Сценарий экскурсии в мини -музей камня
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Довбенко Марина Леонидовна

Экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать.  В нашей группе мы создали музей камня. Мы сегодня здесь проведем экскурсию, дети нашей группы будут экскурсоводами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekskursii_v_mini_-muzey_kamnya.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей камня

В:Здравствуйте, дети! Мы пригласили  вас в нашу группу на экскурсию в музей. Что такое музей?(Ответы детей) (2слайд)
В:Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные  предметы.

ВМы приходим в музей и нас с вами встречает…..  
Д: Экскурсовод.
В: Да, экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать.  В нашей группе мы создали музей камня. Мы сегодня здесь проведем экскурсию, дети нашей группы будут экскурсоводами. 

А как нужно вести себя в музее?

Правила поведения в музее

Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это 
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай. 
Вопросы задавай не сразу, 
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать, 
чтоб другим про музей рассказать.

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень. (3слайд)

Все камни образуются  по разному.

А есть камни которые образуются в результате извержения вулкана. (4 слайд)

Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов и церквей. Например, Базальт из-за его прочности всегда использовался для мощения дорог. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона и чтобы фильтровать воду на очистных станциях.

Вулканы извергают большое количество таких металлов, как медь, железо и цинк, столь необходимых для промышленности.

Гранит  . (5 слайд) это очень твердая порода и прочная. Люди давно научились использовать гранит. Его используют в искусстве, строительстве. Когда про человека хотят сказать, что он надежный, прочный - его сравнивают с гранитом.  

Есть камни  (6 слайд)  которые образуются  из останков  животных и растений.(известняк, янтарь) Осадочные породы. (7 ,8,9 слайд)

Янтарь(10 слайд)  – это окаменевшая смола  хвойных деревьев, которые росли  на побережье  моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая  смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в  солнечный камень.

 Известняк. (11 слайд) состоит из огромного количества разнообразных ракушек, которые откладывались на дно моря и под своей тяжестью становились плотными как камень. Посмотрите, в известняке есть много дырочек - это и есть ракушки. Вы спросите как же известняк оказался в горе. Много- много времени назад на месте гор было море, в котором жили и рыбы, и водоросли, и раковины. Но потом дно моря стало подниматься и в результате образовались горы, часть из которых и состоит из известняка.

 (12 слайд) Используется в строительстве, из него делают мел, зубной порошок.

(13 слайд)

.  под воздействием солнца, воды ,ветра   

(14 слайд)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Песок –это рыхлая  порода состоящая из мельчайших частиц. Он образуется в результате разрушения горных пород под воздействием солнца, воды и ветра.  Используется песок  в строительстве и для водоочистки, в производстве стекла, (15 слайд) а также на  мокром песке можно рисовать  или рисовать песком. (16 слайд)

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть камни. Уже первобытные люди использовали камни.. (17 слайд)

Раньше у людей не было спичек. Как же они добывали огонь? Они высекали огонь из камня. Из какого? Из кремня. Кремень(18 слайд) Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Почему? Что это за камень? (19 слайд)  Первобытные люди делали из него орудия труда и охоты –ножи, наконечники для стрел и копий.

Ребята, мы с вами живем(20 слайд)   в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия). 

Среди просторов  нашей страны есть чудесный край, в котором мыс вами живём.

Как называется наш край? (Урал).

Дети читают стихи:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы на ней всегда найдем

Родной свой край – наш общий дом. (21 слайд) 

Древних каменных гор, родников говорливых прохладу

Мой Урал мне дарит и ласкает теплом своих рек.

Здесь с рожденья живу, и другого мне края не надо.

Тайно-чудный Урал покорил мое сердце навек!

Издавна Урал называют «Каменный пояс». (22 слайд)   А знаете почему? Потому что он перепоясывает Россию Уральскими горами.

Захар покажет на карте и расскажет, как появились Уральские горы?

Ребёнок: (23 слайд)   Великан носил пояс с глубокими карманами, он прятал в карманах всё своё богатство. Пояс был такой огромный, что однажды великан уронил его и пояс лёг через всю Россию. Так образовались Уральские горы.

Несметные богатства таит в себе земля Уральская. (24слайд)   Посмотрите, как красивы Уральские горы . (25слайд)   

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми (26слайд)   

Полезные ископаемые камни, которые помогают человеку. Полезные ископаемые представляют для людей большую ценность

и необходимы для жизни.

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Железная руда(27слайд)    черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы. Из железной руды на больших заводах  выплавляют металл. (28слайд)     Из металла делают разные машины. (29слайд)   

Стих-е:

С виду, не приглядный камень,  

Он в земле лежит пластами. (30слайд)   

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать. (31слайд)   

Под землею огоньки-

Это в шахте горняки. (32слайд)   

Отбивают молотками

Этот очень, нужный камень.

Он имеет черный цвет,

Всем дает тепло и свет. (33слайд)   

Уголь используется в качестве топлива. Шахтеры добывают его из земли.

А скажите, можно ли кушать камни?

Нет.

Кого вы знаете, кто ест камни?

Крокодил, птицы.

А человек может питаться камнями?

Мы каждый день употребляем в пищу кристалики одного камня.

 Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) (34,35слайд)   

Соль необходима всем людям. Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). (36слайд)   

Полезны солевые пещеры, там  целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. (37слайд)   

Мы с вами используем соль, когда лепим из солёного теста. (38слайд)   

Интересно, знают дети,

что такое самоцветы?

На Урале, проживая,

знают дети или нет,

что волшебным называют

каждый камень самоцвет.

 А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они самоцветы. . (39слайд)   

 Ценились самоцветные камни за красоту свою. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи.  (                                                                                                       )     Дети сейчас расскажут  вам о некоторых из них…

Тот камень нежный с Урала.

Нежным цветом зелёным манит(40слайд)   

Я только сегодня узнала

Что камень зовут малахит.

Единственный в мире узорчатый  зелёный минерал.

В России -  мелкие декоративные предметы и украшения.

Я  защищаю от опасностей маленьких детей. (41слайд)   

Если верить легендам, я  могу сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из чаши, способен понимать язык животных.

Самоцветный камень красный(42слайд)   

Будто ломтик ветчины

Это главный камень яшма

Сердце сказочной страны.

Цвет яшмы  красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый. Бываю одноцветной, но чаще  пятнистой или с разноцветными полосками.  

Яшма  очень твёрдая, но если  откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.          

В настоящее время из яшмы делают  ювелирные украшения, (43слайд)   

скульптуры,  посуду, шкатулки и вазы.

Этот камень используют и в технике,  этот камень приносит пользу пользу человеку.

 Про камни люди складывали легенды. А донёс события тех времён до нас Павел Петрович Бажов.. , (44слайд)   

 В этом году ему бы исполнилось 130 лет. Павел Петрович Бажов - великий русский сказочник, наш земляк, родил в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Главной темой его сказов легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. , (45слайд)   

Посмотрите, картины из сказов Павла Петровича Бажова мы сделали своими руками. П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

Вот и закончилась наша экскурсия в мини- музей камня и мы вас угощаем сладкими самоцветами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

Сценарий экскурсии в мини-музей "Русская изба"

Данная разработка подходит для проведения экскурсии с детьми 3-7 лет...

Сценарий экскурсии по мини-музею «Прикоснись к Победе»

Создание музея, знакомство с экспонатами, с профессией экскурсовод, обмундированием, амуницией....

Сценарий экскурсии в мини- музей «Семейская изба» для средней группы

Дети знакомятся с культурой семейского народа; бытом, обычаями, утварью «семейской» семьи....

сценарий экскурсии в мини - музей "Русская изба"

Данное мероприятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста в форме экскурсии в мини - музей «Русская изба». Проводя с детьми экскурсию, мы приобщаем детей к истокам русско...

Сценарий экскурсии по мини-музею

Данный сценарий создавался для короткого видеоролика - ознакомительной экскурсии по мини-музею "Народная игрушка". Экскурсоводом является ребенок....

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ -МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА» (возраст детей: 4 – 5 лет)

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ – МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА» Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.Интеграция образовательных обла...