых и красных вместе — 6. Красных и фиолетовых вместе — 8.
Ответ: Красных — 3, розовых — 2, жёлтых — 3, фиолетовых — 5.
№14. Дима мечтает стать разведчиком. Вот почему он так любит шифровки!
Вычисли значение выражений. Расшифруй слова и составь из них пословицу.
Ответ: Дерево срубил — посади два.
№15. Найди потерянные числа.
Вставь пропущенные знаки так, чтобы образовались истинные равенства или неравенства.
Вставь пропущенные числа так, чтобы образовались истинные равенства.
№16. Заполни пустые клеточки в таблицах.
Ответ:
«Закодированные квадраты»
Заполни пустые клеточки.
Ответы:
+ | 7 | 8 | 9 |
10 | 17 | 18 | 19 |
12 | 19 | 20 | 21 |
14 | 21 | 22 | 23 |
+ | 3 | 0 | 5 |
9 | 12 | 9 | 14 |
7 | 10 | 7 | 12 |
10 | 13 | 10 | 15 |
+ | 4 | 7 | 5 |
11 | 15 | 18 | 16 |
7 | 11 | 14 | 12 |
5 | 9 | 12 | 10 |
«Математический звездопад»
Заполни лучи звёзд правильными ответами.
Числовые кроссворды
Реши числовые кроссворды. Попробуй составить свой кроссворд.
Ответы:
№20. Математическая раскраска
Вычисли и раскрась.
№21. Занимательная геометрия
Закрась в квадратах треугольники, сумма чисел которых составляет 45.
Ответ: Треугольники с числами: а) 12 + 8 + 10 + 15; 6)7 + 23 + 2 + 13; в) 30 + 15.
Перед тобой — геометрическое одеяло. Раскрась квадраты красным цветом, треугольники — зелёным, а прямоугольники — жёлтым.
№22. Отгадай математические загадки, начерти и запиши отгадки.
Хоть куда её веди,
Это линия такая
Без конца и без начала,
Называется ___________________
Он ограничен с двух сторон
И под линейку проведён.
Длину его измерить можно,
И сделать это так несложно! ___________________
Он состоит из точки и прямой.
Ну, догадайтесь, кто же он такой?
Бывает, в дождик он пробьётся из-за туч.
Теперь-то догадались? Это ___________________
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами. ___________________
Знает каждый карапуз:
Знак сложенья — это ___________________
Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать.
Десять их, но знаки эти
Сосчитают всё на свете.
Ответы: Прямая, отрезок, луч, угол, плюс, цифры.
«Игрушки с секретом»
У каждой игрушки есть своё число. Найди число каждой игрушки и напиши его.
Ответ:
№24. Мише не очень нравится математика. Его папа решил заинтересовать сына и приготовил для него задания, которые тот охотно решил. А ты справишься? Вот они. Вставь пропущенные числа.
№25. Игра «Закодированный квадрат»
Ответы:
х | 4 | 6 | 5 |
4 | 16 | 24 | 20 |
3 | 12 | 18 | 15 |
2 | 8 | 12 | 10 |
х | 6 | 5 | 9 |
7 | 42 | 35 | 63 |
8 | 48 | 40 | 72 |
9 | 54 | 45 | 81 |
№26. Умеешь ли ты логически мыслить?
Впиши знаки так, чтобы получились истинные числовые выражения.
Ответы:
48 - 20 = 28
35 + 12 - 10 = 37
28 - 2 + 10 = 36
9 x 9 + 2 = 83
5 x 6 + 15 = 45
4 х 2 - 4 = 4
12 : 6 + 15 = 17
5 - 1 + 32 = 36
Как можно записать число 7 пятью двойками?
Ответ: 2 х 2 х 2 - (2 : 2)
Дополни логический ряд.
Ответ:
3 | 5 | 4 | 2 |
8 | 9 | 8 | 7 |
11 | 14 | 12 | 9 |
5 | 4 | 4 | 5 |
2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 5 | 7 | 9 |
6 | 10 | 14 | 18 |
№27. Математические задачи.
Летом дятел так спешил —
Сапоги на зиму шил,
И сложил он у себя
Все подарки для зверья:
Совам — 10 сапожков,
А 12 — для волков,
14 — синичкам игривым,
16 — зайчишкам пугливым.
А теперь мне подскажи-ка:
Сколько пар всего пошито?
Запиши соответствующие цифры и ответ в квадратики под рисунками.
У Тани были леденцы и шоколадные конфеты. Таня съела 5 шоколадных конфет. У неё осталось 10 леденцов и 5 шоколадных конфет. Сколько конфет было у Тани сначала?
В корзине 6 яблок. Надо раздать яблоки шести девочкам, по одному каждой, но так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. Как это сделать? Ответ нарисуй.
Ответы: Для сов — 5, для волков — 3, для синичек — 7, для зайчиков — 4, всего — 19. У Татьянки было 20 конфеток. Одной из девочек нужно дать яблоко с корзинкой.
Рост стоящего на задних лапах льва — 2 м. Длина его прыжка на 2 м больше, чем рост. Какой рост у льва, когда он прыгает и кажется нам огромным?
Двое людей играли в шахматы. Каждый сыграл по 5 партий и выиграл по 5 раз. Возможно ли такое?
Мальчики бегали наперегонки. Олег прибежал раньше Юры, но позже Миши, Серёжа прибежал раньше Миши, а Никита — позже Юры. Кто из них прибежал раньше всех? Кто позже? В каком порядке они прибежали?
Ответы: 2 м. Да, возможно, если они играли не друг с другом. 1 — Серёжа; 2 — Миша; 3 — Олег; 4 — Юра; 5 — Никита.
Коля идёт к озеру. Ему навстречу двигается класс из 20 учеников и двое учителей. Родители десяти детей тоже принимают участие в прогулке. Пять мам везут своих детей в колясках. Сколько ног идёт по дороге к озеру?
8 плиток шоколада стоят столько, сколько 5 таких же плиток шоколада и 6 батончиков вместе. Сколько стоит плитка шоколада, если цена батончика — 7 руб.?
Ответы: 2 ноги. 14 руб.
№28. На лужайке росли дуб, ёлочка и берёзка. Дуб самый высокий, ёлочка средней высоты, а берёзка — самая низкая. Под одним деревом сидел ёжик, под другими росли грибы и цветы. Отгадай и нарисуй ответ. Вот подсказка:
ёжик сидел не под самым низким деревом;
грибы росли не под самым высоким деревом;
цветы росли не под берёзкой и не под ёлочкой.
Ответы: Цветы росли под дубом, ёжик сидел под ёлочкой, грибы росли под берёзкой.
№29. Раскрась домики зверушек синим, красным и жёлтым цветами, выполнив их желания.
• В синем не хочет жить волк.
• В жёлтом не хочет жить лисичка.
• Зайчику не нравятся красный и жёлтый цвета.
Ответ: У зайчика — синий домик, у волка — жёлтый, у лисички — красный.
№29. Раскрась рыб в аквариуме в синий, жёлтый и красный цвета. Учти: синяя рыбка должна быть с краю, среди рыб есть красная, а с обеих сторон от неё плавают жёлтые рыбы. Самая большая рыба не жёлтая.
Ответ: Рыбки плавают в таком порядке: жёлтая, красная, жёлтая, синяя.
№30. Реши кроссворд.
1. Я — тире в грамматике, а кто я в математике?
2. Сколько в целом половинок,
В паре — новеньких ботинок,
И передних лап у льва,
Знает только цифра ...
3. Он не круг и не квадрат,
Не прямоугольник.
У него лишь три угла,
Это — ...
4. Цифра 6 перевернулась,
Новой цифрой обернулась!
5. Что общего у радуги, нот,
дней недели и чудес света?
6. Одна из десяти сестёр в математике.
7. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
8. Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,
Ты получше посмотри —
Это вроде бы и буква,
Но ещё и цифра ...
9. Ни угла, ни стороны,
А родня — одни блины.
10. Теперь ты знаешь много,
а раньше знал ...
Ответы: 1. Минус. 2. Два. 3. Треугольник. 4. Девять. 5. Семь. 6. Цифра. 7. Квадрат. 8. Три. 9. Круг. 10. Мало.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»
Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Математические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Консультация содержит математические игры для детей старшего дошкольного возраста. Родителям не нужно создавать особенных условий для данных игр....

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".
Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "М...

Математическая игра с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (с использованием логических блоков Дьенеша: ) «Поможем мышкам найти свою квартиру».
Сюжетно-дидактическая игра с подгруппой детей с использованием блоков Дьениша на математическое развитие....

Конспект ОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".
Конспект Од по ФЭМП с использование нетрадиционного метода- камешек МАРБЛС для детей старшего возраста....

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".
Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала ...

Семинар – практикум для детей и родителей «Занимательные математические игры для детей старшего дошкольного возраста дома»
Полезный материал для воспитателей детских садов....