сценарий экскурсии в мини - музей "Русская изба"
план-конспект занятия (средняя группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

Данное мероприятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста в форме экскурсии в мини - музей «Русская изба». Проводя с детьми экскурсию, мы приобщаем детей к истокам русской народной культуры, формируем духовные и нравственные качества у подрастающего поколения.       Экскурсия включает познавательную беседу с применением наглядного материала, которые развивают у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, о тяжелый годах Великой Отечественной войны, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.

Все задачи реализуются через различные виды игровой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МЕГИОНА

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ

ВМИНИ -МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

(возраст детей: 4 – 5 лет)

Кузнецова Надежда Ильинична,

воспитатель

Мегион

 2019

Кузнецова Надежда Ильинична

МБДОУ ДС №13 «Родничок»

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ ВМИНИ – МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

Пояснительная записка

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает среди приоритетов задачу: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Одним из направлений в работе нашего детского сада, является гражданско-патриотическое воспитание.

        Важная задача – развитие у детей интереса к культурным традициям, быту русского народа. Мы в доступной форме знакомим детей с прошлым нашего народа, прививаем любовь к своей Родине.

Цель:формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Задачи:

Образовательные:

1.        Открыть детям доступ к культуре русского народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

2.        Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

3. Актуализировать знания детей о Великой Отечественной Войне, какую роль сыграла «русская изба» во время войны.

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Воспитывающие:

1.        Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.        Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3.        Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

4. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол, гребень.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», колыбельной«Летят, сизы гуленьки», потешки «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.

Ход экскурсии:

игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

- А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

- Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети:В русскую избу.

Воспитатель: Правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки.

- Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек.

- Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: печка!

Воспитатель:Внароде говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

- Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы.Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Во время войны печь также согревала солдат в лютые морозы. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Загадка про печь:        

Летом спит

Зимой горит

Рот открывает,

Что дают -глотает (печь)

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался «горнило», в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое «горнило» часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель:В нижней части печки оставалось свободное пространство – «подпечье». Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь)        

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдает,

А сам в угол идет (ухват)

- Поверху «горнила» в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания), сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением). Я буду произносить слова, и показывать движения, а ваша задача- повторять за мной.

Дети и Воспитатель(имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

- Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые). (Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

- Есть у меня для вас еще загадки: послушайте. «Всех кормлю с охотою, а сама буротая» (ложка деревянная).  

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку:

«Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянная ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. Уходя на войну наши прадедушки забирали с собой деревянные ложки, чтобы было чем есть и еще ложка  была частичкой своего дома – как память».

(Воспитатель и дети благодарят ребенка за рассказ)

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)

- В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!!!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там, в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

- А мы будем, в русской печи, готовит вкусные щи и ароматную кашу!

Игра «Варим щи и овсяную кашу»

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Дети: Ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: Ребенок

Воспитатель: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках.

- Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра « Что стало – что было»

- Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли. Д. Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

- После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня – Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками – веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!

Русский народный танец «БАРЫНЯ – СУДАРЫНЯ»

Угощение блинами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экскурсии в мини-музей "Русская изба"

Данная разработка подходит для проведения экскурсии с детьми 3-7 лет...

Сценарий экскурсии по мини-музею «Прикоснись к Победе»

Создание музея, знакомство с экспонатами, с профессией экскурсовод, обмундированием, амуницией....

Сценарий экскурсии в мини -музей камня

Экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать.  В нашей группе мы создали музей камня. Мы се...

Сценарий экскурсии в мини- музей «Семейская изба» для средней группы

Дети знакомятся с культурой семейского народа; бытом, обычаями, утварью «семейской» семьи....

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Сценарий экскурсии по мини-музею

Данный сценарий создавался для короткого видеоролика - ознакомительной экскурсии по мини-музею "Народная игрушка". Экскурсоводом является ребенок....

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ -МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА» (возраст детей: 4 – 5 лет)

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ – МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА» Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.Интеграция образовательных обла...