Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.
план-конспект урока (старшая группа)
Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
- Познакомить детей с понятием блокада;
- Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
- Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду;
- Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.
Социально-коммуникативные:
- Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
- Воспитывать любовь к Родине
Использование игровой технологии.
Пособия и оборудование:
- Фотографии дневника Тани Савичевой
- Фотографии блокадного Ленинграда
- Белые листы бумаги
- Конструктор Лего (для постройки домов), фигурки людей
- Военные машинки, самолетики, танки
- Листы для рисования, гуашь, кисточки, стаканчики с водой ,салфетки
Предварительная работа: чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде, беседы с жителями блокадного города, посещение музея «Дорога жизни» и музея обороны и блокады Ленинграда
Ход НОД
Воспитатель:
- После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой.
- Давным-давно, рано утром ,22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так началась Великая Отечественная война.
- Осенью 1941 года, немцы окружили наш с вами город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.
- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него. А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
Воспитатель предлагает детям представить, как это было. На столе выставляются дома построенные из конструктора Лего и располагаются фигурки взрослых и детей, воссоздается сцена из мирной жизни.
Воспитатель начинает свой рассказ:
- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным.
Воспитатель выставляет на стол военную технику: самолеты и танки, инсценируя блокадное кольцо.
Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).
- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека ( воспитатель показывает детям кусок хлеба), в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)
- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
- По озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога спасла очень много жизней.
Воспитатель добавляет в экспозицию блокадного города макет Ладожского озера и грузовые машинки, везущие в город муляжи продуктов и вывозящие из города фигурки детей.
- Ребята, я предлагаю вам попробовать перейти на другой берег Ладожского озера.
Физкультминутка:
По воображаемым льдинкам (листы бумаги на полу) детям предлагается перейти с одного берега озера на другой.
Воспитатель продолжает рассказ:
- Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...
- После смерти девочки была найдена аленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:
(Детям демонстрируется фото дневника Тани Савичевой).
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
- Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».
- Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню. И сейчас я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать машины, везущие хлеб в блокадный Ленинград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дети блокадного Ленинграда"
Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается пере...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...
Конспект занятия НОД для подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда»
Конспект занятия НОД для подготовительной группы«Дети блокадного Ленинграда» Занятие было разработано ко дню освобождения блокады Ленинграда Цель: Познакомить детей с трудной жиз...
Конспект НОД для детей подготовительной группы "Дети блокадного Ленинграда"
Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.Не знать о войне нельзя, но рассказать о ней нужно осторожно.Рассказывайте детям...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»
Данный материал поможет педагогам познакомить детей с героическим подвигом жителей Ленинграда, дать представление о блокаде Ленинграда....