Программа "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Гужва Елена Александровна

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

"Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка

         Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

         Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

         В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

         Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

         Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

   Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

          Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

          Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Задачи:

1.Привитие навыков культурного общения.

2.Формирование культурно – гигиенических навыков.

3.Формирование начальных элементов трудовой деятельности.

         Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.

    В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:

-культура деятельности;

-культура общения;

-культурно-гигиенические навыки.

  При реализации программы очень важно учитывать следующее:

        При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

          Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение.     Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:

         Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

          Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

пример правильного поведения других детей;

специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

    Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.

Критерии результативности программы.

Возраст        

Культура общения        

Культура деятельности        

Культурно-гигиенические навыки

Дети 3-4 года должны уметь:

-Пользоваться словами вежливого обращения.

-Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.        

-Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом.

-Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам.        

-Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь.

-Пользоваться салфеткой во время еды.

-За столом сидеть прямо, не класть локти на стол.

-После прогулки тщательно вытирать ноги.

Дети 4 -5 лет должны уметь:

-Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

-Подать стул или уступить место вошедшему взрослому.

-Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет.

-Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.

-Доводить начатое дело до конца.

-Выполнять работу только хорошо.

-Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей.

- Быть настойчивым в достижении цели.        

-Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику.

-Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться.

-Правильно пользоваться столовыми приборами.

-Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

Дети 5-6 лет должны уметь:

- Мальчикам пропускать вперёд девочек.

- Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф.

- В общественных местах говорить спокойно, негромко.

- С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым.        

- Не сидеть без дела.

- Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

- Любить природу, заботиться о животных.

- Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.        

- Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть.

- Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь.

- Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду.

- Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.

(Диагностику перечисленных навыков лучше проводить один раз в год: в марте месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.)

Содержание программы первого года реализации:

Тема

Теоретическая часть:

Практическая часть:

Первый год реализации (12 часов):

1

Культура общения (4 часа)

знакомство с правилами общения

подвижная игра “Горелки”.

сюжетно-ролевая игра “Библиотека”;

игра-драматизация.

2

Культура деятельности (4 часа)

знакомство с нормами поведения;

обучение первоначальным навыкам совместной деятельности.

коллективная лепка “Три медведя”;

чтение и обсуждение стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”.

3

Культурно-гигиенические навыки(4 часа)

знакомство с режимом дня;

знакомство с правилами поведения за столом.

формирование первичных санитарно-гигиенических навыков;

формирование навыков самообслуживания;

сюжетно-дидактическая игра “Накорми куклу”.

Второй   год реализации (18 часов):

1

Мир познания (4 часа)

знакомство с четырьмя временами года и их отличительными особенностями;

знакомство с поговорками, загадками, стихами о природных явлениях;

знакомство с видами домашних и диких животных, особенностями их поведения;

знакомство с разными видами растений.

обучение выразительным движениям и звукоподражанию;

обучение навыкам составления рассказа и изображения его на бумаге (дидактические и подвижные игры).

2

 Языки общения (4 часа)

дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;

знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;

знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

развитие зрительной и эмоциональной памяти;

обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

формирование правильной осанки.

3

Тайна моего “Я”  (4 часа)

дать представление о чувстве собственного достоинства;

дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.

развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;

обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;

обучение детей отражению своих фантазий в рисунках.

4

Этот странный взрослый мир (6 часа)

дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;

познакомить с профессиями взрослых.

обучение речевому общению, развитие связной речи;

обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства

Третий   год реализации:

1

 Как мы видим друг друга (4 часа)

дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.

развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;

формировать у детей понятия “друг”, “дружба”.

научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;

расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.

2

 Фантазия характеров (5 часа)

дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.

обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;

воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;

обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;

воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость.

3

Умение владеть собой (4 часа)

дать понятие о необходимости контроля своего поведения;

обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;

формирование положительных привычек.

4

 Культура общения (5 часа)

дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета

формирование у детей представлений и потребностей в доброжелательном общении с окружающими;

обучения правилам этикета;

развитие умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности

Список литературы:

1.Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.

2.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ.-М.1991.

3.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

4.Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. – Л.1991.

5.Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. М.-1987.

6.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...

Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».

Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для ...