«Авторский подход к разработке дифференцированных игр в работе с детьми младшего и среднего возраста»»
статья
Предварительный просмотр:
Доклад Кострюковой С.Л.
«Авторский подход к разработке дифференцированных игр в работе с детьми младшего и среднего возраста»»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
Новый стандарт дошкольного образования, а также современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста выделяет игровую деятельность, как важный вид детской деятельности в образовательном процессе.
Одним из основных понятий ФГОС является «индивидуализация» образования. Что предполагает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Ребенок становится сам активным в выборе своего образования. Опираясь на основные положения ФГОС все игры мы выбираем с учетом:
•возрастного состава (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
• по полу (мужские, женские, смешанные) ;
Все дети любят играть в сюжетные игры, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому предметно – развивающая среда для развития игровой деятельности должна быть разнообразной для удовлетворения запросов каждого ребенка.
Учитывая то, что игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, украшения, косметику – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка со стабильным пространством, игрушками, игровым оборудованием, который мы создали в группе. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает, поэтому в группе создана обстановка, имеется одежда, утварь.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Поэтому в игровой комнате мы им отводим все свободное пространство.
• по уровню достижения: одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
Отдельные виды игр по разному воздействуют на умственное развитие детей:
- сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
- игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
- строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Все эти виды игр мы давно и успешно используем в работе с детьми.
Дифференциация дошкольников по уровню достижения (умственного развития) позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У нас, у педагогов появляется возможность помогать "слабому", уделять внимание "сильному", работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.) ;
Особого внимания требуют и так называемые «тихие дети». В работе с такими детьми создаем такие условия, которые развивают активность детей, укрепляют их веру в свои силы. Способствует этому художественные произведения, сказки, потешки, хороводные игры, где дети могут раскрыть свои творческие способности. Использование различных масок и костюмов заинтересовывает детей, поднимает им настроение, объединяет коллектив. Ребёнку в игре легче запомнить текст потешки, песенки, он не чувствует себя вне коллектива. Обыгрывая сказку, потешку он не только развивает свою речь и память, но и получает навыки общения со сверстниками, взрослым, перестаёт быть замкнутым.
Еще используем в своей работе с капризными или непослушными детьми игровой приём сравнивания их с героем сказки. Например, ребёнок не в настроении, вредничает: «Ты, сегодня такой сердитый как папа Мишутки – Михайло Потапыч, расскажи на кого ты сердишься».
Есть дети, которые с трудом идут в группу, часто испытывают чувство сонливости, тогда можно предложить им поиграть в игру «Спящая кошечка». Ребёнок ложится на диванчик или коврик и «засыпает», а дети по очереди будят кошечку, говоря ей ласковые слова, поглаживают её. Ребёнок радуется такому вниманию со стороны сверстников и взрослого и эмоциональный настрой его поднимается. В утренние часы мы используем хороводные игры со словами, в которых у детей поддерживается интерес друг к другу, поднимается настроение, появляется желание поиграть со сверстниками. Дети, капризничавшие по утрам, с удовольствием приходят в детский сад.
• по уровню физической подготовленности(касается подвижных игр)
В процессе физического воспитания детей создаем такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к ребенку.
В системе индивидуальной работы с детьми в процессе их физического воспитания ведем учет особенностей физической подготовленности ребенка.
По характеру физической подготовленности, дошкольников мы делим на группы. (дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств).?
Четкой дифференциации игр не существует. Каждый вид дифференциации переплетается с остальными. Подбирая подвижные игры, мы также опираемся на уровень физического развития детей, а также на их интересы и желания.В играх повышенной двигательной активности таких, как «У медведя во бору», «Гуси-Гуси» роль ведущего выбирают дети более подвижные и активные. Дети с низким уровнем физической подготовленности выбирают роль ведущего в играх малой подвижности: « Летает не летает», «Жу-жу платочек положу» и.т.д. Этим и обусловлен индивидуально-дифференцированный подход к детям с опорой на уровень их физической подготовленности.
• по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные) ;
Свободно игровая деятельность необходима каждому ребенку, в ней он может определить собственные позиции и реализовать свой творческий потенциал в полной мере. В тоже время ребенок может удовлетворить потребность во взаимодействии и общении с другими взрослыми и сверстниками, учитывая при этом их намерения и интересы. В свободной игре ребенка отражаются его потребности, эмоции и опыт. Мы стараемся поддерживать спонтанно возникающее общение и взаимодействие между детьми, так как при этом они могут самовыражаться. Педагог включается в игру если у ребенка возникнет потребность в общении с ним, обогащая деятельность дошкольника делая игру более интересной(парикмахерская, больница).
Организуя образовательный процесс с опорой на данный вид дифференциации мы помним, что:
-каждый ребенок неповторимая личность. Мы ориентируемся не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные черты и качества
-дети в следствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые. Воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребенка своя собственная картина мира. И взрослый прежде чем воспитывать и учить должен постараться взглянуть на мир глазами ребенка.
-ознакомление с окружающим миром и развитие ребенка происходят не только во время организованного обучения, но ив процессе повседневного взаимодействия и общения.
-дети дошкольного возраста особенно нуждаются в поощрении. Помня это, мы не сравниваем результаты деятельности одного ребенка и другого. Все усилия направляем на то, чтобы дети испытывали радость познания и обретали уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"
В последние годы проблема раннего вмешательства резко обострилась в связи с тем, что с каждым годом все больше и больше детей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Палочки Кюизенера в работе с детьми младшего и среднего возраста"
Палочки Кюизенера - дидактический материал, который придумал математик из Бельгии, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стр...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего и среднего возраста»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего и среднего возраста»...
Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
методическая разработка...