Организация и проведение опытно-экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
презентация по окружающему миру
В презентации представлен теоретический и практико-ориентированный материал по организации и проведению опытно-иследовательской и проектной деятельности с дошкольниками, описаны виды, этапы, методика и примерное планирование работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект - разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия , времени их осуществления участниками и условий , необходимых для эффективности всей системы действий. ( По И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой – Сибирской.) Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой дети развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Метод проектов актуален и очень эффективен . Он даёт ребенку возможность: ▶ - экспериментировать, синтезировать полученные знания; ▶ - развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.
Этапы проекта: подготовительный : планирование работы педагогов, детей над проектом , подбор методической и художественной литературы, подбор иллюстраций, репродукций художников ,составление картотеки опытов, создание условий для исследований, подготовка материала к экспериментированию, разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности с детьми по теме , подбор сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, пальчиковых игр; основной : беседы, рассказы, наблюдение за природными явлениями , дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые игры , рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций по теме, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация ), организация выставки работ изобразительной деятельности на выбранную тему . заключительный :обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов , обсуждение с детьми результатов работы, выяснение причин успехов и возможных неудач , выставка совместных рисунков , плакатов и т.д. В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам : а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов : ▶ Исследовательско - творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет , драматизации ,детского дизайна; ▶ Ролево – игровые с элементами творческих игр ,когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы; ▶ Информационно- практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют ее , ориентируясь на социальные интересы группы (оформление и дизайн группы, витражи др.); ▶ Творческие (оформление результата в виде детского праздника ,детского дизайна , например «Театральная неделя » Смешанные типы проектов по предметно- содержательной области является межпредметными , а творческих – монопроектами. По продолжительности они бывают краткосрочными ( одно или несколько занятий, 1-2 недели) , средней продолжительности , долгосрочные (на учебный год).
Главной особенностью метода проекта является его комплексный интегрированный подход в воспитательно - образовательном процессе. Интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира. Чем больше ребенок познает, тем богаче его опыт. Интеграция – это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды деятельности детей, позволяет переносить полученные знания и представления в другие области познаний. Проекты . Интеграции ▶ Комплексные: «Моя Родина» (познавательное , речевое, социально- коммуникативное), «День Победы» (познавательное , речевое, социально –коммуникативное , художественно – эстетическое) ▶ • Творческие: «Птицы Подмосковья » (речевое, художественно – эстетическое , познавательное ), «Солнышко для мамы», «Весёлая ярмарка», «Отходы в доходы»; ▶ • Групповые: «Широкая Масленица» (художественно – эстетическое , речевое, физическое), «Откуда появилась книга», «Обрядовые куклы», «Веселая ярмарка»; ▶ • Индивидуальные: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Семейные праздники» (речевое, социально –коммуникативное , художественно - эстетическое); ▶ • Исследовательские: «Тайны космоса», «Воздух - невидимка», «Матрёшка- улыбка России», «Вода –это жизнь» (познавательное, речевое, социально –коммуникативное , художественно – эстетическое, физическое) .
Экспериментирование является важной частью образовательного процесса. Поэтому данному разделу следует уделять особое внимание. Давайте же поговорим о том, какие особенности должно включать в себя детское экспериментирование и что является наиболее удачными вариантами для проведения. ▶ Экспериментирование в старшей группе, как и во всех других, должно быть организовано в качестве игр. ▶ Всем детям (да и многим взрослым) нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если занятие в группе детского сада организовано верно, то в конечном итоге ребенок будет в полной мере готов к школьной жизни, да еще и получит вагон полезных дополнительных знаний, которые будут помогать ему в более старшем возрасте. ▶ К старшему дошкольному возрасту нарастают возможности познавательной активности ребенка , которые находят выражение в форме поисковой исследовательской деятельности. В такой экспериментальной деятельности ребенок выступает , как исследователь,который самостоятельно использует различные способы воздействия на окружающий его мир ( предметы и явления ) с целью познания и освоения .В ходе такой деятельности создаются ситуации , которые дети решают посредством проведения опыта, в последствии результат анализируется ,делается вывод. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого овладевает представлениями о различных явлениях. ▶ Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект.
Цели экспериментирования Развивать у детей познавательные способности (анализ , синтез , классификация , сравнение , обобщение) Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость , сыпучесть и т.д.) С физическими явлениями (магнитное и земное притяжение ,электричество , отражение и т. д ) Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать дос тупным экологическим правилам в деятельности и поведе нии . Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способо в проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Формировать опыт выполнения правил те хники безопасности при проведении опытов и эксперимент
Алгоритм подготовки эксперимента Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей ,изучаемой темы Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы и т.д. ) Выбор объекта исследования Выбор цели , задач работы с детьми Закрепление последовательности действий Закрепление правил безопасности Прогнозирование результата Выдвижение гипотезы Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений , фотографии, рисунки и т.д.)
Структура эксперимента 1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст) 3.Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 5. . Наблюдение результатов эксперимента. 6.Фиксирование результатов эксперимента. 7. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и млпдшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: ▶ 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек. ▶ 2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке и т. п. ▶ 3. По количеству детей (форма организации): индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа). ▶ 4. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. ▶ 6. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут). ▶ 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические. ▶ 8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. ▶ 9. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). ▶ 10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
Разделение на разделы Несомненно, все эксперименты, проводимые с детьми, должны быть как-то систематизированы и разделены между собой. Наиболее удачным способом является "дробление" по месяцам. Это помогает формировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца. ▶ Сентябрь-октябрь .В самом начале года предпочтительнее всего организовывать занятия, связанные с изучением песка, глины и их свойств. Такие занятия учат ребят замечать даже самые маленькие особенности и малозаметные предметы. Работа с песком и глиной помогает анализировать и обобщать те или иные свойства. ▶ Ноябрь-декабрь . Данный раздел можно назвать "эксперименты с воздухом". В ходе проведения игр дети будут получать разные знания о свойствах воздушных масс. Занятие на подобную тему потребует от вас нескольких воздушных шариков, пакетов, трубочек, мыльных пузырей, вертушек, ленточек. Игры экспериментирования в старшей группе должны также поведать детям о том, какими могут быть источники загрязнения воздуха. Кроме того, ребята должны понять, как можно заботиться об окружающей среде и воздухе. Игры также должны включать в себя занятия, которые помогают обнаружить воздух и изучить его свойства. Здесь вам отлично помогут подготовленные шарики, вертушки и даже мыльные пузыри. Лучше даже приготовить мыльную воду и трубочки - пусть дети выдувают пузыри через них, а вы объясняйте, что воздух может принимать различную форму. ▶ Январь .Первый месяц нового года можно посвятить играм с водой. Здесь знакомим со свойства воды. Кроме всего прочего, объясняются некоторые физические свойства жидкости : пар, снег и лед - это тоже вода. ▶ Февраль .Это месяц можно отдать на изучение человека , дать более детальное представление о жизни людей. Стетоскопы, вата, продукты, духи и прочие предметы - все это обязательно поможет в познании человека. Дети знакомятся с органами слуха, зрения и обоняния, со взаимосвязью всех органов чувств. Довольно успешным будет вариант, когда можно точно проследить связь вкуса с обонянием. Достаточно прикрыть нос - большинство вкусов не будет различаться, так как рецепторы, расположенные на языке, очень сильно зависят от человеческого нюха. ▶ Весна . Лучше всего проводить игры и экерименты , которые обобщают все полученные знания за год , так как экспериментирование - это отличный и наглядным способ рассказать детям об окружающем мире
Правила проведения: В ходе проведения исследований следует придерживаться несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого: - Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций; Не сдерживайте инициативы детей; Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно; Не спешите с вынесением суждений; Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.
Центр экспериментирования , оборудование ▶ 1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп) ▶ 2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы ▶ 3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена) ▶ 4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки) ▶ 5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора) ▶ 6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная. ▶ 7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски) ▶ 8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля) ▶ 9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары , масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др) ▶ 10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов
Принцип элементарности : ▶ Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. ▶ Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
В ходе нашей проектной деятельности «Вода – это жизнь» мы проводили много опытов и экспериментов. Эксперимент «Мы - водопотребители » Цель : изучить нахождение воды на планете и ее значение для живых организмов. Провести наблюдение по использованию детьми воды в течении дня. В результате проведенной работы мы сделали такой вывод: Вода – это жизнь, ее надо беречь! И сделать это несложно, только надо соблюдать несколько правил: Плотно закрывай кран. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
Опыт «Растения «пьют» воду» Цель : познакомить детей с тем, как растения поглощают воду, расширить представление о растениях, их строении, Букет цветов поставили в подкрашенную пищевым красителем ( красный цвет ) воду. Через некоторое время стебли цветов начали окрашиваться. Спустя несколько часов цветы приобрели розовый окрас. Вывод : в результате эксперимента мы пришли к выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.. А это значит растения «пьют » воду !
Эксперимент «Очистка воды» Ц ель :закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью. познакомить детей со способами очистки воды. Оборудование : чистая вода, вода (растаявший снег) , марля, пустая банка. вывод : грязная вода требует множества степеней очистки, прежде чем попасть к нам в дом!
Центр экспериментирования
Опыт №1. «Где спрятался воздух?» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим) Значит, воздух, какой? (невидимый).Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим). Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение). Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы. Опыт №2. Воздух имеет объем Цель : Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен. Оборудование: Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном). Два одинаковых сдутых воздушных шарика. Емкость с водой. Опыт : Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой. Вывод : Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
Опыт №3 . Воздух помогает рыбам плавать. Цель : Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. Оборудование: Бутылка газированной воды, стакан , несколько некрупных виноградин.. Опыт : Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря. Вывод : Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом. Опыт №4. «Движение воздуха» Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера. Как можно почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется). Вывод: Воздух движется. Опыт с воздухом № 5. Предлагается "утопить" игрушки , воздушный шар наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды.
Методическая литература : ▶ Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике.-М.:ТЦ Сфера,2010.-128с. ▶ Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.:Л.С.Киселева , Т.А.Данилина , Т.С.Лагода , М.Б.Зуйкова .-М.:АРКТИ,2003.-96с. ▶ Экологические проекты в детском саду /О.М.Масленникова , А.А Филиппенко.-Изд.2-е.- Волгоград: Учитель : ИП Гринин Л.Е.-232с. ▶ http://www.maam.ru/detskijsad/opyty-s-vozduhom.html ▶ http://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.pdf ▶ http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/29/kartoteka-opytov-s-vozdukhom
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...
Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...
Справка по итогам тематического контроля : «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду
Из опыта работы ДОО...