конспект по игре в шахматы
план-конспект занятия (старшая группа)

Сенькина Елена Михайловна

игры  для знакомства  с шахматными фигурами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnye_figury.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Шахматные фигуры»

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре

Задачи:

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Материал: магнитная шахматная доска,демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; наборы шахмат на каждого ребёнка.

Ход занятия:

- Сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. (Воспитатель показывает детям письмо), для детей нашей группы.

 - Сейчас я её прочитаю (читает открытку).

Нам нужно выполнить ряд заданий. И так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

- И, так начнем!!!

                                             «Волшебный мешочек»

(Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру)

 «Отгадай-ка» (дети отгадывают загадки)

  Видимо, она упряма,                         Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо,                            И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок,                            Умеет ходить как ладья, и как слон Не шагнет наискосок                        И прямо, и наискосок.

(Пешка)                                        (Ферзь)

Стою на самом краю,                        Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду.                        Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу,                            Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут  - не скажу.                        Получается зигзаг!

(Ладья)                                        (Конь)

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

(Король)        

                                       

Не живет в зверинце,                        

Не берет гостинцы,                                  

По косой он ходит,                        

Хоботом не водит.

(Слон)                                             Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Игра "Собери доску":

16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

 "Блиц - вопрос":

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от черно-польного коня? (встать на белое поле)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

 "Расставь фигуры"

правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

                                     Игра «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.  

 Игра "Что изменилось":

на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

- Молодцы, задание все выполнены.

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»

Цель: Знакомство  с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия.

Задачи:

1. Формировать умения детей правильно называть шахматные фигуры;

2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей.

3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

Оборудование: шахматные доски с фигурами; демонстрационная шахматная доска; дидактический материал.

Ход занятия.

Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны.

                                                (шахматы)

Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении. (В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

 А сколько всего пешек? Слонов? (перечисляются все фигуры)

А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

 Кто догадался, с какой фигурой будем знакомиться?( с ладьей)

На что похожа? (на башню)

Где занимает ладья свое место изначально? Покажите.

Сколько ладьей на доске?

 Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об одной шахматной фигуре.

Ребята, мы с вами отправляемся в шахматную страну .

 А почему ладью называют ладьёй?

— Шахматная Ладья  на доске напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним.

Слушайте и запоминайте. Играя в шахматы, ладья, ходит по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.

Ей  доступны все поля шахматной доски.За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке она не может. Но она имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется дороге.

Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.

 Физкультминутка:

- Сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (Приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)  

Игра «ДА – НЕТ»

Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля?

Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью?

 А черная ладья через белую?

Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой её скорей веди!

Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с историей шахмат»

Цель: познакомить детей с историей шахматЗадачи: Обучающие:-познакомить детей с историей появления шахмат;-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;Развивающие:-развивать у детей умение о...