Семинар-практикум Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ
консультация
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией, воспитанниками. Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога, поэтому ему необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Воспитателю необходимо иметь не только теоритические знания, но и практические навыки в общении, для чего и разработан этот семинар-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
.
Семинар-практикум
«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»
Составила:
педагог-психолог
Небылица Наталья Викторовна
г. Минусинск, пос. Зеленый Бор, 2019г.
Семинар-практикум
«Эффективное взаимодействие педагога
с воспитанниками ДОУ»
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками. Компетентность в общении одна из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога, поэтому ему необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки в общении, для чего и разработан этот семинар-практикум.
Цель семинара-практикума: развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического коллектива;
2. Повышение уровня психологической культуры.
Реквизит: Мяч, конструктор, бланки для упражнения с частицей НЕ, Лего для игры «Робот».
План семинара-практикума:
1. Игровое упражнение «Вспомним свое детство»;
2. Упражнение «Поросячьи бега»;
3. История «Страшный сон»;
4. Преобразование неэффективных слов и выражений с частицей НЕ в эффективные слова и выражения без частицы НЕ;
5. Коммуникативная игра «Найди пару»;
6. Упражнение «Кулачки»;
7. Игра «Ежики»;
8. Игра «Робот»;
9. Способы эффективного общения;
10. Рефлексия.
Ход семинара-практикума
Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».
В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.
Помним также, что компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.
1. Для начала вспомним свое детство, игровое упражнение «Вспомним свое детство»
Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.
- Вы были послушным ребенком?
- Вы с удовольствием посещали детский сад?
- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?
- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?
- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
- Что из детства вам запомнилось больше всего?
Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.
Всегда ли это так в реальности?
2. А теперь побудем совсем детьми.. Упражнение «Поросячьи бега»
Сейчас идут Олимпийские игры, и открыт новый вид их, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником!
Итак, вы попали на поросячьи бега – новый олимпийский вид спорта!!
Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Старайтесь добиться рекорда!!!
Установили настрой на взаимодействие!
3. Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю.
«Страшный сон»
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все
зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал
его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную
весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слов
вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать
другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я
счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих
родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание.
Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой
бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»
- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали
сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»
Вывод форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что
сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.
Примеры: Не путайся под ногами – посиди спокойно
Не выходите из группы – оставайтесь в группе.
Если сказать ребёнку: «Не бери ножницы!», скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для взрослых научиться запрещать, не запрещая. Как это сделать? Как перестать употреблять высказывания в негативном ключе?
4. Преобразование неэффективных слов и выражений с частицей НЕ в эффективные слова и выражения без частицы НЕ.
Частица НЕ подсознанием воспринимается позже, во вторую очередь, чем само действие.
Конечно, совершенно без частицы НЕ в речи невозможно обойтись. Однако в некоторых случаях, в том числе и в некоторых аспектах общения и воспитания это важно сделать.
Давайте попрактикуемся. Разобьемся на команды из нескольких человек.
Предлагаю вам ряд наиболее часто употребляемых глаголов с частицей НЕ в общении с детьми.
Сначала вы можете заполнить таблицу, т. е. вписать подходящие на ваш взгляд, наиболее эффективные слова и выражения (Приложение 1)
Ваша задача – преобразовать неэффективные выражения в эффективные, без НЕ. Например, не выходи – останься там, где находишься, не испачкайся – будь аккуратным, и т. д.
5. Упражнение-имитация «Найди пару»
Цели: ранжирование на пары; способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
Две сороконожки бежали по дорожке,
Все бежали и бежали и друг дружку догоняли.
В тот момент, когда догнали, так друг дружку и обняли,
Так друг дружку обнимали, что едва мы их разняли.
6. Упражнение «Кулачки» (работа в парах) Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.
Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?
7. Привести пример для педагогов, в какие игры можно поиграть с детьми. Наподобие есть игра «Ежики». Один из пары сворачивается в клубок, задача найти подход, создать условия, при которых ежик захочет сам раскрутиться, причем тут метод Мозгового штурма наиболее эффективен. Ваши варианты.. (тактильно, щекотка, эмоционально о каком-нибудь факте, чтоб ежик захотел заняться этой деятельностью, заинтересовать).
Мы же говорим об эффективном взаимодействии, а теперь немножко о том, как мы даем инструкции детям:
7. Игра «Робот»
Цель — развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а также навыки эмпатического понимания собеседника, проанализировать собственные ощущения и взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.
На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. (Один, два примера)
По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?
Вывод: Какие должны быть инструкции?
- короткие
- четкие
Способы эффективного общения
В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.
Вопросы к педагогам:
- Что такое способы эффективного общения? (Ответы педагогов)
Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.
Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».
Способы эффективного общения
Вербальные
Активное слушание:
ситуация и слова ребенка
чувства ребенка
фраза взрослого (повторение слов ребенка)
Невербальные
Отражение:
поза
жесты
мимика. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится.
Пример: Воспитатель играет с небольшой группой детей, к ней подбегает Саша в слезах и кричит: «Он отнял мою машинку!»
Что первое приходит ответить? Поиграет и отдаст, договоритесь..
Своим обещанием, что тот ребенок поиграет и отдаст, наставлением «договоритесь», при всей кажущейся справедливости ответов, воспитатель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно. Ребенок ждет понимания!
Саша: Он отнял мою машинку!
Воспитатель: Ты очень огорчен и рассержен на него?
Саша: Да, я хочу поиграть с ней
Воспитатель: Неприятная ситуация, мне очень хочется, чтоб вы играли дружно, давай позовем Колю и вы договоритесь играть по очереди, чтоб Коля и ты были довольны.
Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность воспитателя его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся.
Пример еще:
Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.
Например: ребенок – А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). – Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).
- да, вот тут..
- так, так.. (Можно перейти на юмор, чтоб отвлечь) Улыбаться можешь? Значит, все в порядке. Тебе лучше немного посидеть и поиграть в спокойную игру, а я пока поговорю с Колей, о правилах поведения в группе.
Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:
- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;
- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.
8.Рефлексия
Особенностью эффективного общения является также обратная связь. Поэтому предлагаю поделиться своими впечатлениями о семинаре-практикуме.
Приложение 1
Преобразование НЕэффективных слов и выражений с частицей НЕ
Неэффктивные | Эффективные |
Не испачкайся | |
Не разбрасывай | |
Не бойся | |
Не дерись | |
Не бери | |
Не ходи (в лужу) | |
Не кричи | |
Не мешай | |
Не разбей | |
Не таскай печенье (из пачки) | |
Не одевай | |
Не обманывай | |
Не плач | |
Не разговаривай (с едой во рту) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формула эффективного взаимодействия с родителями"
Семинар-прпктикум с педагогами ДОУ по стратегии поведения с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93354.jpg)
Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»
Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...
Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"
Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-476364-1409805288.jpg)
Семинар-практикум «Механизмы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»
Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695525-1445765884.jpg)
Семинар - практикум «Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников».
раскрыть сущность и значение взаимодействия педагога и родителей воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1001337-1517054254.jpg)
Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»
Цель: Просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.Задачи:1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.2. Формировать коммуникативные на...