Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме
В соотвтетсвии с задачей годового плана об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нетрадиционной форме для активизации мыслительной деятельности педагогов их поисковой деятельности.
Цель - повысить компетентность педагогов вовпросах формированияи и воспитания кулльтуры поведения детей дошкольного возрста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Цель -повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
Повестка дня:
1.Информация о присутствующих и отсутствующих. Информация о выполнении решений предыдущего заседания.
О повестке.
2.Вступительное слово по теме:«Нравственное совершенство - цель воспитания».
3. «Мозговой штурм» по теме.
4. Игра «Оцени ситуацию»
5. Краткий отчет педагогов« Организация проектной деятельности по этикету в группе»
Ход педагогического совета.
1.Информация о повестке.
2.Вступительное слово:
«…Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал Сухомлинский В.А. – Её всестороннее развитие, нравственное совершенство и есть цель воспитания».
Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!
Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте.
Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.
Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.
Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
И поэтому на сегодняшнем заседании педагогического совета мы должны найти ответы на следующие вопросы: «Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду?», «Где в режиме дня можно использовать методы и приемы по обучению детей этике взаимоотношений?» «Когда уровень владения методическими приемами по обучению детей этикету переходит в качество?»
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.
Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению к взрослым и сверстникам - это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе -- чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.
«Мозговой штурм» по теме.
Ведущий: Приглашаю поиграть:
На вопросы отвечать,
Что-то вспомнить, повторить
По душам поговорить!
1. С какого возраста необходимо прививать нравственность ребенку? (Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружелюбного отношения к миру).
2.Что требует особого внимания в обучении детей этикету со стороны родителей?(личный пример)
3..Что способствует образованию у ребенка твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения? (Правила)
4. Назовите правила, с которыми дети вашей группы хорошо знакомы.
5. Какие основные способы педагогического воздействия на детей?
а.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
б. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
в. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
г. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
д. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
е. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
ё. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
ж. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
з. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить. [21]
5.Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? ( раскройте их значение)
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
6.Что такое - навык?( автоматизированное действие)
7. Что такое - привычка? (потребность поступать определённым образом).
4. Ведущий: предлагает игру « Оцени ситуацию».
зачитывает ситуации, воспитатели определяют какие чувства вызывает данная ситуация у ребёнка, какие качества характера может формировать.
1.Взрослый: « Такой большой, а не умеешь!»
( Снижает самооценку ребёнка, вызывает чувство неуверенности в себе).
2.Взрослый: «Ходишь, как медведь!»
(Учит обзываться, вызывает чувство обиды, комплекс неполноценности.)
3.Взрослый: « ты ешь, как поросёнок!»
( Учит других обзываться, другие смеются - чувство унижения).
4.Взрослый: « Я сейчас выйду, а Костя мне потом всё расскажет».
(Чувство страха перед наказанием, учит ябедничать, как поступить по- другому?).
5. « Ребёнок баловался – упал, плачет». Взрослый: « Ну что, добаловался?»
( Дети молчат, воспитание равнодушия, у ребёнка чувство обиды, неприязни).
6. Дети дерутся. Взрослый: « Всё, сели оба!»
(Несправедливое наказание, чувство обиды, Неприязнь).
Вывод: В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания.
Ведущий: мы дали ответы на заданные вопросы, остановимся и еще раз вспомним методы формирования культуры поведения на разных возрастных этапах развития дошкольника из опыта вашей работы…
(педагогам предлагается представить свой опыт работы)
5. .Краткий отчет: «Организация проектной деятельности по этикету в группе».
Проект решения:
· Отметить работу воспитателей групп по проведению проектной деятельности «Недели вежливости».
· Систематически, во всех видах детской деятельности, планировать упражнения, влияющие на нравственные проявления, суждения, отношения детей к окружающим его людям.
· Изготовить памятки для родителей «Правила хорошего тона в семье».
· Постоянно знакомить родителей, привлекать к сотрудничеству по формированию навыков культурного, этически грамотного поведения. Тему недели, виды деятельности детей по теме вывешивать для ознакомления родителей.
Подписи к слайдам:
«Путешествие в страну этикета»
Цель- повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
Актуальность:
Сегодняшние дети не всегда ценят , уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома.
Иногда откровенно грубы.
Порой нет в них сердечности, доброты.
Оцени ситуацию
Педагогический совет на тему:
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Мозговой штурм
Основной принцип формирования культуры поведения у дошкольника, воспитание его в коллективе и через коллектив сверстников
Совместно и дружно играть и трудиться
Проявлять сочувствие друг к другу
Проявлять ответственность за участие в общем деле
Оказывать взаимопомощь
Быть дисциплинированным
Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду?
Где в режиме дня можно использовать методы и приемы по обучению детей этике взаимоотношений?
Основные вопросы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...
Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».
Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...
Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....
План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...
Консультация для педагогов "Педагогические методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Задачи, которые встают перед педагогом при формировании культуры поведенияСодержание культуры поведенияУсловия воспитания культуры поведенияОсобенности восприятия правил поведения детьми на разных воз...