Cоциальные ситуации развития и культурные практики в детском саду.
статья (младшая группа)
В данном материале дается характеристика социальнах ситуаций в зависимости от возраста ребенка, а также культурные практики применяемые в детском саду для развития у детей культурно-гигиенических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальные ситуации развития и культурные практики | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Ширяевский детский сад комбинированного вида»
Статья по теме : «Дошкольник в современном мире социальные ситуации развития и культурные практики»
Составила воспитатель: Смолянинова М.Ю.
Мир, в котором мы живем сегодня, не похож на тот который был вчера. И это не игра слов, а выраженная в словах скорость, с которой наша жизнь претерпевает модификации.
Целью и задачами написания данной статьи является: - повышение профессионального уровня воспитателя; определить взаимосвязь между социальной ситуацией и культурной практикой; ознакомить с ролью культурных практик в формировании культурно и культурно-гигиенических навыков у детей, а также ознакомить с практиками которые используются непосредственно в нашем детском саду.
В настоящее время дети развиваются в мире с огромным потоком информации. Их родители: папы и мамы работают,( да и бабушки и дедушки тоже) и в силу своей занятости и нехватки времени мало общаются и занимаются со своими детьми. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к непониманию потребностей друг друга. Родителям кажется, что нужно как можно раньше приобщать детей к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается модель «правильного» поведения и отношения к обществу.
В каждый конкретный возрастной период между человеком и обществом складывается определенная система отношений - социальная ситуация развития. Это понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития. [1]
К началу дошкольного периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем, и кроме того большую тягу к самостоятельности.
В дошкольный период ребёнку предстоит, переход от мира предметов к миру людей. От привычного семейного окружения, к общению с другими людьми: взрослыми и детьми. В приведенной ниже таблице дана характеристика социальных ситуаций присущих в тот или другой возрастной период:
Социальная ситуация | ||||
Период. | Окружение | Поведение | Вид деятельности | Общение |
Младший дошкольный возраст | члены его семьи появляются сверстники первые друзья | воспроизводит действия взрослых; с постепенным усложнением главный девиз «Я сам» | Игровая деятельность появляются предпосылки к сюжетно-ролевой игре. | Эмоционально-практическое общение - важно выразить себя и добиться внимания. К концу данного периода общение приобретает еще одну сторону - познавательную |
перехода от младшего дошкольного возраста к старшему | Растет значимость сверстников и детского коллектива в целом | Возраст «Почемучек». Ребенок охотно помогает взрослым, постепенно вовлекаясь в его действия. | Игровая деятельность остается ведущей, но происходит более тщательная подготовка к сюжетно- ролевым играм: создание условий, подбор игрового материала. | Ситуативно-деловое общение. Речь играет главную роль в общении, накапливается опыт и знания. Дети общаясь вовремя игры добиваются признания , стараются скрыть свои недостатки. Появляются первые конфликты. |
Старший дошкольный возраст | Значимость сверстников приобретает главенствующую роль , а общение с членами семьи отходят на второй план | Ребенка все больше интересует мир взрослых взаимоотношения и правила поведения в нем Взрослый становится источником знаний и образцом в поведении. | Усложняется игровая деятельность. У игр появляются цели и задачи, правила распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц. | Усложняются формы общения появляется внеситуативно-деловое общение не связанное с игрой. Дети могут разговаривать между собой на, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное общение |
Анализируя социальную ситуацию дошкольного возраста можно с уверенностью говорить, о растущей значимости в жизни ребенка его сверстников; об усложнении форм общения и взаимодействия, и о том, что культура поведения в этих процессах будет иметь не маловажную роль
Для формирования культуры поведения у дошкольника принятого в обществе как нельзя лучше подходят - культурные практики. Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования).[2]
По мнению Крыловой Натальи Борисовны, следует выделять следующие виды культурных практик:
1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.)
2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).
3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).
4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и. т д.)
5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.)
6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.)
7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)
Благодаря широкому диапазону воздействия на ребенка культурные практики способствуют всестороннему развитию дошкольника. В них дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения.
Актуальность применения культурных практик в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Актуальность применения в образовательном процессе культурных практик продиктовано положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Культурные практики становятся важной и неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном учреждении (п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»). Такие практики способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Сегодня в мире проблема сохранения и укрепления здоровья человека стоит на одном из первых мест, а особенно проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В связи с этим президентом был, подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года. Одной из задач которого состоит реализация мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни детей и молодежи и внедрении здоровье сберегающих технологий.
Одной из составляющих здорового образа жизни человека является формирование у него культурно-гигиенических навыков, что происходит уже в раннем возрасте. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. Как из малого складывается большое, так и из правильно сформированных культурно-гигиенических навыков сформируется важная составная часть культуры поведения, которая в свою очередь будет обуславливать общую культуру поведения и общения в обществе.
Теперь я хочу рассказать о культурных практиках, которые применяют воспитатели нашего детского сада.
В нашем детском саду, как и в других дошкольных учреждениях, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья дошкольника, что будет иметь значение и для его успешной социализации.
Для воспитания у ребенка навыков культурного поведения, воспитатели используют разнообразные культурные практики. При этом необходимо хорошо помнить и понимать, что ребенок наряду с положительным опытом: аккуратность, бережливость, опрятность, будет усваивать и опыт отрицательный, что может привести к созданию конфликтных ситуаций. Поэтому родителям и воспитателям необходимо выступать в определенном тандеме для достижения наилучших результатов действуя по определенным правилам и требованиям. Для этого воспитатели осуществляют подборку консультативного материала.
Культурные практики лучше всего проводить во второй половине дня. В данный период у детей есть больше свободного времени над ними не давит стереотип занятий, и они могут проявить всю свою инициативу. Воспитатели создают условия для сотрудничества, свободного выбора, самовыражения ребенка.
В приведённой ниже таблице приведены примеры культурных практик, которые используют воспитатели нашего детского сада для формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков:
Культурные практики | Цель | Деятельность | Какие навыки развивает | возраст |
Совместная игра воспитателя и детей | Способствовать обогащению содержания творческих игр, освоению детьми игровых умений и навыков | сюжетно-ролевая, игра имитация игра-инсценировка игра – драматизация | Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания. | Младший возраст |
сюжетно-ролевая игра режиссерская игра игра-инсценировка игра – драматизация игра экспериментирование | Самообслуживания . Культуры поведения за столом, в группе, на улице. | Средний возраст | ||
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта | Направить деятельность детей на приобретение опыта в решении определенных проблем. дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах | Ситуации как реальные - оказание помощи малышам, старшим, так и вымышленным героям, сказочным. Игровые ситуации: «Помоги кукле одеться» «Мишка заболел» «Уложи кукол спать | Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания | Младший возраст |
Игровая ситуация: «Будем знакомы» « Помоги Маши…» «Мы дежурные» «Покорми птиц» | Самообслуживания . Культуры поведения за столом, в группе, на улице. | Средний возраст Старший возраст | ||
Творческая мастерская | Предоставить детям условия для практического применения их знаний ,умений и опыта | просмотр презентаций, оформление выставок, просмотр презентаций, оформление выставок, создание коллекций. творческие проекты эксперименты. | Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания Самообслуживания . Культуры поведения за столом, в группе, на улице. | Младший возраст Средний возраст Старший возраст |
Музыкально-театральная и литературная гостиная | Способствовать восприятия музыкальных и литературных произведений. | Чтение потешек, прибауток, сказок. , прослушивание музыкальных произведений | Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания | Младший возраст |
Чтение художественной литературы различных жанров, прослушивание музыкальных произведений | Самообслуживания . Культуры поведения за столом, в группе, на улице. | Средний возраст Старший возраст | ||
Сенсорный и интеллектуальный тренинг | Обеспечить формирования сенсорного восприятия | Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. | При закреплении навыков одевания и раздевания обращать на цвет одежды у ребенка. | Младший возраст |
Детский досуг | Способствовать реализации творческого потенциала ребенка, создание положительного эмоционального настроя, | Игры Развлечения Праздники | Закрепление культурно- и культурно-гигиенических навыков и умений. | Все возраста |
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность | Направить деятельность детей на приобретение трудовых навыков и умений, опыта самообслуживания. | Самообслуживание. хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. | Самообслуживание. Культуры поведения за столом, в группе, на улице. | Все возраста |
Вывод: Культурные практики позволяют разнообразить деятельность воспитателя по формированию у детей культурно и культурно-гигиенических навыков и умений. Проведение разнообразных игр, экспериментов (особенно водой) где дети вовлекаются в непосредственную деятельность дают наилучшие результаты. По нашим наблюдениям детям младшего возраста наиболее интересны игровые ситуации – «Одень куклу»; « Помоги Мише собраться на прогулку»; «Мы идем в гости». Подборку таких или подобных игровых ситуаций можно найти в книге Г.И. Винниковой. [3] Данная подборка поможет не только воспитателям но и будет интересна и полезна родителям. В среднем и старшем возрасте дети сами создают подобные ситуации и проигрывают их, распределяя в них роли, создавая сюжет игры. Если анализировать проведенные эксперименты то на первом месте будет эксперимент «Волшебное яйцо» когда совместно с воспитателям дети при помощи очищенного яйца определяют чистоту рук. Из организованных досуговых мероприятий ребятам нравится «Путешествие в Королевство Зубной Щетки», которое помогает дошкольникам лучше усвоить гигиенические навыки и осознать важность их соблюдения. Соревнования «Кто быстрее?» не только развивают двигательную активность, но и помогают детям понять, что если делать все аккуратно можно оказаться победителям.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. С помощью культурных практик реализуется целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации дошкольника.
Список литературы
1 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
2.Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47
3 Винникова Г.И. Занятия с детьми2-3 лет: Познавательное и социальное развитие. – М.;ТЦ сфера, 2017. – 128с
4 Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. №3. С. 79-108
5 Интервью Лыковой И. А. доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника
ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва. –«Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка.»
6 Новиковская О.А. «Ничего, никому не скажу!: маленькие подсказки для родителей» : - М.;АСТ; СПб; Владимир: ВКТ, 2008 – 64с.
7 Смирнова Е.О. Тип: тезисы конференции Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23−26 мая 2006 года в г. Казани)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель Быченко Нат...
Организация культурных практик в детском саду
ull;Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней ег...
"Культурная практика в детском саду" отчет о внедрении.2018-19гг
Отчет о внедрении...
Методическая разработка: "Культурные практики в детском саду"
Консультация для воспитателей "Культурные практики в детском саду"...
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
Игровые ситуации для проведения утреннего приветствия в детском саду ском саду
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу п...
Культурные практики в детском саду
для воспитателей...