Картотека опытно-экспериментальной деятельности по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)
Картотека опытно-экспериментальной деятельности по изучению насекомых с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytno-_eksperem._deyat.pptx | 565.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем бабочка похожа на слона? Тебе потребуются: - Небольшой стеклянный аквариум ( или 3-х литровая банка) - Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум (банку) сверху - Лупа - Сачок для бабочек - Стеклянная баночка с крышкой - Пластилин - Деревянный брусок - Спелый банан - Сахарный песок Схема работы: 1. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки. 2. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина. 3. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска. 4. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой. 5. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна. 6. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом. Результат: Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть. Объяснение: Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.
Тебе потребуются: Плотная бумага - Кусок сетки с не очень мелкими дырочками - Клейкая лента - Большая стеклянная банка - Жидкость для мытья посуды - Столовая ложка - Настольная лампа (фонарик) - Лопатка - Ведерко Проба почвы Схема работы: 1. Вырежи из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и скрепи концы клейкой лентой. 2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой. 3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды. 4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо. 5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших деревьев и кустов. 6. Насыпь почву в воронку. 7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы. 8. Оставь свет включенным до следующей прогулки (3-4 часа). Результат: Ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные насекомые живут у тебя в саду (участке). Объяснение: Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку. Воронка Берлиза для почвенных насекомых
Тебе потребуются: Лупа Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой) Листы бумаги и карандаши -Модели насекомых (игрушки ) - Плакат «Строение насекомого» Схема работы: 1. Рассмотри внимательно на плакате какие части тела есть у насекомых. 2. Найди эти части тела у игрушечных насекомых. 3. Чем похожи между собой все насекомые?. 4. Поймай и помести нескольких насекомых в банку. 5. С помощью лупы понаблюдай за ними. 6. Нарисуй любое насекомое, только не забудь про все части тела. Результат: Основные части тела насекомого: голова, грудь, брюшко, лапки, усики. Не у всех насекомых есть крылья., но у всех - 6 лапок. Объяснение: Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков. Строение насекомых
Тебе потребуются: Лупа Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой) Листы бумаги и карандаши - Плакат «Жизненный цикл насекомых» Схема работы: 1. Рассмотри внимательно на плакате как изменяются насекомые в течение жизни. 2. Попробуй найти на своем участке яйца или личинки насекомых. 3. С помощью лупы понаблюдай за ними. 4. Нарисуй то, что удалось найти. Результат: Насекомое, как волшебник меняет свой облик. Сначала – это яйца, потом – личинка, куколка и взрослое насекомое (ученые его называют «имаго»). Но не все насекомые такие искусные . Например , кузнечики не умеют превращаться в куколку. Объяснение: Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков. Маленькие волшебники
Тебе потребуются: - Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага - Белый лист бумаги - Ручка или маркер - Наручные часы - Линейка - Большая доска - Мед Схема работы: 1 . Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой. 2. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром. 3. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые. 4. Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы. 5. Через 10 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится. 6. Сними первую схему и открой вторую. 7. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета. 8. Снова в течение 10 минут отмечай насекомых. 9. Сравни две заполненные схемы. Результат: Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах. Объяснение: Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Любимый цвет насекомых
Тебе потребуются: Неглубокая картонная коробка с крышкой - Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку - Белая краска и кисточка - Клейкая лента - Ножницы - Садовая лопатка или тяпка - Банка с крышкой - Садовые перчатки - Блюдце - Кусок банана - Сахарный песок Схема работы: 1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. 2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. 3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. 4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой. 5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. 6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла. Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направ-лениях . Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны , выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Муравьиная дорожка
Тебе потребуются: Фломастеры Листы бумаги Лупа Схема работы: 1. Выбери подходящую паутину. 2. Рассмотри её, только паука не трогай. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы. 3. Нарисуй на листе бумаги паутинку. 4. Понаблюдай за пауком. Можно ли его назвать насекомым? Объяснение: За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука. Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке. Изучение паутины Результат: Паутина бывает разной формы. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Паук – это не насекомое, т.к. у него 8 лапок. Он относится к особому виду животных - паукообразным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ
Статья для педагогов...
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....
Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста
Данная статья описывает особенности использования опытно-экспериментальной деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется классификации опытно-экспериментальной деятельнос...
"Чудеса или наука. Снег и лёд". Опытно-экспериментальная деятельность в группе детей младшего дошкольного возраста. Картотека опытов и экспериментов.
Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения исследований и опытов со снегом и льдом. Благодаря и...
Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего возраста
Здесь представлены опыты и эксперименты для ребят старшего и среднего возраста. ...
Организация и проведение опытно-экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен теоретический и практико-ориентированный материал по организации и проведению опытно-иследовательской и проектной деятельности с дошкольниками, описаны виды, этапы, методика ...