Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
план-конспект занятия
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_progulki_v_razvitii_detey_ot_1_goda_do_2-h_let.docx | 52.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Районное методическое объединение
воспитателей групп раннего возраста
опыт работы на тему:
«Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Туймазы, 2023
СЛАЙД 2.
“То, что изучается с удовольствием, изучается скоро
и основательно усваивается”
Адольф Дистервег
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
СЛАЙД 3. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с чем, новые ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-оздоровление детей;
-физическое развитие;
-расширение кругозора;
-ознакомление с окружающим миром;
-воспитание эстетических чувств, культуры поведения;
-воспитание экологической культуры;
-развитие самостоятельности.
СЛАЙД 4. Таким образом, именно на прогулке предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка раннего возраста. Однако в силу возрастных особенностей, дети от года до двух лет не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Воспитателю необходимо педагогически правильно руководить их деятельностью.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой, а продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа и определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
СЛАЙД 5. В летний период для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Что значительно зависит от периода года, в который организуется прогулка. Прогулка в холодный и теплый периоды года имеет свои отличительные особенности, которые мы рассмотрим далее.
СЛАЙД 6. Особое внимание перед прогулкой надо обратить на одежду детей. На одежде ребенка должен быть карман - для чистого носового платка. Одежда должна быть удобной, соответствовать возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движения ребенка. Ребенок не должен в ней мерзнуть и потеть.
СЛАЙД 7. Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное место для оздоровительных прогулок. Сооружая зимние постройки на участке, необходимо помнить про требования безопасности и нормативные требования. Они для детей раннего возраста значительно отличаются по сравнению со старшими дошкольниками. С требованиями к зимним постройкам для детей от 1 года до 2 лет вы можете ознакомиться в памятке.
СЛАЙД 8. Работы по оформлению участка условно можно разделить на 2 направления: это внешнее оформление, украшение территории. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей раннего возраста устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
И вторые виды работ – это непосредственное создание условий для развития детей: обеспечение двигательной активности, исследовательской и экспериментальной деятельности, художественного развития, развития мелкой и крупной моторики, экологическое воспитание и т.д.
СЛАЙД 9. В центре участка обязательно должна быть свободная площадка для организации подвижных игр малышей. Постройки могут быть для: метания
(в горизонтальную и вертикальную цель), равновесия, лазания, подлезания, влезания, прыжков, постройки для сюжетно-ролевых игр. Их можно объединять сюжетом, одной темой.
СЛАЙД 10. Активными помощниками в создании условий для прогулок детей раннего возраста являются родители наших воспитанников. Неоценима помощь родителей при оформлении участков именно в зимний период. Сотрудники нашего детского сада совместно с родителями проводят зимние субботники. Этой зимой наш субботник прошел под девизом «Подарим детям зимнюю радость». Родители подготовили различное нетрадиционное выносное оборудование, сшили одежду куклам согласно сезону. Совместно с родителями соорудили различные постройки, слепили снежные фигуры, украсили участки.
СЛАЙД 11. Прогулка летом имеет некоторые особенности. Летом дети много времени проводят на улице, поэтому территория участка для прогулки детей раннего возраста должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности, по аналогии с оснащением группы. Мы на своем участке установили детский абакус - для развития мелкой моторики детей, оборудовали место для игр с водой, для развития равновесия сделали бревно-крокодил, паровоз, мотоцикл.
СЛАЙД 12. Летом большое место в жизни детей занимает игра. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр, а обилие разнообразного природного материала – песка, воды, веток, шишек и т.д. – способствует развитию творческого замысла. Необходимый выносной материал и оборудование воспитатель готовит в зависимости от целей и задач прогулки. Его необходимо периодически обновлять, ежедневно мыть, он должен быть исправным. Рекомендованный перечень выносного материала в теплый период года представлен в памятке.
СЛАЙД 13. В нашем детском саду предусмотрены веранды для прогулок детей в разное время года. С помощью родителей изготовили и повесили доску для рисования, бизиборд для развития мелкой моторики, приспособили кольцо для метания мяча, стол, скамейку; имеется выносной материал для игр детей на веранде. В летний период выносятся мягкие коврики для отдыха в тени.
СЛАЙД 14. При организации прогулок в любое время года следует учитывать особенности детей этого возраста:
1. Быстрая утомляемость, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей на протяжении всей прогулки, осуществлять смену видов деятельности. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры.
2. В летний период на прогулке должен обязательно, соблюдаться питьевой режим.
3. Неумение сосредоточиться и отвлекаемость, а на прогулке этих поводов предостаточно. Все это диктует необходимость дозирования новых сведений (рассказ о явлениях природы, жизни птиц и животных и т.п. не может длиться более 3 – 4 минут).
4. Затруднения при запоминании. Поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение.
5. У детей раннего возраста наглядно – действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ним (травка, цветы, листопад) и с чем он может сам действовать, поэтому выносное оборудование и материал должны быть разнообразными и в достаточном количестве.
Каждый из обязательных компонентов прогулки у детей в возрасте от 1 года до 2 лет занимает по времени от 7 до 15 минут.
СЛАЙД 15. Наблюдения в раннем возрасте должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Дидактические игры являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты.
Подвижные игры. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать: игры малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.
Подвижная игра в раннем возрасте должна длиться 6-10 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
СЛАЙД 16. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого малыша задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 7-10 минут.
Также воспитатель формирует элементарные хозяйственно-бытовые навыки: собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д.
СЛАЙД 17. Таким образом, прогулка – обязательный элемент режима дня, который необходимо использовать в полном объеме и с пользой для детей. Воспитатели ежедневно должны планировать их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность детей раннего возраста. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Спасибо за внимание!
СЛАЙД 18. А сейчас, вашему вниманию представляю видеофрагмент прогулки, как мы проводим наблюдения с детьми.
«Организация и проведение прогулок с детьми от 1 года до 3-х лет»
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с чем, новые ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-оздоровление детей;
-физическое развитие;
-расширение кругозора;
-ознакомление с окружающим миром;
-воспитание эстетических чувств, культуры поведения;
-воспитание экологической культуры;
-развитие самостоятельности.
Таким образом, именно на прогулке предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка раннего возраста. Однако в силу возрастных особенностей, дети от года до трех лет не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Воспитателю необходимо педагогически правильно руководить их деятельностью.
Согласно п.11.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" ребенок раннего возраста должен гулять даже в холодное время года, так как польза прогулки велика.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа и определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
В летний период для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время выхода на прогулку определяется режимом дня нашего детского сада.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Что значительно зависит от периода года, в который организуется прогулка. Прогулка в холодный и теплый периоды года имеет свои отличительные особенности, которые мы рассмотрим далее.
Особое внимание перед прогулкой надо обратить на одежду детей. На одежде ребенка должен быть карман- для чистого носового платка. Одежда должна быть удобной, соответствовать возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движения ребенка. Ребенок не должен в ней мерзнуть и потеть.
Игровая площадка детского сада зимой – это прекрасное место для оздоровительных прогулок. Сооружая зимние постройки на участке, необходимо помнить про требования безопасности и нормативные требования, Они для детей раннего возраста значительно отличаются по сравнению со старшими дошкольниками. С требованиями к зимним постройкам для детей от 1 года до 3 лет вы можете ознакомиться в памятке.
Оформляя участок в зимний период большое внимание необходимо уделить целесообразности, функциональности, красочности, а также эстетичности построек.
Работы по оформлению участка условно можно разделить на 2 направления: это внешнее оформление, украшение территории. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей раннего возраста устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
И вторые виды работ – это непосредственное создание условий для развития детей: обеспечение двигательной активности, исследовательской и экспериментальной деятельности, художественного развития, развития мелкой и крупной моторики, экологическое воспитание и т.д.(СЛ)
В центре участка обязательно должна быть свободная площадка для организации подвижных игр малышей. Постройки могут быть для: метания,
(в горизонтальную и вертикальную цель); равновесия; лазания; подлезания; влезания; прыжков; постройки для сюжетно-ролевых игр. Их можно объединять сюжетом, одной темой.
Активными помощниками в создании условий для прогулок детей раннего возраста являются родители наших воспитанников. Неоценима помощь родителей при оформлении участков именно в зимний период. Сотрудники нашего детского сада совместно с родителями проводят зимние субботники. Этой зимой наш субботник прошел под девизом «Подарим детям зимнюю радость». В рамках конкурсов «Здравствуй, зима!», «Здравствуй, лето!» родители подготовили различное нетрадиционное выносное оборудование, сшили одежду куклам согласно сезону. Совместно с родителями соорудили различные постройки, слепили снежные фигуры, украсили участки.
Прогулка летом имеет некоторые особенности. Летом дети много времени проводят на улице, поэтому территория участка для прогулки детей раннего возраста должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности, по аналогии с оснащением группы. Мы на своем участке установили детский абакус- для развития мелкой моторики детей, оборудовали место для игр с водой, для развития равновесия сделали бревно-крокодил, паровоз, мотоцикл.
Летом большое место в жизни детей занимает игра. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр, а обилие разнообразного природного материала – песка, воды, веток, шишек и т.д. – способствует развитию творческого замысла.
.
Необходимый выносной материал и оборудование воспитатель готовит в зависимости от целей и задач прогулки.
В нашем детском саду предусмотрены веранды для прогулок детей в разное время года. С помощью родителей изготовили и повесили доску для рисования, бизиборд для развития мелкой моторики, приспособили кольцо для метания мяча, стол, скамейку; имеется выносной материал для игр детей на веранде. В летний период выносятся мягкие коврики для отдыха в тени.
Выносной материал для детей раннего возраста необходимо периодически обновлять, ежедневно мыть, он должен быть исправным.
Рекомендованный перечень выносного материала в теплый период года представлен в памятке.
При организации прогулок в любое время года следует учитывать особенности детей этого возраста:
1. Быстрая утомляемость, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей на протяжении всей прогулки, осуществлять смену видов деятельности. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры.
2.В летний период на прогулке должен обязательно, соблюдаться питьевой режим.
3. Неумение сосредоточиться и отвлекаемость, а на прогулке этих поводов предостаточно. Все это диктует необходимость дозирования новых сведений (рассказ о явлениях природы, жизни птиц и животных и т.п. не может длиться более 3 – 4 минут).
4. Затруднения при запоминании. Поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение.
5. У детей раннего возраста наглядно – действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ним (травка, цветы, листопад) и с чем он может сам действовать, поэтому выносное оборудование и материал должны быть разнообразными и в достаточном количестве.
Каждый из обязательных компонентов прогулки у детей в возрасте от 1 года до трех лет занимает по времени от 7 до 15 минут.
Наблюдения в раннем возрасте должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Дидактические игры являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты.
Подвижные игры. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать: игры малоподвижные, игры средней активности, игры с высокой двигательной активностью.
Подвижная игра в раннем возрасте должна длиться 6-10 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого малыша задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 7-10 минут.
Также воспитатель формирует элементарные хозяйственно-бытовые навыки: собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д.
Таким образов, прогулка – обязательный элемент режима дня, который необходимо использовать в полном объеме и с пользой для детей. Воспитатели ежедневно должны планировать их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность детей раннего возраста.
Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывае...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...
Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"
Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста опыт работы на тему: «Значение прогулки в развитии детей от 1 года до 2-х лет»
Опыт работы детского сада по организации прогулки в ДОУ с детьми раннего возраста...