Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности
материал (подготовительная группа)

.Компетентностный  подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.

Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода.

Коммуникативная  компетентность обеспечивает учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает  игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности

          Коммуникативная компетентность старших дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры) , а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками, а дети старшего дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает  игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения следующих условий:

- умение принимать детей такими, какие они есть;

- учета индивидуальности каждого маленького человека;

- умение принимать любой выбор ребенка;

- желание играть вмести с детьми;

- способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;

- умение идти в работе от потребностей ребенка.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

-    продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

-    воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

-    прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

-   помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:  на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие,  на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав.

Игры на формирование коммуникативной компетентности структурированы следующим образом.

Игры, направленные  на формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задачи

Название игры

1.

Укреплять чувства единства группы, сплочённости,  развивать умение детей договариваться друг с другом

«Комплименты», «Ветер  дует  на …», «Джин», «Доброе животное», пальчиковая гимнастика «Гномики в домике» (автор О. Арсеневская)

2.

Знакомить детей с базовыми эмоциями, обучать их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; осваивать понятийное  содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений,  соотносить с определённым состоянием человека; осознавать и понимать собственные эмоций и эмоции других людей.

:«Изобрази»,  «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (автор Л. В. Чернецкая),  «Ролевая гимнастика» (автор В. Леви), игра-превращение «Дождь в лесу», «Продолжи фразу», игры с пиктограммами (по М. Чистяковой), «Скажи по – разному», «За зеркалом», «Как ты себя чувствуешь?»

3.

Развивать  у детей наблюдательность, внимание к окружающим; развивать сочувствие, понимание чувств и переживаний другого ребенка; развивать  умение видеть ситуацию глазами другого ребенка; формировать  умение определять эмоциональное состояние другого человека и умение понимать, какие мотивы скрываются за поведением окружающих людей

Игра - фантазирование «Встреча сказочных героев», «Сотворение чуда», «Потому что ты хороший», «Ладонь в ладонь», «Зоопарк», «Старенькая бабушка» (автор  Н. Кряжева),  «Слепец и поводырь» «Азбука настроений»,  игра - драматизация «Просто старушка», «Волшебный букет цветов», «Что случилось?», «Поводырь»  

4.

Способствовать формированию умения  адекватного восприятия партнера в процессе взаимодействия детей друг с другом, умению вести диалог, получать информацию. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями другого ребенка; учить помогать друг другу, выручать в сложных ситуациях; решать конфликтные ситуации мирным, конструктивным путем.

«Позвони мне, позвони», «Сотворение чуда», «Самый лучший», «Войди в круг - выйди из круга» (автор - К. Фопель), «Бывает – не бывает», «Тропинка», «Без маски», «Рассказ по кругу», «Пресс-конференция», «Без маски», «Пойми меня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности

Консультация содержит раскрытие понятий "коммуникация, "коммуникативная компетенция", "языковая компетенция", характеристику особенностей процесса общения и языковой компетенции детей с ОНР. В консуль...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"Современное образование сегодня ставит пред педагогом задачу сове...

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Авторы предлагают возрастосообразную модель, которая учитывает особенности развития детей на разных...