СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ -МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА» (возраст детей: 4 – 5 лет)
материал (средняя группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ – МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

 

Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Задачи:

Образовательные:

1.      Открыть детям доступ к культуре русского народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

2.      Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развить речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

2. Развивать эстетическое восприятие чувства цвета, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывающие:

1.      Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.      Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

3.      Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

4. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ

Словарная работа: изба, печь, чугунок, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: макет «Русская изба», предметы русского быта, клубочек, русский народный костюм, лента, самовар, шкатулка.

 

Ход экскурсии:

игра (в группе).

Ходит Ваня,

 Ходит Ваня

По среди кружочка,

 По среди кружочка.

Ищет Ваня,

Ищет Ваня,

Для себя дружочка,

Для себя дружочка.

Нашел Ваня,

Нашел Ваня.

Для себя дружочка,

Для себя дружочка!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Ходит Ваня»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

- А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

- Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети: в музей

Воспитатель: Что такое музей?

Дети: Это место, где хранятся старинные вещи, их еще называют экспонатами.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что, что есть в нашем музее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведем.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь. Сегодня мы узнаем, как жили люди на Руси.

Посмотрите друзья, кто встречает нас в музее.

Появляется педагог, одетый в русский народный костюм.

Пелагея: Здравствуйте дети, меня зовут Пелагея.

Воспитатель: Раньше в старину, люди здоровались друг с другом, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с Пелагеей по-русски (дети делают низкий поклон). Проходите и присаживайтесь на скамеечки.

Пелагея: Русь называли деревянной. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

- Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным? А чтобы это узнать надо мою загадку отгадать:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

(Демонстрация макета  Русская изба)

Пелагея: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

(«По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»). Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров - то у нас маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить. Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением). Я буду произносить слова, и показывать движения, а ваша задача- повторять за мной.

Дети и воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Пелагея: В лес за дровами мы сходили, устали, пора и обед готовить!!! Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там, в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли.

Пелагея: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, чтобы приготовить воду для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар) (Демонстрация предмета или изображения)

Пелагея: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с калачами, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку (демонстрация предмета). Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

- Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли. Д. Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Пелагея: А какую красивую посуду делали в старину! Из чего её делали? Какие виды росписи вы видите на посуде? (дети называют)

Воспитатель: Ребята, а что это у меня в руках? (ответы детей: деревянные ложки) Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

Пелагея: А чем же играли дети на Руси? Как называются эти игрушки? (Дети: дымковские). Какие цвета используются в дымковской росписи? Из каких элементов состоит узор на игрушках? (Показ образцов росписи: полосы, кружки, кольца, точки).  Ребята, а вас дожидаются мои подружки -  барышни в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (юбки без узора). Сейчас я вас превращу в народных умельцев, и вы распишите юбки моим подружкам. (Пелагея говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс») Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте юбки знакомым узором.                                                                                   Самостоятельная деятельность детей под спокойную русскую народную музыку. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

Воспитатель: Теперь наши Барышни нарядные, красивые и весёлые. А что бы было видно их хорошее настроение, давайте нарисуем им улыбки.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ну вот, теперь видно, что у всех Барышень хорошее настроение.

-А какое настроение у вас?

-Понравилось вам путешествие в прошлое?

-Что нового вы узнали?

-Где проходило наше занятие?

-О чем мы беседовали на занятии?

-В какие игры играли?

-А что вам больше всего понравилось?

Пелагея благодарит детей и прощается с ребятами.

Воспитатель: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок, с овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в нашу группу укажи!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_gruppa_ekskursiya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «БЕЛОСНЕЖКА»

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ

В МИНИ -МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

(возраст детей: 4 – 5 лет)

                                                     Авторы: Школьная Л.П

                                                                        Кондрашова А.О.

Шарыпово

 2024

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ – МУЗЕЙ «ЖИЗНЬ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Задачи:

Образовательные:

1.        Открыть детям доступ к культуре русского народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

2.        Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие: 

1. Развить речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

2. Развивать эстетическое восприятие чувства цвета, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывающие:

1.        Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.        Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

3.        Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

4. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ

Словарная работа: изба, печь, чугунок, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: макет «Русская изба», предметы русского быта, клубочек, русский народный костюм, лента, самовар, шкатулка.

Ход экскурсии:

игра (в группе).

Ходит Ваня,

 Ходит Ваня

По среди кружочка,

 По среди кружочка.

Ищет Ваня, 

Ищет Ваня,

Для себя дружочка,

Для себя дружочка.

Нашел Ваня,

Нашел Ваня.

Для себя дружочка,

Для себя дружочка!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Ходит Ваня»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

- А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

- Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети: в музей

Воспитатель: Что такое музей?

Дети: Это место, где хранятся старинные вещи, их еще называют экспонатами.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что, что есть в нашем музее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведем.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь. Сегодня мы узнаем, как жили люди на Руси.

Посмотрите друзья, кто встречает нас в музее.

Появляется педагог, одетый в русский народный костюм.

Пелагея: Здравствуйте дети, меня зовут Пелагея.

Воспитатель: Раньше в старину, люди здоровались друг с другом, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с Пелагеей по-русски (дети делают низкий поклон). Проходите и присаживайтесь на скамеечки.

Пелагея: Русь называли деревянной. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

- Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным? А чтобы это узнать надо мою загадку отгадать:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

(Демонстрация макета  Русская изба)

Пелагея: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?

(«По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»). Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров - то у нас маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить. Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением). Я буду произносить слова, и показывать движения, а ваша задача- повторять за мной.

Дети и воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Пелагея: В лес за дровами мы сходили, устали, пора и обед готовить!!! Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там, в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли.

Пелагея: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, чтобы приготовить воду для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар) (Демонстрация предмета или изображения)

Пелагея: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с калачами, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку (демонстрация предмета). Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

- Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли. Д. Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Пелагея: А какую красивую посуду делали в старину! Из чего её делали? Какие виды росписи вы видите на посуде? (дети называют)

Воспитатель: Ребята, а что это у меня в руках? (ответы детей: деревянные ложки) Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

Пелагея: А чем же играли дети на Руси? Как называются эти игрушки? (Дети: дымковские). Какие цвета используются в дымковской росписи? Из каких элементов состоит узор на игрушках? (Показ образцов росписи: полосы, кружки, кольца, точки).  Ребята, а вас дожидаются мои подружки -  барышни в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (юбки без узора). Сейчас я вас превращу в народных умельцев, и вы распишите юбки моим подружкам. (Пелагея говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс») Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте юбки знакомым узором.                                                                         Самостоятельная деятельность детей под спокойную русскую народную музыку. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

Воспитатель: Теперь наши Барышни нарядные, красивые и весёлые. А что бы было видно их хорошее настроение, давайте нарисуем им улыбки.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ну вот, теперь видно, что у всех Барышень хорошее настроение.

-А какое настроение у вас?

-Понравилось вам путешествие в прошлое?

-Что нового вы узнали?

-Где проходило наше занятие?

-О чем мы беседовали на занятии?

-В какие игры играли?

-А что вам больше всего понравилось?

Пелагея благодарит детей и прощается с ребятами.

Воспитатель: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок, с овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в нашу группу укажи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия.Мини-музей Собаки

Экскурсия. Мини-музкй Собаки...

Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"

Конспект  экскурсии мини -музей "Русская изба"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ( 5 -6 лет) «Знакомство с жизнью и традициями русского народа»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Описание дидактической игры Лото «Жизнь и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста.

Слава нашей стороне!Слава русской старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.Умный, сильный наш народДалеко глядит вперед,А преданья стариныЗабы...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» в младшей группе «Жизнь и быт русского народа».

Пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью....

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...

Проект на тему «Мини - музей хлеба» Срок реализации 1 месяц Возраст детей 6-7 лет.

Актуальность: В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Это одно из направлений р...