методическая разработка «Комплект материалов для развития изобразительно-художественных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»
методическая разработка (старшая группа)
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что образовательная программа дошкольной образовательной организации должна быть «направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей…».
В становлении ребенка как творческой личности особое место занимает изобразительная деятельность (в частности рисование). Исследовательница изобразительно творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат в любой области труда» [36]. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного материала.
Изобразительная деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я – концепции творца». «Художественное творчество является специфической, духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства» [15].
Но без достаточного овладения технической стороной рисования для ребенка воплотить художественный замысел, т.е. создать художественный образ не возможно. Однако, владение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может [19, с. 56]. Технике рисунка (специфическим изобразительно-художественным умениям) детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная задача художественно-эстетического развития воспитанников.
Именно в процессе изобразительной деятельности педагог может научить ребенка чувствовать форму, цвет, видеть красоту окружающего мира, умению по-своему отобразить в своих работах в виде художественных образов все воспринятое от окружающего мира [21].
Актуальность проекта связана с важностью развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников, составляющих основу художественно-творческой деятельности.
Педагогическая идея проекта – оказание методической помощи воспитателям в организации процесса развития изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
Предмет проектирования – содержание и структура комплекта материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
Цель проекта – теоретически изучить проблему развития изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста, составить комплект материалов и частично апробировать его.
Задачи проектирования:
1. Проанализировать научно-методические исследования по проблеме развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников в процессе рисования.
2. На основе работы с методической литературой, периодическими педагогическими изданиями, Интернет, подобрать материалы по развитию изобразительно-художественных умений старших дошкольников в процессе рисования.
3. Разработать комплект материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
4. Провести частичную апробацию содержания комплекта материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования, в частности разработанных развивающих занятий.
Тип проекта – методический, практико-ориентированный.
Методы проектирования:
– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической, искусствоведческой;
– моделирование структуры и содержания методического комплекта;
– эмпирическая проба.
Прикладная ценность проекта: повышение эффективности проводимой в дошкольном образовательном учреждении работы по развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников посредством рисования.
Практическая значимость проекта:
– для дошкольной образовательной организации разработан комплекта материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования, который можно использовать для развития творческих способностей старших дошкольников возраста в организованной образовательной деятельности;
– для профессионального становления воспитателя в ходе работы над проектом был получен опыт проектирования методического комплекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
- Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что образовательная программа дошкольной образовательной организации должна быть «направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей…».
Изобразительная деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я – концепции творца». «Художественное творчество является специфической, духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства» .
Но без достаточного овладения технической стороной рисования для ребенка воплотить художественный замысел, т.е. создать художественный образ не возможно. Однако, владение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может. Технике рисунка (специфическим изобразительно-художественным умениям) детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная задача художественно-эстетического развития воспитанников.
Именно в процессе изобразительной деятельности педагог может научить ребенка чувствовать форму, цвет, видеть красоту окружающего мира, умению по-своему отобразить в своих работах в виде художественных образов все воспринятое от окружающего мира.
Актуальность проекта связана с важностью развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников, составляющих основу художественно-творческой деятельности.
- Эффективность
Оказание методической помощи воспитателям в организации процесса развития изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
Цель: теоретически изучить проблему развития изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста, составить комплект материалов и частично апробировать его.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методические исследования по проблеме развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников в процессе рисования.
2. На основе работы с методической литературой, периодическими педагогическими изданиями, Интернет, подобрать материалы по развитию изобразительно-художественных умений старших дошкольников в процессе рисования.
3. Разработать комплект материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования.
4. Провести частичную апробацию содержания комплекта материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования, в частности разработанных развивающих занятий.
Методы:
– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической, искусствоведческой;
– моделирование структуры и содержания методического комплекта;
– эмпирическая проба.
Прикладная ценность проекта: повышение эффективности проводимой в дошкольном образовательном учреждении работы по развития изобразительно-художественных умений старших дошкольников посредством рисования.
- Результативность
Результатом обучения детей рисованию в старшей группе:
1. В области развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
– умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта;
– умение замечать красивое в окружающем мире;
– знание средств художественной выразительности и развитие элементарных умений анализировать их;
2. В приобретении изобразительного мастерства:
– композиционные умения в изображении предметов или сюжета;
– умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски теплых, холодных тонов, разной тональности; правильные пропорции предметов.
3. В умении передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности:
– уточненные представления об окружающем мире;
– умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
– творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
4. В области развития технических навыков:
– умение держать кисть руки в правильном положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом, фломастером и т. д.;
– освоение техники рисования разнообразными изобразительными материалами: пастель, восковые и школьные мелки, сангина, простые и цветные карандаши, фломастеры, перья, уголь.
5. В области развития графических умений:
– умение изменять направление движений: под углом, от движения по одной дуге, к движению по другой дуге, от движения по прямой к движению по дуге и наоборот;
– умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, соразмерению изображений или их частей по величине;
– умение регулировать движение в соответствие с задачами изображения: сила нажима, размах движения, скорость движения, прекращение движения в нужной точке.
- Оптимальность подбора дидактических средств
Примерный план занятий по рисованию в старшей группе
№ п/п | Тема занятия | Графические материалы | Программное содержание | Оборудование |
1 | «Осень золотая» | технология оттиска | познакомить с необычной техникой рисования – печать листьями; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, - закреплять художественные умение воспринимать образ золотой осени; учить задумывать пейзаж и находить средства выразительности для создания рисунка в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет; - развивать мелкую моторику рук | краски (гуашь); листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие); кисти; альбомные листы. |
2 | «Ежик на полянке» | техника «печать смятой бумагой» | закрепить знания детей о внешнем виде ежа, (особенности строения, окраска) и образе жизни. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать смятой бумагой». Развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа; Воспитывать заботливое отношение к животным. | альбомный лист, гуашь, акварельные краски, газетные листы, баночка с водой, влажные салфетки, простой карандаш. |
3 | «Бабочка» | предметная монотипия | учить работать в технике монотипия, продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью; закреплять изобразительно-художественные умение рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с левой стороны от сгиба листа, передавать пропорции; воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. | слайды с изображением разных видов бабочек, листы бумаги по количеству детей, тонкие и толстые кисти, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды. |
4 | «Мой любимый город» | восковые мелки и акварельные краски. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для развития графических умений. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Цветные восковые мелки, фломастеры, сангина, уголь, бумага. |
5 | «Как Ластик и Карандаш подружились» | рисование ластиком | Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ластиком по графиту. Совершенствовать художественно-графические навыки детей. Учить заштриховывать простым карандашом всю поверхность листа. Развивать у детей творчество, фантазию, эстетическое восприятие. | мягкий простой карандаш, ластик, белый лист бумаги, влажные салфетки. |
6 | «Путешествие в страну «Кляксонию» | техники «кляксография» и «диатипия» | совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. -закреплять умение рисовать в технике "кляксография" и "диатипия" (техника, которая по своим изобразительным возможностям напоминает монотопию). -развивать пространственное мышление. -развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками. -упражнять в отображении состояния настроения в рисунках (добрая, веселая, грустная, печальная) -развивать чувство цвета (теплые, холодные тона) | листы бумаги формата А4, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, бумажные салфетки |
7 | «Метель» | Техника набрызг | обобщать и систематизировать представления детей о характерных явлениях окружающей природы, передавая различные состояния погоды, создавая эффект метели - развивать художественные умение строить композицию рисунка, устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке - закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти - побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг) | тонированный альбомный лист, акварельные краски, кисти, стаканы для воды и салфетки, зубные щетки, стеки, белая гуашь, звукозапись музыкального произведения, репродукции картин. |
Содержание дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.
2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.
3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.
4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии.
5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
6. Игры на закрепление знаний жанров живописи:
7. Игры по декоративно-прикладному искусству.
Воспроизводимость
Разработанный нами «Комплект материалов по развитию изобразительно-художественных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования» поможет воспитателям более эффективно организовать работу с детьми по развитию изобразительных умений с использованием различных графических материалов.
Собранные в нем методические материалы
– обогатят представления воспитателей об изобразительных средства рисунка, о материалах для рисования и способах их использования;
– помогут в организации занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие графических умений. Нами предлагаются занятия по использованию различных графических материалов, которые рассчитаны на 5-6–летних детей. Занятия выстроены на основе применения игровых методов и приемов обучения, чтобы дети с интересом работали и приходили к результату в зависимости от поставленных задач.
Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Создавая в рисунке задуманные образы с помощью различных изобразительных средств и графических умений, ребенок проявляет себя как творческая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...
Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...
Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию через экспериментальную деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства магнита».
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе....
Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают в разных видах деятельности, находят отражение в иг...
статья "Развитие классификационных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математике"
РАЗВИТИЕ КЛАССФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...