Проект "Космос" в дошкольной разновозрастной группе
учебно-методический материал
Я хочу представить вашему вниманию тематическую неделю «Космос без границ», проведенную в нашем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Космос без границ" | 29.09 КБ |
proekt_kosmos_bez_granits.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели «Космос без границ» в разновозрастной группе
Татьяна Владимирова, воспитатель
апрель 2019г.
Я хочу представить вашему вниманию тематическую неделю «Космос без границ», проведенную в нашем ДОУ.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Обоснование проблемы:
- Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
- Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. При этом развивается творческое воображение, дети рисуют, лепят, конструируют.
Цель:
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики.
Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля.
Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине.
Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Задачи:
Для детей:
дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей;
воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат:
У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос»
Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Виолетта)
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Женя)
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» (Вика)
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Надя)
«Почему нельзя достать до неба?» (Олег)
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?» (Кирилл)
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Кира)
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Настя)
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Рома)
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Вика)
«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Яна)
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? (Рома)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
- Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
- Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
- Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
Вопрос детям: Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Кира предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Женя сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Виолетта решила попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
На данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
2 этап - реализация проекта
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями. В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Для познавательного развития с детьми мы проводили ежедневные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Белка и Стрелка – первые космонавты», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, фольги на тему «Звезды и ракеты», изображали свои представления о полете в космос. Создавали панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Сказочный инопланетянин», «Разные картинки», «Математическое домино», цель которых - закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов, смотрели мультфильм «Белка и Стрелка», рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос».
Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении макета, атрибутов для дидактических игр.
Итогом нашей работы по проекту стало спортивное развлечение «Космическое путешествие». Досуг прошел весело, и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Таким образом, в процессе реализации проекта «Космос без границ» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование проблемы: Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля. Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Цели:
дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны; формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей; воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений. Задачи : Для детей:
Для родителей: способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Для педагогов: обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей; создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос» Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Предполагаемый результат:
I этап подготовительный: Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете. Подбор литературы о космосе, нашей планете, фотографий, плакатов, рисунков. Довести до сведения родителей важность этой проблемы. Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?» Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию о ней. Чтобы потом рассказать и показать другим.
Просмотр презентации "Космос, звезды, планета Земля" Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями “космос”, “космическое пространство”. Знакомство детей с профессией космонавт, рассказы о космонавтах. Чтение художественной литературы по теме космос. П роведение разработанных мероприятий, Р азучивание стихотворений, физкультминуток о космосе . II этап основной:
Комплекс утренней гимнастики « Полет к звездам» Комплекс корригирующей гимнастики после сна « Мы здоровые» Понедельник Тема дня: «Космос-это интересно» Вторник Тема дня: «Моя планета - Земля» Среда Тема дня: «Космические фантазии» Четверг Тема дня: «Путешествие по планетам солнечной системы» Пятница Тема дня: «Лунная дорога» СОДЕРЖАНИЕ
Понедельник. Т ема дня «Космос это интересно»
Вторник. Тема «Моя планета Земля»
Среда. Тема дня «Космические фантазии»
Четверг. Тема «Путешествие по планетам солнечной системы»
Пятница. Тема «Лунная дорога»
Итоговое мероприятие : «Космическое путешествие» спортивное развлечение.
III этап заключительный: 1 . Организация выставки детских рисунков и подделок. 2 . Подведение итогов, беседа о космосе. 3. Итоговое совместное мероприятие: «Космическое путешествие » спортивное развлечение.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематические недели по ПДДТТ для детей старшей дошкольной разновозрастной группы
Комплексы занятий по ПДДТТ. Цель: закрепить знания детей дорожного движения, воспитание внимания на дороге....
Сценарий праздника «День России» для детей дошкольной разновозрастной группы.
Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствова...
Сценарий праздника осени в дошкольной разновозрастной группе «Солнышко»
Сценарий праздника в дошкольной разновозрастной группе «Солнышко» "Осенины" Цель: продолжать приобщение детей к культуре, традициям и обычаям русского народа; воспитывать чувство...
Годовой итоговый отчёт в дошкольной разновозрастной группе за 2018 - 2019 учебный год.
Годовой отчет воспитателя о проделанной работе...
Родительское собрание в дошкольной разновозрастной группе "Детское экспериментирование в детском саду и дома".
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов....
Рабочая программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы младшего дошкольного возраста составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией
Рабочая программа разновозрастной группы раннего и младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательнойпрограммой дошкольного образования «От рождения до шко...
Рабочая программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы младшего дошкольного возраста
Рабочая программа разновозрастной группы раннего и младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательнойпрограммой дошкольного образования «От рождения до шко...