Программа "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
"Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Пояснительная записка
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Задачи:
1.Привитие навыков культурного общения.
2.Формирование культурно – гигиенических навыков.
3.Формирование начальных элементов трудовой деятельности.
Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.
В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:
-культура деятельности;
-культура общения;
-культурно-гигиенические навыки.
При реализации программы очень важно учитывать следующее:
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
пример правильного поведения других детей;
специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.
Критерии результативности программы.
Возраст
Культура общения
Культура деятельности
Культурно-гигиенические навыки
Дети 3-4 года должны уметь:
-Пользоваться словами вежливого обращения.
-Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.
-Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом.
-Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам.
-Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь.
-Пользоваться салфеткой во время еды.
-За столом сидеть прямо, не класть локти на стол.
-После прогулки тщательно вытирать ноги.
Дети 4 -5 лет должны уметь:
-Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.
-Подать стул или уступить место вошедшему взрослому.
-Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет.
-Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.
-Доводить начатое дело до конца.
-Выполнять работу только хорошо.
-Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей.
- Быть настойчивым в достижении цели.
-Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику.
-Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться.
-Правильно пользоваться столовыми приборами.
-Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.
Дети 5-6 лет должны уметь:
- Мальчикам пропускать вперёд девочек.
- Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф.
- В общественных местах говорить спокойно, негромко.
- С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым.
- Не сидеть без дела.
- Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Любить природу, заботиться о животных.
- Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.
- Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть.
- Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь.
- Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду.
- Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.
(Диагностику перечисленных навыков лучше проводить один раз в год: в марте месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.)
Содержание программы первого года реализации:
№ | Тема | Теоретическая часть: | Практическая часть: |
Первый год реализации (12 часов): | |||
1 | Культура общения (4 часа) | знакомство с правилами общения | подвижная игра “Горелки”. сюжетно-ролевая игра “Библиотека”; игра-драматизация. |
2 | Культура деятельности (4 часа) | знакомство с нормами поведения; обучение первоначальным навыкам совместной деятельности. | коллективная лепка “Три медведя”; чтение и обсуждение стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”. |
3 | Культурно-гигиенические навыки(4 часа) | знакомство с режимом дня; знакомство с правилами поведения за столом. | формирование первичных санитарно-гигиенических навыков; формирование навыков самообслуживания; сюжетно-дидактическая игра “Накорми куклу”. |
Второй год реализации (18 часов): | |||
1 | Мир познания (4 часа) | знакомство с четырьмя временами года и их отличительными особенностями; знакомство с поговорками, загадками, стихами о природных явлениях; знакомство с видами домашних и диких животных, особенностями их поведения; знакомство с разными видами растений. | обучение выразительным движениям и звукоподражанию; обучение навыкам составления рассказа и изображения его на бумаге (дидактические и подвижные игры). |
2 | Языки общения (4 часа) | дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета; знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки; знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций. | развитие зрительной и эмоциональной памяти; обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; формирование правильной осанки. |
3 | Тайна моего “Я” (4 часа) | дать представление о чувстве собственного достоинства; дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека. | развитие умений понимать себя, свой внутренний мир; обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей; обучение детей отражению своих фантазий в рисунках. |
4 | Этот странный взрослый мир (6 часа) | дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям; познакомить с профессиями взрослых. | обучение речевому общению, развитие связной речи; обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства |
Третий год реализации: | |||
1 | Как мы видим друг друга (4 часа) | дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей. | развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей; формировать у детей понятия “друг”, “дружба”. научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств. |
2 | Фантазия характеров (5 часа) | дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек. | обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми; воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения; обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях; воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость. |
3 | Умение владеть собой (4 часа) | дать понятие о необходимости контроля своего поведения; | обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее; формирование положительных привычек. |
4 | Культура общения (5 часа) | дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета | формирование у детей представлений и потребностей в доброжелательном общении с окружающими; обучения правилам этикета; развитие умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности |
Список литературы:
1.Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
2.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ.-М.1991.
3.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
4.Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. – Л.1991.
5.Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. М.-1987.
6.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...
Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».
Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...
Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....
Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
В соотвтетсвии с задачей годового плана об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для ...