ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ( сообщение для педагогов ДОУ)
консультация
"Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду."
Э. Костина
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.
Развивающая среда – это:
- комфортность и безопасность обстановки;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможностей для исследования;
- обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов(по В.А. Петровскому):
- дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Учитывая, что основное место в программе «Детство» занимает организация самостоятельной и совместной деятельности, в группе создала такую развивающую среду , которая способствовала бы развитию детских интересов, способностей, стимулировала активность и самостоятельность, т.е. способствовала развитию субъектной позиции в деятельности.
Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группе созданы центры, т.е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности.
Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.
- Центр сенсорного развития "Мир под рукой";
- Центр сюжетно-ролевых игр "Мы играем";
- Центр конструирования "Маленькие строители";
- Центр физкультурно-оздоровительный "Мы – спортсмены";
- Центр театрализации и музыкальный
- Центр искусства
- Центр книги и развивающие игры
- Центр песка и воды;
- Центр экспериментирования "Юные исследователи";
- Центр науки
- Центр кулинарии
Центр сюжетно-ролевой игры
В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Больница
Центр грамотности
Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.
Центр «Эрудиты»
Собранные в центре развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др
Центр книги
Центр науки
Сюда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
Уголок природы
Здесь дети наблюдают и ухаживают за растениями
В группе оборудован «Центр экспериментирования», где созданы условия для познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы.
С целью развития детского экспериментирования в группе создала следующие условия:
Оборудовала уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, земля, торф, песок, ракушки, перья, шишки, каштаны, спилы деревьев и т.д.);
• Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
• Разные виды бумаги, пластилин;
• Красители пищевые и не пищевые;
• Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
• Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
• Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи).
• Детские фартуки;
• Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
• Схемы проведения опытов.
Центр науки
Центр строительно-конструктивных игр
В котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы.
Центр математики
Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.).
Центр сенсорики
С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому в центре сенсомоторного развития "Мир под рукой" дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками и т. д
. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Центр искусства
Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым.
Особое внимание уделила эстетическому оформлению группы, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Создан физкультурно-оздоровительный центр "Мы – спортсмены" расположен в вдали от играющих воспитанников. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта использовали имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и "золотые" руки педагогов. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: прикроватные массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов.
Таким образом, в группе создана предметно-развивающая среда, необходимая для всех видов деятельности.
:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiz._raz._sredysamost._deyat._detey.docx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация – сообщение для педагогов «Документы по защите прав детей в Российской Федерации»
Изучив данный материал, педагоги дошкольных образовательных учреждений будут свободно ориентироваться в законодательной базе по защите прав детей в РФ....
Статья "Создание развивающей среды совместными усилиями детей, родителей и педагогов"
Эта статья о том, как совместными усилиями педагогов, родителей и детей можно создавать развивающую среду в логопедической группе....
Сообщение для педагогов на тему « Безопасность жизнедеятельности детей в ДОУ»
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...
Сообщение для педагогов "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Цели и задачи нетрадиционной техники изодеятельности, с какими областями интегрирует, какие техники рекомендуется использовать по возрастам, содержание предметно - развивающей среды по изодеятельности...
Консультация – сообщение для педагогов «Документы по защите прав детей в Российской Федерации»
Консультация – сообщениедля педагогов«Документы по защите прав детей в Российской Федерации»...
Сообщение для педагогов «Современные формы работы с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей»
Современная обстановка, в которой оказалось наше общество,потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьм,...