Описание к презентации «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая, подготовительная группа)

Довбенко Марина Леонидовна

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Опыт работы:

«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

 

   Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

          Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Личный опыт показывает, что задача педагога заключается в развитии умения видеть закономерности, зависимости, взаимовлияния, свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы. (  2   СЛАЙД)

     Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.

     Интеграция в педагогическом процессе - позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики, не сводя их только к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Музейная педагогика ( 3 СЛАЙД) является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

      Мини-музей(4СЛАЙД) – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям; «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.

     В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой.

Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку.

           Проанализировав изученную мной литературу, я провела мониторинг (  5  СЛАЙД) образовательного процесса выпускников подготовительной группы на начало учебного 2018-2019 года, я выявила следующие показатели:

Образовательная область «Познание»

1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности 68%-средний уровень, 32% - высокий уровень.

2.Приобщение к социокультурным ценностям 77%-средний уровень, 23%-высокий уровень.

3.Ознакомление с миром природы 54% - средний уровень, 46% - высокий уровень.  

     Основываясь на данные мониторинга, можно сделать выводы, что у детей выпускной группы недостаточно развита речевая и познавательная активность, поисковая и экспериментальная деятельность.

В результате проведенного мониторинга, мною был разработан долгосрочный творческий проект «Загадочный мир камня». (  6   СЛАЙД)

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Задачи проекта:                                                                                                                                                

Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира;

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.

Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.  

Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.

Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.  

Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам.

     Сформировать у дошкольников представления о музее.

     

Содержание проекта:

Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.

Направления деятельности мини-музея: ( 7 слайд)

Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.

Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то

или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощьюне только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

В процессе создания мини-музея всю работу разделила на этапы:

 

1.Подготовительный. ( 8 слайд) 

 В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.

2. Практический. ( 9 слайд)

 Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. 3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов. (10 слайд)

 В нашей подготовительной группе открылся мини – музей: «мир камня».

На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музея.

Разработала и пополнила картотеки: (11 слайд)

Картотека «Легенды и сказы Южного Урала»;

картотека Игр и физминутки;

Картотека опытов "Камни";

Картотека игр на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?»),

Картотека игр с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт»,  игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.д.

     При ознакомлении детей с экспозициями музея (12 слайд)

используются: беседы («Подземная кладовая», «Драгоценные камни»,«Нужен ли камень человеку?»«Что мы знаем о камнях» и.д.), Беседы о профессиях «Геолог», «Профессия-ювелир» и.д.                                               Мною было проведено цикл тематических занятий по познавательному развитию ( 13 слайд) на темы: «Знакомство с камешками, углем и мелом», «В мире камня», «Как происходит извержение вулкана?», «Камни и свойство камней», «Удивительное в камне», «Эти загадочные камни!»,«Путешествие в мир камней», «Волшебница соль», «Чудо соль», «Янтарь - солнечный камень»                                                                                                               Составление детьми творческих рассказов ( 14 слайд)

 «Хорошо – плохо»-свойства камня, «Если б я стал камнем».  «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.

Так же, занятия по художественно-эстетическому развитию, ( 15 слайд)

 рисование: «Волшебные превращение камней», рисование камешком на песке, рисование песком, солью, мелками на асфальте, простыми карандашами.  

 Проводили опыты: (16 слайд) Соль (соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень». Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?

     Изготовление макетов: ( 17 слайд) «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни, рожденные морем».                                                Выставка(18 слайд) совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры».                                                                                                Оформление мини –энциклопедии (19 слайд)

 “Камни Урала” для детей-дошкольников.  Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?»                                                                      Изготовление настольных игр (20 слайд)с использованием камней «Крестики-нолики», «Чего не стало», «Пятнашки».

Чтение- (21 слайд) Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»  и.др.

Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский.

Знакомство с творчеством и биографией( 22слайд) замечательного русского писателя, талантливого обработчика народных преданий, легенд, уральских сказов П. П Бажова.

      Обобщение знаний по теме проверили при организации Мини-викторины«Знатоки Урала», где дети показали хорошие знания о камнях.

Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? (23 слайд)

 Экскурсоводами становятся  сами дети! Экскурсия организуются для детей старшей  группы. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.

Наряду с занятиями непосредственно в музее, ( 24 слайд) проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видеофильмы.

Работа с родителями.

Как любому педагогу мне хочется, чтобы знания детей, которые я им даю, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применяемыми детьми в повседневной жизни. (25 слайд)

Работа с семьей ведется по двум направлениям:

1) педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;

2) вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом. Не умаляя роли первого направления, предпочтение отдается второму, т.к. именно оно придает группе “открытость”, т.е. делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, помогает гуманизировать отношения между детьми, педагогом и родителями.

Используется такие формы работы с родителями:

- консультации для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе творчества П.П. Бажова»,«В музей вместе с ребенком»,«Мини-музей в детском саду», рекомендация для родителей 
«Расскажите детям о полезных ископаемых», а так же
 беседы, выставляются папки передвижки с информацией по заданной теме, памятки и др.

     

Повторный( 26 слайд) мониторинг образовательного процесса выпускников подготовительной группы в апреле 2019 года, я выявила следующие показатели:

Образовательная область «Познание»

1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности 13%-средний уровень, 87% - высокий уровень.

2.Приобщение к социокультурным ценностям 15%-средний уровень, 85%-высокий уровень.

3.Ознакомление с миром природы 31% - средний уровень, 79% - высокий уровень.  

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

При создании мини – музеев, я обратили внимание на следующее:

- музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;

- экспонаты в музее расширяют кругозор детей;

- музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;

- музей предоставляет свободу выбора;

- при работе в мини – музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);

- мини – музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);

- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;

- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;

- расширяет опыт организации работы с семьями.

Детям очень понравилось знакомство с музеем, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Именно поэтому мини – музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад – музей - школа», так как мини – музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе.

Посредством общения с мини – музеями у моих дошкольников сформированы познавательно – исследовательские умения.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как у...

Презентация "Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции теоретического и практического уровня по теме.ЗАДАЧИ:- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.- Развитие мелкой моторики ...