Педагогический опыт реализации проекта «Теремок» для малышей»
проект (младшая группа)
В нашем дошкольном учреждении в рамках реализации инновационной программы "Теремок" для детей раннего возраста под научным руководством И.А. Лыковой реализуется проект "Теремок для малышей".
Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи в рамках инновационной образовательной программы «Теремок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teremok_proekt.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 «Ладушки»
Комитета по образованию Администрации Городского округа Подольск
И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Й П Р О Е К Т
«Теремок» для малышей
(Организационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы для детей младенческого и раннего возраста)
Сроки реализации: 2019-2021 гг.
Г.о. Подольск, 2019
Направление реализации проекта:
«Организационно-методическое обеспечение реализации образовательной программы для детей младенческого и раннего возраста»
Название проекта: «Теремок» для малышей
Срок реализации: 2019-2021 гг.
Ключевые слова: развитие детей раннего возраста; инновационная образовательная программа «Теремок»; вариативная модель образования; социокультурный опыт; детская инициатива.
Основная идея проекта:
По итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать и утвердить программу по созданию дополнительных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, предусмотрев достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3–х лет.
В нашем дошкольном учреждении, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», функционируют две группы для детей от двух до трёх лет: группа кратковременного пребывания и группа полного дня, а также в рамках платных образовательных услуг функционирует кружок для детей, не посещающих дошкольное учреждение с целью адаптации к условиям детского сада.
В ходе реализации инновационной комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3 лет, в рамках сотрудничества федерального государственного бюджетного учреждения «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» под научным руководством И.А. Лыковой нами была сформулирована основная идея проекта ««Теремок» для малышей»
Инновационная деятельность проекта направленна на:
- внедрение образовательной программы «Теремок» с целью образования и развития детей раннего возраста;
- повышение уровня компетентности педагогов, работающих с детьми раннего возраста;
- разработку методических и практических рекомендаций для сотрудников дошкольных образовательных организаций по моделированию образовательной среды для детей раннего возраста.
Актуальность проблемы
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью.
Ранний возраст − это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Актуальность проблемы обеспечения качественного образования детей раннего возраста в дошкольном учреждении обусловлена необходимостью решения задач дошкольного образования. В настоящее время именно дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени. От того, как будут складываться взаимоотношения взрослого и ребенка в первые дни и месяцы и при каких условиях, в значительной степени будут зависеть способности, характер, психическое и физическое состояние ребенка в последующей жизни. Поэтому, крайне важно переосмысление системы условий и значение вариативной модели качества образования детей раннего возраста. Сегодня необходима такая дошкольная образовательная организация, руководитель и сотрудники которой умеют моделировать образовательную среду, отвечающую особенностям детей раннего возраста, владеют необходимыми компетенциями, постоянно развиваются.
Обозначение значимости предлагаемого проекта
Дошкольная образовательная организация – это важный социальный институт, закладывающий основу формирования личности, поэтому модернизация среды, окружающая ребенка в группе, должна способствовать его психофизическому развитию.
Проект является решением задач по обеспечению создания в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи в рамках инновационной образовательной программы «Теремок».
К значимости проекта следует отнести повышение профессиональной компетенции педагогов в соответствии с принципами образовательной программы «Теремок», побуждение и развитие интереса педагогов в работе с детьми раннего возраста.
Новизна проекта:
Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:
- Успешную реализацию инновационной образовательной программы «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3 лет в специально смоделированной среде;
- Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;
- Решение оценки качества образования для детей раннего возраста;
- Создание открытой системы взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Цель: Создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи, в рамках реализации программы «Теремок».
Ключевые задачи:
- Изучить научно-методическую литературу к программе «Теремок»;
- Изменить существующие подходы к организации образования детей раннего возраста;
- Внедрить в практику новые вариативные модели образовательной среды для детей раннего возраста в рамках реализации программы «Теремок», обеспечивающие полноценное воспитание и развитие детей раннего возраста;
- Внедрить новые технологии методического и организационно-педагогического сопровождения детей раннего возраста;
- Организовать условия для освоения детьми разных видов деятельности в их динамике и ансамбле (общение, предметноманипулятивная, орудийная, познавательная, художественная, игровая и др.).
- Усовершенствовать систему профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста;
- Обеспечить эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Создание оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество образования детей раннего возраста;
- Модернизация вариативной модели образовательной среды для освоения детьми разных видов деятельности (общение, предметноманипулятивная, орудийная, познавательная, художественная, игровая и др.);
- Разработана новая модель развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.
- Обобщение и распространение педагогического опыта с коллегами на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
- Обеспечение эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса
Ожидаемые эффекты проекта:
- Амплификация развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи;
- Модернизация образовательного пространства, отвечающего условиям полноценного развития детей раннего возраста;
- Выход дошкольного учреждения на новый этап развития, повышения социального статуса в социуме.
- Дальнейшее сотрудничество дошкольного учреждения с «Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» под научным руководством И.А. Лыковой.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области
Произведена модернизация вариативной модели образования для детей раннего возраста, в рамках реализации инновационной образовательной программы в дошкольном учреждении с учетом приоритетов национального и регионального развития Московской области.
Разработаны методические и практические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области по организации условий психического и физического развития детей, с целью привлечения их к работе с детьми раннего возраста.
Реализация проекта предоставит возможность для консолидации усилий различных социальных институтов муниципального, регионального и федерального уровней в развитии и воспитании дошкольников, проведение конференций, участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационной площадки, публикаций в педагогической прессе.
Календарный план реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятия | Краткое описание мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители | Механизмы контроля | Создаваемые объекты интеллектуальной собственности |
Подготовительный этап | 1.1 Определение состава творческой группы | Выявление желающих участвовать в реализации проекта | Январь 2019 | Создание творческой группы | Круглый стол «Создание в образовательной среде оптимальных условий развития детей раннего возраста». | Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, воспитатели группы, специалисты | Обсуждение творческой группы за круглым столом | Приказ о создании «Творческой группы» |
1.2 Разработка нормативно-правовой базы | Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, учебно-методической литературой, размещение проекта на официальном сайте ДОУ | Январь-февраль 2019 | Изучение педагогами нормативных документов, методической литературы, ознакомление родителей с проектом на официальном сайте учреждения | Анализ изученной документации, разработка календарно-тематического планирования инновационного проекта | Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, творческая группа | Экспертная оценка | Подготовка локальных актов для организации инновационной деятельности | |
1.3 Внедрение вариативной модели организации образовательной среды | Реализация образовательного процесса в инновационной группе | Февраль 2019 | Совместное сотрудничество педагогов по определению | Изучение, подбор необходимой методической литературы. | Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, творческая группа | Обсуждение актуальных проблем на педагогическом совете | Создание календарного плана проекта | |
1.4 Изучение состояния инфраструктуры группы для организации деятельности | Проведение оценки оснащенности группы детей раннего возраста | Февраль-март 2019 г. | Банк данных по результатам мониторинга | Мониторинг состояния образовательной среды в группе детей раннего возраста | Заведующий МДОУ, зам. заведующего по ВМР, педагоги | Экспертная оценка результатов мониторинга | Аналитическая справка | |
1.5 Подготовка предложений по совершенствованию содержания и программно-методического комплекса «Теремок» | Представление новых идей по совершенствованию образования детей раннего возраста | Апрель-май 2019 г. | Создание оптимальных условий для реализации вариативной программы | Приобретение необходимого материально-технического оснащения, заявленного в проекте | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, творческая группа | Оценка результатов | Оснащение группы детей раннего возраста мобильной мебелью, дидактическим материалом | |
1.6 Модернизация материально-технической базы | Поиск социальных партнеров, в обогащении предметно-развивающей среды | Январь-август 2019 г. | Заключение договора | Разработка паспорта группы | Публикации в интернет- ресурсах | Отчетная документация | ||
2.1 Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов | Знакомство родителей с проектной деятельностью ««Теремок» для малышей» | Май 2019-май 2021 | Совместное сотрудничество ДОУ с родителями по обогащению среды группы | Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством образования детей | Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, воспитатели | Протоколы родительских собраний и т.д. | Презентации, анализ анкетирования родителей | |
Основной этап | 2.2 Проведение диагностики детей раннего возраста по методическому пособию программы «Теремок» | Выявление уровня разностороннего развития детей раннего возраста | 1 раз в квартал учебного года | Разработка критериев по оценке уровня развития детей | Анализ диагностических карт | Воспитатели, специалисты | Диагностические карты | Аналитический отчет |
2.3 Организация совместной деятельности педагога и детей | Разработка мероприятий по взаимодействию педагога и детей | В течение 2019-2021 | Развитие сенсорных, речевых, физических, художественно-эстетических способностей детей | Составление планирования образовательной деятельности, организация режимных моментов. | Воспитатели, специалисты | Отчет об организации программы «Теремок» | Размещение фото и видеоархива на сайте в интернет-сообществе | |
2.4 Организация и проведение практических семинаров, методических объединений | Участие педагогов в городских методических объединениях, конференциях, семинарах, вебинарах | В течение 2019-2021 | Распространение и обобщение педагогического опыта | Повышение уровня компетентности педагогов | Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, педагоги | Сертификаты, удостоверения. | Размещение презентаций, докладов, отчетов на сайте ДОУ, публикации в СМИ | |
2.5 Обучение на курсах повышения квалификации | Повышение уровня квалификации педагогов | В течение 2019-2021 | Повышение уровня компетентности педагогов | Корректировка плана графика повышения квалификации педагогических и руководящих кадров | Заведующий, зам. Заведующего по ВМР, педагоги | Тестирование педагогов | Сертификаты, удостоверения | |
Итоговый этап | 3.1 Итоговая диагностика детей | Изучение уровня развития сенсорного, речевого, познавательного, художественно-эстетического, физического развития детей раннего возраста | Март- Апрель 2021 | Повышение уровня развития детей | Анализ диагностических карт детей | Воспитатели, специалисты | Диагностические карты | Аналитический отчет |
3.2 Трансляция и диссеминация опыта работы | Публикации статей в журналах, презентация проекта на методических объединениях | В течение 2019-2021 | Увеличение количества методических разработок по направлению | Размещение фото и видеоархива на сайте в интернет-сообществе | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги | Эффективная оценка реализации проекта | Методические разработки. | |
3.3 «День открытых дверей» для родителей и жителей микрорайона | Изучение отношения родителей к новой вариативной модели образования | Май 2021 | Формирование положительного имиджа дошкольного учреждения | Консультирование родителей по данной теме, проведение совместных мероприятий, родительских собраний, открытых занятий | Воспитатели, специалисты. | Отчетная документация: протоколы родительских собраний, конспекты занятий, консультаций и т.д. | ||
3.4 Анализ результативности проекта | Анализ выполнения задач проектной деятельности | Сентябрь-декабрь 2021 | Совершенствование педагогического мастерства | Мониторинг эффективности реализации проекта | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, творческая группа | Объективная оценка реализации проекта | Методические разработки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Реализация программы «Мир в твоих руках» в проектной деятельности".
Программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Для того, чтобы ребенок научился сопереживать, его необходимо научить осознан...
План реализации проекта "Будь здоров малыш!"
Проект "Будь здоров малыш !" был реализован с детьми , родителями и воспитателями в первой младшей группе....
Инновационный проект ""Теремок" для малышей"
Актуальность проблемы обеспечения качественного образования детей раннего возраста в дошкольном учреждении обусловлена необходимостью решения задач дошкольного образования. Сегодня необходима такая до...
"опыт реализации проекта: Оздоровление детей в зимний период в группе ДОУ"
Создание здоровосберегающей среды в ДОУ, обеспечивающую каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в дошкольном учреждении....
Опыт реализации проекта «Если хочешь быть здоров!»
Выступление на педсовете:«Физическое развитие и оздоровление дошкольников в соответствии с ФГОС. Сотрудничество с родителями в вопросах физического развития»....
Приказ № 67/2 Реализация проекта "Потешки для малышей"
Приказ об итогах проекта...
Физическое развитие детей младшего возраста в рамках реализации проекта "Расти здоровым, малыш!"
Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Будет полезен педагогам, уделяющим особое внимание вопросам здоровьесбережения....