ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛУШКА» (Программа рассчитана на 2 года для детей 5-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа разработана на основе Программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика » (автор – А.И.Буренина). Санкт-Петербург 2000 год. На основе системы упражнений для музыкального слуха и голоса детей по книге Орловой Т. М. Бекиной С.И. «Учите детей петь», Москва, «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselushka.docx | 83.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………. 2
Ритмика. Цель и задачи программы…………………………………… 2
Пение. Цель и задачи программы……………………………………… 3
Характеристика возрастных возможностей 5-7 лет………………….. 5
Возрастные особенности развития ребенка 5-7 лет
музыкальной деятельности………………………………………………. 7
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-7 лет…... 8
Старшая группа (от5-до 6 лет)………………………………………… 8
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)…………………… 9
Основные направления образовательной работы с детьми…………. 10
Отличительные особенности программы (новизна)………………….. 10
Основные цель и задачи кружковой программы
по ритмике и вокалу………………………………………………………. 10
Организация и проведение занятий……………………………………. 12
Работа с родителями………………………………………………………. 13
Работа с педагогами……………………………………………………….. 14
Ожидаемые результаты…………………………………………………… 14
2.Учебно-тематический план…………………………………………… 15
Структура занятия…………………………………………………………
3.Содержание программы………………………………………………. 17
4.Методическое обеспечение…………………………………………….. 31
5.Список литературы…………………………………………………….. 32
Пояснительная записка
«…С первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга» Э.Ж.Далькроз
Программа «Веселушки» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Программа разработана на основе Программы по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика » (автор – А.И.Буренина). Санкт-Петербург 2000 год. На основе системы упражнений для музыкального слуха и голоса детей по книге Орловой Т. М. Бекиной С.И. «Учите детей петь», Москва, «Просвещение».
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Цель программы: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:
- Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
-развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
-развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
-развитие ловкости, точности, координации движений;
-развитие гибкости и пластичности;
-воспитание выносливости, развитие силы;
-формирование правильной осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
-развитие творческого воображения и фантазии;
-развитие способности к импровизации: в движении, в пении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
-воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
-воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающие влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма)
- Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки)
- Способствовать всестороннему духовому и физическому развитию детей
Так как пение и ритмические движения связаны между собой и очень хорошо развивают чувство ритма, в детском саду мы решили открыть кружок по вокально-ритмическому воспитанию. Использовать в кружковой работе пение и движения.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.
Беря за основу уникальность дошкольного возраста, я попыталась создать ряд занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.
Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении как танца, так и пения.
Упражнения, которые разучиваются под музыку, с помощью пения элементов игры, дети воспринимают гораздо интереснее. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти, ребенок учится запоминать разные положения рук и пальцев, сочетать движения с речью. При этом последовательность движений идет от простого к сложному.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию двигательных навыков при изучении музыкально-ритмических композиций: (сюжетные танцы, парные танцы, игры и этюды, любимые песни малышей, в мире сказок …)
Характеристика возрастных возможностей 5-7 лет.
К 6 годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения. Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами и др. Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.) Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Эмоциональность. Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему. Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Произвольность. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни. В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др. сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.
Возрастные особенности развития ребенка 5-7 лет музыкальной деятельности
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок. Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам. Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма. В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-7 лет
Старшая группа (от5-до 6 лет)
Пение
• Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
• Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.
• Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера.
• Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество
• Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения
• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
• Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед) .
• Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
• Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Развитие танцевально-игрового творчества
• Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.
• Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
• Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Пение
• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах отдо первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию,
• Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
• Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения
• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
• Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские…)
•Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .
• Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик; сердитый козлик и т. п.) .
• Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
• Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
• Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Основные направления образовательной работы с детьми:
«Физическое развитие» (развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально-ритмической деятельностью) .
«Развитие речи» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки) .
«Познавательное развитие» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства) .
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства)
«Физическое развитие», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения двигательной и продуктивной деятельности, использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки)
Отличительные особенности программы
Новизна программы заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.
Основная цель кружковой программы по ритмике и вокалу:
Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики и вокала.
В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией) .
• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;
• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;
• обучить основам импровизации;
- формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
- постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту;
- обучение выразительному исполнению песни;
- формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
Развивающие:
• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма) ;
• формирование художественного вкуса;
• развитие выразительности движения;
• развитие координации движения;
- развитие слуха и голоса детей;
- формирование голосового аппарата;
- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
- развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
- развитие обще-эстетического кругозора;
- сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям ритмикой;
• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
• развитие мышления, воображения, познавательной активности;
• воспитывать любовь к русскому фольклору, задорной русской пляске;
- формирование устойчивого интереса к пению;
- формирование общей культуры личности ребёнка;
- обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
- воспитание воли и характера;
- приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
- прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера сочетанию движений содержанию и развитию музыкального образа.
Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.
Основополагающие принципы программы:
Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития.
Принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
Принцип от простого к сложному.
Принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Организация и проведение занятий
Программа вокально-ритмического кружка «Веселушки» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 32 занятия в год. Занятия проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 – 35 минут. Количество часов по плану:
Старшая группа - 32 часа;
Подготовительная группа – 32 часа.
Практическая значимость занятий:
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет с разной степенью музыкальной одарённости. В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разноуровневого развития дошкольников, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек:
Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
В данной программе нашли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики:
- Ориентир на дошкольный возраст 5-7 лет, как наиболее благоприятный в плане развития средствами музыки;
- Опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте.
Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно исполнять движение.
В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.
Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики и вокала «Веселушки» очень полезны для физического развития, при работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.
Работа с родителями
Задачи:
• Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.
• Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.
• Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.
• Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.
Активные формы работы с родителями.
• Родительская гостиная Программа «Веселушки», как современная педагогическая технология, направленная на развитие хореографических и вокальных способностей дошкольников.
• Презентация авторской программы «Веселушки»
• Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада
• Организация работы по подготовке концертных костюмов .
Выступления детей на родительских собраниях.
Работа с педагогами
Консультации «Лечим «звездную болезнь»», «Поддержка высокой самооценки ребенка», «Пальчиковые игры в группе», «Организация музыкального уголка в группе», «Танцуем вместе с детьми» и т.д.
Ожидаемые результаты
Должны уметь:
- заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью;
- самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли);
- использовать в танцевальной деятельности различные виды танца;
- петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту;
- усваивать ритмический рисунок, движение мелодии.
Должны знать:
- некоторые виды танца (народные танцы, эстрадный, классический т. д.);
- некоторые приёмы исполнения движений;
- использовать разнообразный песенный репертуар.
Должны иметь представления:
- о танцевальной культуре;
- танцевальных профессиях;
- вокальных профессиях.
В течении года, используя полученные знания и умения, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском саду
Учебно-тематический план
Занятие состоит из трех частей:
- Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(5-8 минут). Упражнения для голоса и слуха.
- Основная - она делится на пение песен, тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций)
(15-20минут)
- Заключительная – музыкальные игры, повтор знакомых танцев, вспомогательные и корригирующие упражнения,коммуникативные танцы-игры поклон. (5-7 минут)
Основные направления в подборе репертуара:
- Классическая музыка
- Народная песня, народный танец
- Произведения современных авторов
Принципы подбора репертуара:
- Исполнительские возможности
- Художественная ценность произведения
Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса,на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. Развитию двигательных навыков, правильной осанки, координации движений, развитию общей и мелкой моторики.
Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, пьесы разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.
Основные методы обучения
1.Словесные: Устное изложение.
Беседа.
Анализ текста, структура музыкального произведения, деление
произведения на части.
2.Наглядные: Показ, исполнение педагогом.
Работа по образцу.
3.Практические: Тренинг, повторение пройденного.
Вокальные и двигательные упражнения.
Учебно – тематический план
1 год обучения (5-6 лет)
Цель: Адаптация ребёнка в данном социуме. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Работа над первоначальными вокальными и двигательными навыками. Развитие музыкального слуха, творческой активности, чувства ритма.
Месяц | Тема | Количество занятий |
Сентябрь | Анкетирование родителей. Набор детей в кружок | |
Октябрь- ноябрь | Танцы-игры Коммуникативные танцы Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Декабрь- январь | Образные танцы Танцы- фантазии Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Февраль- март | Танцы с предметами Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Апрель- май | Парные танцы Упражнение для развития голоса и слуха Повторение пройденного | 8 8 |
Итого: 32
2 год обучения (6 -7 лет)
Цель: Продолжать формирование и развитие у детей музыкальных способностей (музыкального слуха), чувство ритма и метроритма, музыкальной памяти, воображения в процессе знакомства с разножанровыми произведениями.
Месяц | Тема | Количество занятий |
Сентябрь | Анкетирование родителей. Набор детей в кружок | |
Октябрь- ноябрь | Русский народный танец Коммуникативные танцы Башкирский танец Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Декабрь- январь | Танцы народов мира Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Февраль- март | Современный танец Упражнение для развития голоса и слуха | 8 8 |
Апрель- май | Историко-бытовой танец Упражнение для развития голоса и слуха Повторение пройденного | 8 8 |
Итого:32
Содержание программы
Перспективный план работы старшей группы
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Перспективный план работы подготовительная группа
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни. 4. Русский народный танец 5.Коммуникативные танцы | -Психологическая настройка на занятие. -Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. -Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. -Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. -Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; -Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. - Познакомить детей с русским народным музыкальным творчеством, костюмами, бытом, обрядовыми традициями; - Выучить основные движения русской пляски; - Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве; - Развивать чувство ритма; - Формировать правильную осанку; - Учить детей взаимодействовать в коллективе; - Работать над синхронностью движений; - Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность | «Здравствуйте» М.Картушина. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) |
Количество занятий-4 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни. 4.Танцы-игры; 5.Башкирский танец | -Психологическая настройка на занятие. -Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. - Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. -Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. - Познакомить детей с башкирским народным музыкальным творчеством, костюмами, бытом, обрядовыми традициями; - Выучить основные движения башкирской пляскипляски; - Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве; - Развивать чувство ритма; - Формировать правильную осанку; - Учить детей взаимодействовать в коллективе; - Работать над синхронностью движений; - Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность | «Здравствуйте» М.Картушина. |
Количество занятий - 4 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни. 4. Танцы народов мира | -Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. -Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. -Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. -Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. -Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Познакомить детей с танцами некоторых народов мира; - Дать понятия о танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах данного танца; - Разучить основные движения выбранного танца; - Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца; - Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу; - Развивать танцевальное ансамблевое чувство; - Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног; - Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей; - Поощрять творческую инициативу. | «Здравствуйте» М. Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности
|
Количество занятий – 4 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни. 4. Танцы народов мира | -Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. -Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. -Продолжать работу над развитием голоса детей. -Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Познакомить детей с танцами некоторых народов мира; - Дать понятия о танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах данного танца; - Разучить основные движения выбранного танца; - Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца; - Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу; - Развивать танцевальное ансамблевое чувство; - Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног; - Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей; - Поощрять творческую инициативу. | «Здравствуйте» М. Картушина. |
Количество занятий – 4 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни 4. Современный танец | -Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. -Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. -Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; -Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. - Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени; - Разучить основные движения выбранного танцевального направления; - Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении; - Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца, придумывать собственные движения; - Совершенствовать танцевально-исполнительские навыки; - Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе. - Воспитывать выдержку, терпимость к товарищам. - Воспитывать танцевальную и общую культуру. | «Здравствуйте» М. Картушина. |
Количество занятий – 4 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни 4. Современный танец | -Психологическая настройка на занятие. -Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. -Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. -Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени; - Разучить основные движения выбранного танцевального направления; - Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении; - Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца, придумывать собственные движения; - Совершенствовать танцевально-исполнительские навыки; - Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе. - Воспитывать выдержку, терпимость к товарищам. - Воспитывать танцевальную и общую культуру. | «Здравствуйте» М. Картушина.
Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». |
Количество занятий -4 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни 4. Историко-бытовой танец. | -Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. -Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. -Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. -Чисто интонировать в заданном диапазоне. -Формировать сценическую культуру. - Дать понятие об историко-бытовых танцах, разновидностях и стилевых особенностях, костюмах, музыке; - Разучить основные движения выбранного танца; - Учить передавать в движении стилевые особенности эпохи; - Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения; - Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой; - Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве; - Учить « быть в образе» во время танца; -Воспитывать устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью | «Здравствуйте» М. Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). |
Количество занятий -4 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Упражнения для распевания. 3. Песни. 4.Повторение пройденного. | -Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. -Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. -Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. -Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. -Закреплять вокальные навыки детей. - Продолжать развивать танцевально-исполнительские навыки детей; - Продолжать работу над улучшением танцевальной осанки, правильной постановки рук и ног; - Воспитывать танцевальную культуру, взаимопомощь, доброту, чувство ансамбля, устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью; - Учить культуре общения с партнером; - Выучить основные положения в паре, работать над техникой движений в паре. | «Здравствуйте» М. Картушина.
|
Количество занятий – 4 |
Методическое обеспечение
- Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;« Релаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;« Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
- Папка « Виды музыкально-ритмических движений», «Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
- Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
- Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
- Папка « Упражнения для развития голоса и слуха»- система упражнений для развития музыкального голоса и слуха
- Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- «Пальчиковая гимнастика» помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
- Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Список литературы
1.«Закон РФ об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008. № 666 (далее – Типовое положение) .
3.Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.
4.Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, 2009 г.
6.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург 2000г;
7.Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей», Санкт-Петербург 2004г;
8.Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти» СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
9.Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду», Москва 2004г;
11. Н.А. Михайлова,ЮН.В.Воронина «Танцы, игры упражнения для красивого движения», Ярославль, 2001г.
12.Поддубная Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры»,Ростов-на-Дону, 2014г.
13.Орлова Т.М., Бекина С.М., «Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса и слуха у детей 5-6 лет», Москва «Просвещение», 1987г.
13.Орлова Т.М., Бекина С.М., «Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса и слуха у детей 6-7 лет», Москва «Просвещение», 1988г.
14.Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком», Ярославль 2002г.
15.Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"
Проект идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....
Презентация к проекту индивидуальной программы развития музыкально-ритмических движений одаренного ребенка
Презентация к проекту....
Индивидуальная программа обучения и развития детей от 0 до 3мес.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей. От 0до3мес....
Рабочая программа по музыкальному развитию (вторая младшая группа) 3-4 года
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫ НА 2015 – 2020г.г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯАРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫНА 2015 – 2020г.г....
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
- Мне нравится (2)