Педагогический опыт реализации проекта «Теремок» для малышей»
проект (младшая группа)

Ильина Наталья Владимировна

В нашем дошкольном учреждении в рамках реализации инновационной программы "Теремок" для детей раннего возраста под научным руководством И.А. Лыковой реализуется проект "Теремок для малышей". 

Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи в рамках инновационной образовательной программы «Теремок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok_proekt.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Ладушки»

Комитета по образованию Администрации Городского округа Подольск

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Й   П Р О Е К Т

«Теремок» для малышей

(Организационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы для детей младенческого и раннего возраста)

Сроки реализации: 2019-2021 гг.

Г.о. Подольск, 2019 

Направление реализации проекта: 

«Организационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы для детей младенческого и раннего возраста»

 Название проекта: «Теремок» для малышей

Срок реализации: 2019-2021 гг.

Ключевые слова: развитие детей раннего возраста; инновационная образовательная программа «Теремок»; вариативная модель образования; социокультурный опыт; детская инициатива.

Основная идея проекта:

По итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать и утвердить программу по созданию дополнительных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, предусмотрев достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3–х лет.

В нашем дошкольном учреждении, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», функционируют две группы для детей от двух до трёх лет: группа кратковременного пребывания и группа полного дня, а также в рамках платных образовательных услуг функционирует кружок для детей, не посещающих дошкольное учреждение с целью адаптации к условиям детского сада.

В ходе реализации инновационной комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3 лет, в рамках сотрудничества федерального государственного бюджетного учреждения «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» под научным руководством И.А. Лыковой нами была сформулирована основная идея проекта ««Теремок» для малышей»

Инновационная деятельность проекта направленна на:

- внедрение образовательной программы «Теремок» с целью образования и развития детей раннего возраста;

- повышение уровня компетентности педагогов, работающих с детьми раннего возраста;

- разработку методических и практических рекомендаций для сотрудников дошкольных образовательных организаций по моделированию образовательной среды для детей раннего возраста.

Актуальность проблемы

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью.

Ранний возраст − это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Актуальность проблемы обеспечения качественного образования детей раннего возраста в дошкольном учреждении обусловлена необходимостью решения задач дошкольного образования. В настоящее время именно дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени. От того, как будут складываться взаимоотношения взрослого и ребенка в первые дни и месяцы и при каких условиях, в значительной степени будут зависеть способности, характер, психическое и физическое состояние ребенка в последующей жизни. Поэтому, крайне важно переосмысление системы условий и значение вариативной модели качества образования детей раннего возраста. Сегодня необходима такая дошкольная образовательная организация, руководитель и сотрудники которой умеют моделировать образовательную среду, отвечающую особенностям детей раннего возраста, владеют необходимыми компетенциями, постоянно развиваются.

Обозначение значимости предлагаемого проекта

Дошкольная образовательная организация – это важный социальный институт, закладывающий основу формирования личности, поэтому модернизация среды, окружающая ребенка в группе, должна способствовать его психофизическому развитию.

Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи в рамках инновационной образовательной программы «Теремок».

К значимости проекта следует отнести повышение профессиональной компетенции педагогов в соответствии с принципами образовательной программы «Теремок», побуждение и развитие интереса педагогов в работе с детьми раннего возраста.

Новизна проекта:

Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:

  1. Успешную реализацию инновационной образовательной программы «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3 лет в специально смоделированной среде;
  2. Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;
  3. Решение оценки качества образования для детей раннего возраста;
  4. Создание открытой системы взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Цель: Создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи, в рамках реализации программы «Теремок».

Ключевые задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу к программе «Теремок»;
  2. Изменить существующие подходы к организации образования детей раннего возраста;
  3. Внедрить в практику новые вариативные модели образовательной среды для детей раннего возраста в рамках реализации программы «Теремок», обеспечивающие полноценное воспитание и развитие детей раннего возраста;
  4. Внедрить новые технологии методического и организационно-педагогического сопровождения детей раннего возраста;
  5. Организовать условия для освоения детьми разных видов деятельности в их динамике и ансамбле (общение, предметноманипулятивная, орудийная, познавательная, художественная, игровая и др.).
  6. Усовершенствовать систему профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста;
  7. Обеспечить эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования детей раннего возраста;
  2. Модернизация вариативной модели образовательной среды для освоения детьми разных видов деятельности (общение, предметноманипулятивная, орудийная, познавательная, художественная, игровая и др.);
  3. Разработана новая модель развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.
  4. Обобщение и распространение педагогического опыта с коллегами на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
  5. Обеспечение эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса

Ожидаемые эффекты проекта:

  1. Амплификация развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи;
  2. Модернизация образовательного пространства, отвечающего условиям полноценного развития детей раннего возраста;
  3. Выход дошкольного учреждения на новый этап развития, повышения социального статуса в социуме.
  4. Дальнейшее сотрудничество дошкольного учреждения с «Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» под научным руководством И.А. Лыковой.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области  

Произведена модернизация вариативной модели образования для детей раннего возраста, в рамках реализации инновационной образовательной программы в дошкольном учреждении с учетом приоритетов национального и регионального развития Московской области.

Разработаны методические и практические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области по организации условий психического и физического развития детей, с целью привлечения их к работе с детьми раннего возраста.

Реализация проекта предоставит возможность для консолидации усилий различных социальных институтов муниципального, регионального и федерального уровней в развитии и воспитании дошкольников, проведение конференций, участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационной площадки, публикаций в педагогической прессе.

Календарный план реализации проекта

Этапы

Наименование мероприятия

Краткое описание мероприятия

Сроки проведения

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизмы контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

                      Подготовительный этап

1.1 Определение состава творческой группы

Выявление желающих участвовать в реализации проекта

Январь 2019

Создание творческой группы

Круглый стол «Создание в образовательной среде оптимальных условий развития детей раннего возраста».

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, воспитатели группы, специалисты

Обсуждение творческой группы за круглым столом

Приказ о создании «Творческой группы»

1.2 Разработка нормативно-правовой базы

Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, учебно-методической литературой, размещение проекта на официальном сайте ДОУ

Январь-февраль 2019

Изучение педагогами нормативных документов, методической литературы, ознакомление родителей с проектом на официальном сайте учреждения

Анализ изученной документации, разработка календарно-тематического планирования инновационного проекта

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, творческая группа

Экспертная оценка

Подготовка локальных актов для организации инновационной деятельности

1.3 Внедрение вариативной модели организации образовательной среды

Реализация образовательного процесса в инновационной группе

Февраль 2019

Совместное сотрудничество педагогов по определению

Изучение, подбор необходимой методической литературы.

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, творческая группа

Обсуждение актуальных проблем на педагогическом совете

Создание календарного плана проекта

1.4 Изучение состояния инфраструктуры группы для организации деятельности

Проведение оценки оснащенности группы детей раннего возраста

Февраль-март 2019 г.

Банк данных по результатам мониторинга

Мониторинг состояния образовательной среды в группе детей раннего возраста

Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, педагоги

Экспертная оценка результатов мониторинга

Аналитическая справка

1.5 Подготовка предложений по совершенствованию содержания и программно-методического комплекса «Теремок»

Представление новых идей по совершенствованию образования детей раннего возраста

Апрель-май 2019 г.

Создание оптимальных условий для реализации вариативной программы

Приобретение необходимого материально-технического оснащения, заявленного в проекте

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, творческая группа

Оценка результатов

Оснащение группы детей раннего возраста мобильной мебелью, дидактическим материалом

1.6 Модернизация материально-технической базы

Поиск социальных партнеров, в обогащении предметно-развивающей среды

Январь-август 2019 г.

Заключение договора

Разработка паспорта группы

Публикации в интернет- ресурсах

Отчетная документация

2.1 Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов

 Знакомство родителей с проектной деятельностью ««Теремок» для малышей»

Май 2019-май 2021

Совместное сотрудничество ДОУ с родителями по обогащению среды группы

Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством образования детей

Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, воспитатели

Протоколы родительских собраний и т.д.

Презентации, анализ анкетирования родителей

                           Основной этап

2.2 Проведение диагностики детей раннего возраста по методическому пособию программы «Теремок»

Выявление уровня разностороннего развития детей раннего возраста

1 раз в квартал учебного года

Разработка критериев по оценке уровня развития детей

Анализ диагностических карт

Воспитатели, специалисты

Диагностические карты

Аналитический отчет

2.3 Организация совместной деятельности педагога и детей

Разработка мероприятий по взаимодействию педагога и детей

В течение 2019-2021

Развитие сенсорных, речевых, физических, художественно-эстетических способностей детей

Составление планирования образовательной деятельности, организация режимных моментов.

Воспитатели, специалисты

Отчет об организации программы «Теремок»

Размещение фото и видеоархива на сайте в интернет-сообществе

2.4 Организация и проведение практических семинаров, методических объединений

Участие педагогов в городских методических объединениях, конференциях, семинарах, вебинарах

В течение 2019-2021

Распространение и обобщение педагогического опыта

Повышение уровня компетентности педагогов

Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, педагоги

Сертификаты, удостоверения.

Размещение презентаций, докладов, отчетов на сайте ДОУ, публикации в СМИ

2.5 Обучение на  курсах повышения квалификации

Повышение уровня квалификации педагогов

В течение 2019-2021

Повышение уровня компетентности педагогов

Корректировка плана графика повышения квалификации педагогических и руководящих кадров

Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, педагоги

Тестирование педагогов

Сертификаты, удостоверения

             Итоговый этап

3.1 Итоговая диагностика детей

Изучение уровня развития сенсорного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития детей раннего возраста

Март- Апрель 2021

Повышение уровня развития детей

Анализ диагностических карт детей

Воспитатели, специалисты

Диагностические карты

Аналитический отчет

3.2 Трансляция и диссеминация опыта работы

Публикации статей в журналах, презентация проекта на методических объединениях

В течение 2019-2021

Увеличение количества методических разработок по направлению

Размещение фото и видеоархива на сайте в интернет-сообществе

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги

Эффективная оценка реализации проекта

Методические разработки.

 3.3 «День открытых дверей» для родителей и жителей микрорайона

Изучение отношения родителей к новой вариативной модели образования

Май 2021

Формирование положительного имиджа дошкольного учреждения

Консультирование родителей по данной теме, проведение совместных мероприятий, родительских собраний, открытых занятий

Воспитатели, специалисты.

Отчетная документация: протоколы родительских собраний, конспекты занятий, консультаций и т.д.

3.4 Анализ результативности проекта

Анализ выполнения задач проектной деятельности

Сентябрь-декабрь 2021

Совершенствование педагогического мастерства

Мониторинг эффективности реализации проекта

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, творческая группа

Объективная оценка реализации проекта

Методические разработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Реализация программы «Мир в твоих руках» в проектной деятельности".

Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Для того, чтобы ребенок научился сопереживать, его необходимо научить осознан...

План реализации проекта "Будь здоров малыш!"

Проект "Будь здоров малыш !" был реализован с детьми , родителями и воспитателями в первой младшей группе....

Инновационный проект ""Теремок" для малышей"

Актуальность проблемы обеспечения качественного образования детей раннего возраста в дошкольном учреждении обусловлена необходимостью решения задач дошкольного образования. Сегодня необходима такая до...

"опыт реализации проекта: Оздоровление детей в зимний период в группе ДОУ"

Создание здоровосберегающей среды в ДОУ, обеспечивающую каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в дошкольном учреждении....

Опыт реализации проекта «Если хочешь быть здоров!»

Выступление на педсовете:«Физическое развитие и оздоровление дошкольников в соответствии с ФГОС. Сотрудничество с родителями в вопросах физического развития»....

Физическое развитие детей младшего возраста в рамках реализации проекта "Расти здоровым, малыш!"

Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Будет полезен педагогам, уделяющим особое внимание вопросам здоровьесбережения....