Обобщение опыта
материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ТОПОЛЕК" СЕЛА ЧАПАЕВО КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Обобщение опыта работы
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности»
Копылова Наталья Сергеевна
Воспитатель
с. Чапаево
2020 г
Оглавление
Введение……………….................................................................................................3
- Методики и технологии обучения и воспитания.............................................9
1.1. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода……..10
1.2. Технология проектирования детском саду …………………………….11
1.3. Типы проектов в ДОУ…………………………………………………....15
- Технология формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности….18
2.1. Поэтапное развитие проектной деятельности………………………..20
2.2. Организация работы по использованию устного народного
творчества …………………………………………………………………....22
2.3. Организация работы в опытно-экспериментальном уголке…………..23
2.4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения……………………………23
2.5. Организация непосредственно образовательной деятельности……....24
- Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности.........................................................................................26
Заключение..................................................................................................................28
Список литературы.....................................................................................................30
Введение
Идея реализации работы в данном направлении появилась после посещения нашей группой Корсаковского историко-краеведческого музея. Рассматривая экспонаты, дети задавали вопросы, на которые я не всегда могла ответить, так как имела поверхностные знания о жизни и традициях коренных жителей, о природе края. Я стала искать ответы на эти вопросы, но столкнулась с проблемой нехватки информации. Поэтому возникла необходимость пополнить свои знания о родном крае и создать систему работы. Разработанная программа «Моя малая Родина – остров Сахалин» позволяет реализовать задачи воспитания положительных привычек поведения через педагогику сотрудничества: родители-дети-педагоги, обогащение личного опыта детей, гуманное взаимодействие с природой на примере гармоничного существования человека в природе местной культуры, развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность с объектами живой и неживой природы [4, с.9].
Изложение программного материала, структура, содержание соответствует современным научно-педагогическим требованиям, также указываются отличительные особенности от уже существующих программ подобного направления, включающих региональный компонент. Используя в своей работе с детьми программу «Моя малая Родина – остров Сахалин», я выявила высокую результативность деятельности по реализации программы, а именно положительную динамику в развитии воспитанников.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Поэтому детей и называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители [10, с.19].
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования –потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую деятельность. Отсюда и возникла идея введения в свою работу с детьми по ознакомлению с родным краем метода проектной деятельности. Проектный метод, используемый в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном крае, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе. Также хочется отметить, что содержание этнографического образования в программах ДОУ практически не отражено. Поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений о Родном крае, в том числе жизни и культуре коренных жителей Сахалина, является актуальной. Решением данной проблемы является создание системы работы. А использование в работе с дошкольниками метода проектной деятельности оживляет педагогический процесс. В данной методической разработке посредством экологического образования дошкольников и использование метода проектной деятельности решается задача ознакомления детей с коренными народами Севера, их традициями, культурой. Этнопедагогика предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народов той местности, где он живет. В процессе ознакомления с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством коренных народов, народными играми, дошкольники знакомятся с природой и особенностями Родного Края [15, с. 27].
Отслеживание достижений воспитанников организуется в систематическом проведении диагностических мероприятий (по завершении каждого этапа реализации задачи), а также различных видах деятельности, интегрированной в НОД «Познавательное развитие», а также организацию игровой деятельности. Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования функционируют мини-музеи разной направленности, в том числе музеи Родного края, экологические кружки и т.д. Наиболее заинтересованные и осведомленные дети могут проявить полученные знания по данному направлению в различных видах деятельности: могут быть выбраны экскурсоводами и знакомить детей с экспонатами музея, принимать участие в экологических акциях, расширять и углублять свои знания в творческих кружках. Это позволит закрепить представления о культуре коренных народов Севера и природе Родного края, даст возможность детям выражать свои чувства и эмоции. А использование проектного метода позволяет не только дать детям знания по данной теме, но и формировать умение детей ориентироваться в окружающем мире, воспитывать нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде и является инновационной. Она направлена на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Именно любовь к Родине выступает одним из основных элементов мировоззрения человека и отношения к своей стране, другим нациям, народам. Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности [19, с.32].
Цель и задачи
Целью данной методической разработки является применение проектного метода как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Внедрение проектного метода в образовательную деятельность.
2.Создание условий для реализации проектов.
3.Отслеживание результативности применения проектного метода в формировании у старших дошкольников представлений о родном крае.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном поселке, людях, проживающих в нем, коренном населении, растительном и животном мире Родного края.
- Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Родном крае, имеющие значение для жизни коренных народов Севера.
- Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
- Способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
- Развитие у детей таких качеств как социализированность и активность.
- Развитие общих способностей у детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Содержание методической разработки
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера. Знакомя детей с природой и культурой родного края, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и многое другое. Приобщение детей ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому поколению опыта предыдущего. Самостоятельно дошкольник не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Мы живем в Сахалинской области, коренные жители которой - нивхи, уильта, эвенки, нанайцы. В условиях суровой природы и специфических условий быта роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика. Народная педагогика представляет собою совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях, развивает в человеке «житейские умения» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Жизнь народов Сахалинской области неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека. Данный процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у детей, иначе человечество может потерять не только народные традиции, но и культуру, и народ как этнос [5, с.29].
Данная работа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный.
Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому, формировании представлений детей о культуре, быте народов Севера и тем самым привитии интереса к познанию и уважению истории любой национальности, близкой пониманию ребенком.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и традиционно-бытовой культурой данных народов, а также в изучении мировоззрения и мироощущения коренных малочисленных народов Севера. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе, истории родного края. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга [10, с.42].
1. Методики и технологии обучения и воспитания
Данная методическая разработка предполагает реализацию поставленных задач в различных видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход. Все содержание реализуется в непосредственно образовательной деятельности основной общеобразовательной программы, а также через организацию игровой деятельности. Также работа по данному направлению предполагает проведение мероприятий обобщающего характера различной формы (викторины, КВН, тематические вечера, утренники, экскурсии, встречи с интересными людьми). При реализации содержания методической разработки необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми: это наблюдения за явлениями природы, ведение различных календарей, НОД, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, деятельность в опытно-экспериментальном уголке и другие. Образовательный процесс должен включат в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Учебно-воспитательная система обеспечивает формирование национального самосознания личности и через это - возрождение наций и народов. В этом и состоит одна из важнейших социальных функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, определен объем и содержание знаний, которыми должны овладеть дети. В соответствии с общеобразовательной программой и с учетом местных условий весь познавательный материал распределен равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе. Работа по каждой теме включает НОД, игры, совместную и свободную деятельность детей. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о родном крае с использованием метода проектной деятельности (Приложение 1). В процессе ознакомления детей с родным краем необходимо знакомить их со способами общения с природой, формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Особое внимание стоит обращать на использование игры в разных формах воспитательно - образовательного процесса. Игру рекомендуется включать в непосредственно образовательную деятельность, труд, наблюдения. Все эти формы работы используются при изучении темы и способствуют формированию представлений и понятий о культуре коренных жителей нашего края, природе, многообразии растительного и животного мира [7, с.23].
1.1. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода
Проектирование – одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых). Большинство специалистов образования осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако воспитатели ДОУ затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога ДОУ и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Помогая детям в самовоспитании, личностном развитии, педагоги ДОУ и родители в большей степени изучают и измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей - побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка [20, с.7].
Субъектность - способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи собственного «Я» с другими людьми. Как отмечает Н.Е. Щуркова, эта способность формируется в социальной жизни, в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно обретение: способность предвидеть действия других, а значит выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Таким образом, ребенок учится планировать свои действия. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему». При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно–ориентированного и субъектного подхода к образованию – технология проектирования [18, с. 45].
Проектирование - комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально политических.
Участие в проектировании ставит детей и педагогов в позицию, когда ребенок сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е., изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.
Е.Г.Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- детские проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе назначают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
2.2. Технология проектирования детском саду
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества[14, с.26].
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [18, 40].
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
Цель проектно-исследовательской деятельности - становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого [16, с.19].
Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...)
Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использованию значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст.
Далее ребенок выдвигает гипотезу. Для ее опровержения или подтверждения необходим сбор материала. Он может происходить из различных источников. Во-первых, это занятия. Но в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция;
- метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
1.3. Типы проектов в ДОУ
Типы проектов отличаются разнообразием. Е.С. Евдокимова предлагает следующий вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования [18, с 4].
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико–ориентированные.
2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Информационные проекты. Цель такого проекта – сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, а затем анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участника проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результата проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Игровые проекты. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Практико–ориентированные проекты. Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников. Практико –ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями.
Индивидуальные и коллективные проекты. Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ.
Основные этапы проективной деятельности
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Практика показывает, что технология проектирования в ДОУ развивает субъект–объектные отношения, помогает воспитателю присмотреться к каждому дошкольнику, создать своеобразное культурное поле в самой его личности, открыть индивидуальные особенности.
Ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, педагоги побуждают их к занятию активной позиции, анализируют их действия, учатся определять реальную субъектность каждого ребенка.
2. Технология формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности
Проблему формирования у дошкольников представлений о родном крае невозможно решить без целенаправленно систематически спланированной деятельности педагога на длительный период. Поэтому работу с детьми необходимо планировать по двум основным направлениям:
- Изучение проблемы в группе и организация непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с природой родного края, бытом и жизнью коренных народов Севера с использованием метода проектов.
2. Создание условий в группе по данной проблеме. Для того чтобы организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась последовательно и регулярно, необходимо определить средства формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста и обеспечить интегрированный подход, включающий все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Данные средства необходимо соотнести с формами работы, которые проводились с детьми:
-специально организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная работа детей.
-совместная работа детей, педагогов и родителей.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания непосредственно образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
На территории детского сада необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
2.1. Поэтапное развитие проектной деятельности
Первый этап.
Алгоритм действий
1-й шаг -интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослыми проблемы.
2-й шаг –определение взрослыми цели проекта, его мотивация.
3-й шаг –привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.
4-й шаг –совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг –совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Второй этап.
Алгоритм действий
1-й шаг –выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг –совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг –планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4-й шаг –выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг –обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причину спехов и неудач.
6-й шаг –совместно с детьми определение перспектив проектирования.
Третий этап.
Алгоритм действий
1-й шаг –выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг –самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг –планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
4-й шаг –выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.
5-й шаг -обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг –определение перспективы развития проектирования.
Последний этап проекта — защита. Всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Например, при изучении культуры, традиций северных народов педагог совместно с ребенком пытается понять, что эта традиция, обряд или праздник значит для каждого из них. (Как мы относимся к культуре северных народов? Какими способами мы выражаем свое отношение к данным традициям?). Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления. В результате такой работы совместно с детьми и родителями можно создать мини-музей «Родной край».
Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
2.2. Организация работы по использованию устного народного творчества
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в форме сказок, легенд, пословиц, загадок. В них отразились черты народа, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, экологического сознания.
Слушая сказку, дети перевоплощаются в сказочных героев, следуют за ними и тем самым познают мир, взаимоотношения людей друг с другом и с природой; учатся преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, борются за справедливость, верят в силу любви и добра. Организация работы носит развивающий характер только тогда, когда встречается что-либо новое, в том числе новые слова. Необходимо давать не только пояснение, но и знакомить с их изображением или музейным экспонатом. Таким образом, изучение патриотизма формирует умение ориентироваться в окружающем мире. Развивая и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. При ознакомлении детей с загадками, пословицами и поговорками коренных народов Севера возникает передача не только народной мудрости, но и усвоение норм и правил поведения в данном культурном сообществе, поведения в природной и социальной среде.
2.3. Организация работы в опытно-экспериментальном уголке
Дошкольники познают объекты в ходе практической деятельности с ними, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. С этой целью необходимо создать опытно-экспериментальный уголок, в который по мере необходимости вносятся различные элементы, которые побуждают детей к действию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом педагог - равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Данная форма работы эффективна при ознакомлении дошкольником с полезными ископаемыми края и их свойствами. В рамках работы по разделу «Природа Сахалинской области» можно провести целый ряд экспериментов с водой, воздухом, песком, снегом, почвой. Содержание деятельности определяет педагог исходя из имеющихся условий.
2.4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения
Значительную роль в ознакомлении дошкольников с бытом, укладом жизни и культурой сахалинской области играет организация и проведение тематических экскурсий в «Корсаковский историко–краеведческий музей», где организуются экскурсии для дошкольников и младших школьников, в процессе которых дети знакомятся с образцами национальных жилищ, домашней утварью, традиционными занятиями народов севера.
Для ознакомления с природой края можно провести экскурсии в лес, парк, где воспитанники знакомятся с объектами живой и неживой природы в процессе наблюдений, проведении опытов, проявляют инициативу, которая обнаруживается в стремлении разузнать, подойти, обследовать, вступить с ним в непосредственный контакт. Однако нужно развивать у детей понимание необходимости осторожного обращения с живыми существами и объектами неживой природы. Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительских зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Наблюдение, как метод изучения окружающей действительности, используется не только в процессе специально-организованной деятельности: воспитанники ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством педагога и самостоятельно. Дошкольники прослеживают различные способы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания.
2.5. Организация непосредственно образовательной деятельности
Большое значение в технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Родным краем имеют НОД углубленно- познавательного и обобщающего характера, в процессе которых дошкольники приобретают первые навыки учебной деятельности и сотрудничества: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, учатся взаимодействовать в малых группах, встраивая свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы. Тематические НОД обобщающего характера должны проводиться по завершении прохождения определенной темы с целью определения уровня достижений воспитанников.
3. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности.
Важную роль в ознакомлении детей с нашим краем играет семья, так как родители являются основным проводником знаний, ценностей и отношений, передаваемых от поколений к поколению и то, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, определяемого ценностями, предаваемыми от родителей к детям. В рамках этого направления рекомендуется привлечение родителей к пополнению мини-музея различными экспонатами, совместная продуктивная деятельность, например, выставки семейных творческих работ, приуроченных к государственным и национальным праздникам, акциям: «День города», «Юбилейные даты родного края», «День независимости России», экологические акции, создание совместных творческих проектов на экологические темы, изготовление альбомов о природе Сахалинской области, животных и растениях, создание Красной книги Сахалинской области др. Как правило, родители с интересом включаются в работу по созданию альбомов об истории города, поселка, о животном и растительном мире Сахалинской области, пополнению картотеки фото- и видеоматериалов по данному направлению. Также эффективным становится привлечение родителей к участию в различных развлекательно- познавательных мероприятиях, например, КВН, досуги, тематические вечера, праздники, в разработке совместных проектов. В подобных мероприятиях устанавливается тесное взаимодействие родителей с детьми, в результате которого взрослые не только видят достижения своих детей, но и активно получают новую информацию.
Контроль качества образования
Отслеживание достижений воспитанников организуется в систематическом проведении диагностических мероприятий (по завершению каждого этапа реализации задачи), а также в различных видах деятельности, интегрированных в НОД по разделам общеобразовательной программы, а также организацию игровой деятельности. Диагностические задания включены в планы НОД по разделам «Познавательное развитие» и дополнены заданиями по выявлению представлений об особенностях природы Сахалинской области. Для определения достижений воспитанников по разделам разработан соответствующий диагностический материал. Содержание работы в процессе диагностического мероприятия значения не имеет, необходимо в процессе наблюдения оценивать способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
Следует отметить, что практический результат моего творческого опыта по данной методической разработке достиг положительной динамики в развитии детей. Этому способствовала систематическая, последовательная, планомерная работа при знакомстве с родным краем. Эта динамика прослеживалась в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера и тем самым прививала интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.
Заключение
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со старшими дошкольниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо учитывать аспекты образовательный и воспитательный, так как только в практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании старших дошкольников является осознание детьми разнообразных связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Пропаганда экологических знаний среди взрослых - это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье и являются для них самыми большими авторитетами. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного воспитания. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
Проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Опыт работы в системе непрерывного образования показывает, что элементарные экспериментирования и исследования доступны уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок и глину, познавая их свойства, отправляют в плаванье кораблики, ловят ветерок; превращают воду в разноцветные льдинки, а солнечный свет в разноцветные огоньки, а на самом деле, они ищут ответы на трудные вопросы: «Где живет воздух?», «Как появилась наша планета?», «Что такое «Красная книга?», «Какая взаимосвязь между животными и растениями?» и др. Как результат - развивается творческий потенциал малышей, познавательная активность, увеличивается доля самостоятельности ребенка в открытии нового знания.
Список литературы
1. Ариев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. // Завуч. -No6 –2005.
2. Богатеева З. А. "Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях": кн. для воспитателя дет. сада. М.: 1986 г.
3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. "Народная педагогика в воспитании дошкольников". -М.А.П.О.,1995г.
4. Веселова Л.М. "Приобщение детей дошкольного возраста к живительному источнику народной мудрости".
5. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания
дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного
возраста с родным краем [Текст]/ Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и
инновации: материалы Междунар. науч. конф. октябрь 2011 г. – Челябинск :
Два комсомольца, 2011г.
6. Гаврилова О.Н. "Перспективное планирование наблюдений на прогулках в ст. и подг. группах": Учебно-методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений".
7. Гульянц Э.К., Базик И. Я. "Что можно сделать из природного материала": кн. для воспитателей детского сада-М.: Просвещение.
8. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. В. Кенеман: Под редакцией Т.И. Осокиной. М: Просвещение, 1988 г.
9. Е.В. Гончарова. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей". Учебное пособие / Под общей редакцией Г.Н. Гребенюк. Тюмень 2000 г.
10.Е.В. Гончарова. Экология для малышей: методические рекомендации для пед. работников. Тюмень 2000 г.
11. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. -М: 2002.
12. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей
детского сада [Текст]/ А.Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980г.
13. Жуковская Р.И. и др. Родной край. -М: Просвещение, 1990г.
14. Иванова О.В. Исследовательская деятельность старших дошкольников. // Начальная школа плюс До и После. -No9.-2007.
15. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учебнометодическое пособие [Текст]/ О.Л. Князева, О.Ю. Князева, М.Д. Маханева. – Москва : Детство-пресс, 2011г.
16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -М: Просвещение, 2002 г.
17. Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов: Методические рекомендации для воспитателей. -Екатеринбург
2003 г.
18. Седенко А.С. Метод проектов, история и практика применения. / А.С. Седенко//. –Москва. -No3. –2003.
19. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" No4, 2004 г.
20. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика и применение. // Начальная школа плюс До и После. -No9. -2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...