Доклад «Влияние русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей посредством тестопластики»
материал (средняя группа)
Чтобы сказки не обидеть, нужно их почаще видеть.
Их читать и рисовать, их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,а научат веселиться.
Быть добрее и скромнее, терпеливей и мудрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shabalkinoy_e.v.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19 «Золушка»
Доклад
«Влияние русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей посредством тестопластики»
Подготовил:
воспитатель Шабалкина
Екатерина Валентиновна
г. Моршанск, 2016
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться.
Быть добрее и скромнее,
Терпеливей и мудрее.
Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.
Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. В воспитании детей необходимо уделять время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Благодаря сказкам происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.
Детьми усваиваются нравственные понятия: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим. Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное. Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
В основу работы в этом направлении мной были положены следующие принципы:
- принцип развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- принцип природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- принцип взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- принцип формирования деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
- принцип смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
- принцип здоровьесберегающий.
В основе идеи педагогического опыта стало:
Создание условий для ценностного нравственного опыта у детей по отношению к русским народным сказкам и изображение сказочных героев посредством тестопластики.
Основные задачи опыта:
-Формировать у детей интерес к русским народным сказкам.
-Формировать представление о понятиях: добро - зло, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
-Учить ребёнка, через восприятие сказки, извлекать нравственный урок;
-Развивать отзывчивость, внимание к людям, взаимопомощь;
-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.
-Расширять кругозор и словарный запас.
- Формировать интерес к лепке из солёного теста.
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Новизна опыта заключается в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр мультфильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, особенно в продуктивной деятельности посредством тестопластики, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдать принцип «От простого - к сложному».
Описание опыта включает:
- обоснование актуальности нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок с использованием творческих заданий, вариативных методов;
- обоснование созданий необходимых условий для приобретения детьми знаний и навыков, способностей видеть, понимать, чувствовать и любить сказки, развитие у детей связной речи, умения охарактеризовать героев сказок, а также свои поступки, извлекать из сказок нравственный урок.
- перспективное планирование по данной теме для детей 4-5лет.
В условия для оптимального развития нравственных качеств и творческих способностей детей при ознакомлении со сказками входит:
1. Создание комфортной психологической базы ребенка.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Терпимость к вопросам и идеям ребенка.
4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5. Помощь ребенку в умении справиться с разочарованием и сомнением.
6. Оценка ребенка, как творческой личности.
7. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.
8. Поддержка, необходимой для творчества атмосферы, которая поможет ребенку избежать общественного неодобрения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры «Угадай сказку», «Герои сказок», «Сказки о животных» и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые занятия или развлечения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – восприятие героев сказки через лепку, рисование – позволит детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивать навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Диагностика
Для оценки результатов уровня развития нравственных качеств детей использовались следующие критерии: наличие у детей представлений о добре, взаимопомощи, сострадании, терпимости, зле; перенос усвоенных знаний в новые условия, воспитанность эмоциональных реакций, проявление культуры поведения в отношении к сверстникам.
Каждый критерий оценки конкретизировался в системе соответствующих показателей:
- полнота, четкость, конкретность представлений о добре, зле и т.д.;
- активность в проявлении вежливости, сочувствия и помощи, сопереживания по отношению к сверстникам и взрослым;
- устойчивость в проявлении навыка культуры поведения, при некотором изменении обычной жизненной ситуации.
По результатам мы видим положительную динамику.
Совместная работа с родителями.
Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Совместно с родителями пополнила библиотеку группы новыми книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, пополнили театральный уголок костюмами, атрибутами, пальчиковым театром.
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
На День матери организовали выставку поделок из солёного теста «Любимые герои», к празднику 8 Марта показали сказку «Колобок на новый лад» и подарили «Весёлых колобков».
Результат:
- Знают русские народные сказки.
- Умеют охарактеризовать героев сказки и их поступки.
- Дети понимают смысл сказок.
- Обогащение словаря.
- Закрепили приёмы лепки из солёного теста.
- Положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
В дальнейшем планирую:
- В начале старшей группе планирую провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, используя диагностику Н.В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
- Разработать детский проект совместно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.
Данный материал представляется для ознакомления воспитателями детского сада. И содержит в себе влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей....
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
"Влияние русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста"
Мини проект "Воспитание сказкой-радость встречи с книгой"...
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....