Обобщение опыта
материал (старшая, подготовительная группа)

Копылова Наталья Сергеевна

Обобщение опыта работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopylova.docx72.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ТОПОЛЕК" СЕЛА ЧАПАЕВО КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обобщение опыта работы

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности»

Копылова Наталья Сергеевна

Воспитатель

с. Чапаево

2020 г

Оглавление

Введение……………….................................................................................................3

  1. Методики и технологии обучения и воспитания.............................................9

1.1. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода……..10

1.2. Технология проектирования детском саду …………………………….11

1.3. Типы проектов в ДОУ…………………………………………………....15

  1. Технология формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности….18

2.1. Поэтапное развитие проектной деятельности………………………..20

        2.2. Организация работы по использованию устного народного

творчества  …………………………………………………………………....22

        2.3. Организация работы в опытно-экспериментальном уголке…………..23

        2.4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения……………………………23

        2.5. Организация непосредственно образовательной деятельности……....24

  1. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности.........................................................................................26

Заключение..................................................................................................................28

Список литературы.....................................................................................................30

Введение

Идея реализации работы в данном направлении появилась после посещения нашей группой Корсаковского историко-краеведческого музея. Рассматривая экспонаты, дети задавали вопросы, на которые я не всегда могла ответить, так как имела поверхностные знания о жизни и традициях коренных жителей, о природе края.  Я стала искать ответы на эти вопросы, но столкнулась с проблемой нехватки информации. Поэтому возникла необходимость пополнить свои знания о родном крае и создать систему работы. Разработанная программа  «Моя малая Родина – остров Сахалин» позволяет реализовать задачи воспитания положительных привычек поведения  через педагогику сотрудничества: родители-дети-педагоги, обогащение личного опыта детей, гуманное взаимодействие с природой на примере гармоничного существования человека в природе местной культуры, развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность с объектами живой и неживой природы [4, с.9].

Изложение программного материала, структура, содержание соответствует современным научно-педагогическим требованиям, также указываются отличительные особенности от уже существующих программ подобного направления, включающих региональный компонент. Используя в своей работе с детьми программу «Моя малая Родина – остров Сахалин», я  выявила высокую результативность деятельности по реализации программы, а именно положительную динамику в развитии воспитанников.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.  Поэтому детей и называют «почемучками».  Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители [10, с.19].

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования –потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую деятельность. Отсюда и возникла идея введения в свою работу с детьми по ознакомлению с родным краем метода проектной деятельности. Проектный метод, используемый в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном крае, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе. Также хочется отметить, что содержание этнографического образования в программах ДОУ практически не отражено.  Поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений о Родном крае, в том числе жизни и культуре коренных жителей Сахалина, является актуальной. Решением данной проблемы является создание системы работы. А использование в работе с дошкольниками метода проектной деятельности оживляет педагогический процесс. В данной методической разработке посредством экологического образования дошкольников и использование метода проектной деятельности решается задача ознакомления детей с коренными народами Севера, их традициями, культурой. Этнопедагогика предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народов той местности, где он живет. В процессе ознакомления с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством коренных народов, народными играми, дошкольники знакомятся с природой и особенностями Родного Края [15, с. 27].

Отслеживание достижений воспитанников организуется в систематическом проведении диагностических мероприятий (по завершении каждого этапа реализации задачи), а также различных видах деятельности, интегрированной в НОД «Познавательное развитие», а также организацию игровой деятельности. Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей.  Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования функционируют мини-музеи разной направленности, в том числе музеи Родного края, экологические кружки и т.д.  Наиболее заинтересованные и осведомленные дети могут проявить полученные знания по данному направлению в различных видах деятельности: могут быть  выбраны экскурсоводами и знакомить детей с экспонатами музея, принимать участие в экологических акциях, расширять и углублять свои знания в творческих кружках. Это позволит закрепить представления о культуре коренных народов Севера и природе Родного края, даст возможность детям выражать свои чувства и эмоции. А использование проектного метода позволяет не только дать детям знания по данной теме, но и формировать умение детей ориентироваться в окружающем мире, воспитывать нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде и является инновационной. Она направлена на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.   Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Именно любовь к Родине выступает одним из основных элементов мировоззрения человека и отношения к своей стране, другим нациям, народам.  Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности [19, с.32].

Цель и задачи

Целью данной методической разработки является применение проектного метода как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

 Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Внедрение проектного метода в образовательную деятельность.

2.Создание условий для реализации проектов.

3.Отслеживание результативности применения проектного метода в формировании у старших дошкольников представлений о родном крае.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня    сформированности представлений старших дошкольников о родном поселке, людях, проживающих в нем, коренном населении, растительном и животном мире Родного края.
  • Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Родном крае, имеющие значение для жизни коренных народов Севера.  
  • Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
  • Способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
  • Развитие у детей таких качеств как социализированность и активность.
  • Развитие общих способностей у детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Содержание методической разработки

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера. Знакомя детей с природой и культурой родного края, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.   Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и многое другое. Приобщение детей ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому поколению опыта предыдущего. Самостоятельно дошкольник не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Мы живем в Сахалинской области, коренные жители которой - нивхи, уильта, эвенки, нанайцы. В условиях суровой природы и специфических условий быта роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.  Народная педагогика представляет собою совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, развивает в человеке «житейские умения» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Жизнь народов Сахалинской области неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека. Данный процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у детей, иначе человечество может потерять не только народные традиции, но и культуру, и народ как этнос [5, с.29].

 Данная работа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный.

 Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому, формировании представлений детей о культуре, быте народов Севера и тем самым привитии интереса к познанию и уважению истории любой национальности, близкой пониманию ребенком.

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и традиционно-бытовой культурой данных народов, а также в изучении мировоззрения и мироощущения коренных малочисленных народов Севера. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе, истории родного края. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга [10, с.42].

1. Методики и технологии обучения и воспитания

Данная   методическая   разработка   предполагает   реализацию поставленных задач в различных видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход. Все содержание реализуется в непосредственно образовательной деятельности основной общеобразовательной программы, а также через организацию игровой деятельности. Также работа по данному направлению предполагает проведение мероприятий обобщающего характера различной формы (викторины, КВН, тематические вечера, утренники, экскурсии, встречи с интересными людьми). При реализации содержания методической разработки необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми: это наблюдения за явлениями природы, ведение различных календарей, НОД, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, деятельность в опытно-экспериментальном уголке и другие. Образовательный процесс должен включат в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Учебно-воспитательная система обеспечивает формирование национального самосознания личности и через это - возрождение наций и народов. В этом и состоит одна из важнейших социальных функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, определен объем и содержание знаний, которыми должны овладеть дети. В соответствии с общеобразовательной программой и с учетом местных условий  весь  познавательный  материал распределен равномерно  по  времени,  чтобы  дети  в  течение  года  усваивали  знания постепенно, в определенной системе. Работа по каждой теме включает НОД, игры, совместную и свободную деятельность детей. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о родном крае с использованием метода проектной деятельности (Приложение 1). В процессе ознакомления детей с родным краем необходимо знакомить их со  способами  общения  с  природой,  формировать умение  наблюдать  окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Особое внимание стоит обращать на использование игры в разных формах воспитательно - образовательного процесса. Игру рекомендуется включать в непосредственно образовательную деятельность, труд, наблюдения. Все эти формы работы используются при изучении темы и способствуют формированию представлений и понятий о культуре коренных жителей нашего края, природе, многообразии растительного и животного мира [7, с.23].

1.1. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода

Проектирование – одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых). Большинство специалистов образования осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако воспитатели ДОУ затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога ДОУ и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги ДОУ и родители в большей степени изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей - побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка [20, с.7].

Субъектность - способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи собственного «Я» с другими людьми. Как отмечает     Н.Е. Щуркова, эта способность формируется в социальной жизни, в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно обретение: способность предвидеть действия других, а значит выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Таким образом, ребенок учится планировать свои действия. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему». При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно–ориентированного и субъектного подхода к образованию – технология проектирования [18, с. 45].

Проектирование - комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально политических.

Участие в проектировании ставит детей и педагогов в позицию, когда ребенок сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е., изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.

Е.Г.Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

  • исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
  • детские проекты как бы копируют различные стороны бытия;
  • дети сами себе назначают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
  • проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

2.2. Технология проектирования детском саду

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества[14, с.26].

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [18, 40].

 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать  – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Цель проектно-исследовательской деятельности - становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.

В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого [16, с.19].

Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...)

Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использованию значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст.

Далее ребенок выдвигает гипотезу. Для ее опровержения или подтверждения необходим сбор материала. Он может происходить из различных источников. Во-первых, это занятия. Но в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:

−частичная интеграция;

−полная интеграция;

  • метод проектов:

−форма организации образовательного пространства;

−метод развития творческого познавательного мышления.

1.3. Типы проектов в ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. Е.С. Евдокимова предлагает следующий вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования [18, с 4].

1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико–ориентированные.

2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Информационные проекты. Цель такого проекта – сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, а затем анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участника проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результата проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Игровые проекты. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Практико–ориентированные проекты. Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников. Практико –ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями.

Индивидуальные и коллективные проекты. Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ.

Основные этапы проективной деятельности

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Практика показывает, что технология проектирования в ДОУ развивает субъект–объектные отношения, помогает воспитателю присмотреться к каждому дошкольнику, создать своеобразное культурное поле в самой его личности, открыть индивидуальные особенности.

Ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, педагоги побуждают их к занятию активной позиции, анализируют их действия, учатся определять реальную субъектность каждого ребенка.

2. Технология формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности 

Проблему формирования у дошкольников представлений о родном крае невозможно решить без целенаправленно систематически спланированной деятельности педагога на длительный период. Поэтому работу с детьми необходимо планировать по двум основным направлениям:

  1. Изучение проблемы в группе и организация непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с природой родного края, бытом и жизнью коренных народов Севера с использованием метода проектов.

2. Создание условий в группе по данной проблеме. Для того чтобы организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась последовательно и регулярно, необходимо определить средства формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста и обеспечить интегрированный подход, включающий все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Данные средства необходимо соотнести с формами работы, которые проводились   с детьми:

-специально организованная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная работа детей.

-совместная работа детей, педагогов и родителей.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему.  На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

На территории детского сада необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование    предпосылок    поисковой    деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с  использованием  различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

2.1. Поэтапное развитие проектной деятельности

Первый этап.

Алгоритм действий

1-й шаг -интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослыми проблемы.

2-й шаг –определение взрослыми цели проекта, его мотивация.

3-й шаг –привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.

4-й шаг –совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг –совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Второй этап.

Алгоритм действий

1-й шаг –выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг –совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг –планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг –выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг –обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причину спехов и неудач.

6-й шаг –совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап.

Алгоритм действий

1-й шаг –выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг –самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг –планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.

4-й шаг –выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5-й шаг -обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг –определение перспективы развития проектирования.

Последний этап проекта — защита. Всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Например, при изучении культуры, традиций северных народов педагог совместно с ребенком пытается понять, что эта традиция, обряд или праздник значит для каждого из них. (Как мы относимся к культуре северных народов?  Какими способами мы выражаем свое отношение к данным традициям?).  Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления. В результате такой работы совместно с детьми и родителями можно создать мини-музей «Родной край».

Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

2.2. Организация работы по использованию устного народного творчества

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в форме сказок, легенд, пословиц, загадок. В них отразились черты народа, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, экологического сознания.

Слушая сказку, дети перевоплощаются в сказочных героев, следуют за ними и тем самым познают мир, взаимоотношения людей друг с другом и с природой; учатся  преодолевать  барьеры,  возникающие  в  трудных ситуациях,  борются  за  справедливость,  верят  в  силу  любви  и  добра. Организация работы носит развивающий характер только тогда, когда встречается что-либо новое, в том числе новые слова. Необходимо давать не только пояснение, но и знакомить с их изображением или музейным экспонатом. Таким образом, изучение патриотизма формирует умение ориентироваться в окружающем мире.  Развивая и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. При ознакомлении детей с загадками, пословицами и поговорками коренных народов Севера возникает передача не только народной мудрости, но и усвоение норм и правил поведения в данном культурном сообществе, поведения в природной и социальной среде.

2.3. Организация работы в опытно-экспериментальном уголке

Дошкольники познают объекты в ходе практической деятельности с ними, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. С этой целью необходимо создать опытно-экспериментальный уголок, в который по мере необходимости вносятся различные элементы, которые побуждают детей к действию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом педагог - равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Данная форма работы эффективна при ознакомлении дошкольником с полезными ископаемыми края и их свойствами. В рамках работы по разделу «Природа Сахалинской области» можно провести целый ряд экспериментов с водой, воздухом, песком, снегом, почвой. Содержание деятельности определяет педагог исходя из имеющихся условий.

2.4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения

Значительную роль в ознакомлении дошкольников с бытом, укладом жизни и культурой сахалинской области играет организация и проведение тематических экскурсий в «Корсаковский историко–краеведческий музей», где организуются   экскурсии для дошкольников и младших школьников, в процессе которых дети знакомятся с образцами национальных жилищ, домашней утварью, традиционными занятиями народов севера.

Для ознакомления с природой края можно провести экскурсии в лес, парк, где воспитанники знакомятся с объектами живой и неживой природы в процессе наблюдений, проведении опытов, проявляют инициативу, которая обнаруживается в стремлении разузнать, подойти, обследовать, вступить с ним в непосредственный контакт.  Однако нужно развивать у детей понимание необходимости осторожного обращения с живыми существами и объектами неживой природы.  Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительских зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Наблюдение, как метод изучения окружающей действительности, используется не только в процессе специально-организованной деятельности: воспитанники ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством педагога и самостоятельно. Дошкольники прослеживают различные способы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания.

2.5. Организация непосредственно образовательной деятельности

Большое значение в технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Родным краем имеют НОД углубленно- познавательного и обобщающего характера, в процессе которых дошкольники приобретают первые навыки учебной деятельности и сотрудничества: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, учатся взаимодействовать в малых группах, встраивая свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы. Тематические НОД обобщающего характера должны проводиться по завершении прохождения определенной темы с целью определения уровня достижений воспитанников.  

3. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу   формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности.

Важную роль в ознакомлении детей с нашим краем играет семья, так как родители являются основным проводником знаний, ценностей и отношений, передаваемых от поколений к поколению и то, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, определяемого ценностями, предаваемыми от родителей к детям. В рамках этого направления  рекомендуется привлечение родителей к пополнению мини-музея  различными  экспонатами,  совместная  продуктивная деятельность,    например,    выставки  семейных  творческих  работ, приуроченных  к  государственным и национальным праздникам, акциям:  «День  города»,  «Юбилейные даты родного края», «День независимости России», экологические  акции,  создание  совместных  творческих проектов  на  экологические  темы,  изготовление  альбомов  о  природе Сахалинской области, животных и растениях, создание Красной книги Сахалинской области др. Как правило, родители с интересом включаются в работу по созданию альбомов об истории города, поселка, о животном и растительном мире Сахалинской области, пополнению картотеки фото- и видеоматериалов по данному направлению. Также эффективным становится привлечение родителей к участию в различных развлекательно- познавательных мероприятиях, например, КВН, досуги, тематические вечера, праздники, в разработке совместных проектов. В подобных мероприятиях    устанавливается тесное взаимодействие родителей с детьми, в результате которого взрослые не только  видят достижения  своих  детей,  но  и  активно получают  новую информацию.

Контроль качества образования

Отслеживание достижений воспитанников организуется в систематическом проведении диагностических мероприятий (по завершению каждого этапа реализации задачи), а также в различных видах деятельности, интегрированных в НОД по разделам общеобразовательной программы, а также организацию игровой деятельности. Диагностические задания включены в планы НОД по разделам «Познавательное развитие» и дополнены заданиями по выявлению представлений об особенностях природы Сахалинской области. Для определения достижений воспитанников по разделам разработан соответствующий диагностический материал. Содержание работы в процессе диагностического мероприятия значения не имеет, необходимо в процессе наблюдения оценивать способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Следует отметить, что практический результат моего творческого опыта по данной методической разработке достиг положительной динамики в развитии детей. Этому способствовала систематическая, последовательная, планомерная работа при знакомстве с родным краем. Эта динамика прослеживалась в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера и тем самым прививала интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.

Заключение

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со старшими дошкольниками.  К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо учитывать аспекты образовательный и воспитательный, так как только в практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании старших дошкольников является осознание детьми разнообразных связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Пропаганда экологических знаний среди взрослых - это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье и являются для них самыми большими авторитетами. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного воспитания. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

 Проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Опыт работы в системе непрерывного образования показывает, что элементарные экспериментирования и исследования доступны уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок и глину, познавая их свойства, отправляют в плаванье кораблики, ловят ветерок; превращают воду в разноцветные льдинки, а солнечный свет в разноцветные огоньки, а на самом деле, они ищут ответы на трудные вопросы: «Где живет воздух?», «Как появилась наша планета?», «Что такое «Красная книга?», «Какая взаимосвязь между животными и растениями?» и др. Как результат - развивается творческий потенциал малышей, познавательная активность, увеличивается доля самостоятельности ребенка в открытии нового знания.

Список литературы

1. Ариев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. // Завуч. -No6 –2005.

2. Богатеева З. А.  "Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях": кн. для воспитателя дет. сада. М.: 1986 г.

3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. "Народная педагогика в воспитании дошкольников". -М.А.П.О.,1995г.

4. Веселова Л.М.  "Приобщение детей дошкольного возраста к живительному источнику народной мудрости".

 5. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания

дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного

возраста с родным краем [Текст]/ Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и

инновации: материалы Междунар. науч. конф. октябрь 2011 г. – Челябинск :

Два комсомольца, 2011г.

6. Гаврилова О.Н.  "Перспективное планирование наблюдений на прогулках в ст. и подг. группах": Учебно-методическое пособие для педагогических   работников   дошкольных   образовательных учреждений".

7. Гульянц Э.К., Базик И. Я.  "Что можно сделать из природного материала": кн. для воспитателей детского сада-М.: Просвещение.

8. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. В. Кенеман: Под редакцией Т.И. Осокиной. М: Просвещение, 1988 г.

9. Е.В.  Гончарова. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей".  Учебное пособие / Под общей редакцией Г.Н. Гребенюк. Тюмень 2000 г.

10.Е.В. Гончарова. Экология для малышей: методические рекомендации для пед. работников. Тюмень 2000 г.

11. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. -М: 2002.

12. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей

детского сада [Текст]/ А.Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980г.

13. Жуковская Р.И. и др. Родной край. -М: Просвещение, 1990г.

14. Иванова О.В. Исследовательская деятельность старших дошкольников. // Начальная школа плюс До и После. -No9.-2007.

15. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учебнометодическое пособие [Текст]/ О.Л. Князева, О.Ю. Князева, М.Д. Маханева. – Москва : Детство-пресс, 2011г.

16. Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания в детском саду. -М: Просвещение, 2002 г.

17. Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов: Методические рекомендации для воспитателей. -Екатеринбург

2003 г.

18. Седенко А.С. Метод проектов, история и практика применения. / А.С. Седенко//. –Москва. -No3. –2003.

19. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" No4, 2004 г.

20. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика и применение.  // Начальная школа плюс До и После. -No9. -2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...