Родительское собрание в дошкольной разновозрастной группе "Детское экспериментирование в детском саду и дома".
учебно-методический материал
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 827.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в дошкольной разновозрастной группе
"Детское экспериментирование в детском саду и дома".
14.12.2018г
Форма проведения собрания. Семинар-практикум
Цель: Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении,
заинтересовать родителей экспериментированием в домашних условиях.
Задачи:
Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
Подготовка:
- Оформить буклеты для каждого родителя «Эксперименты с детьми в домашних условиях»
- Подготовить папку – передвижку «Занимательные опыты на кухне»
- Подготовить презентацию «Экспериментируем вместе с детьми»
Оборудование. Ноутбук, буклеты; материалы для опытов.
План собрания
1.Теоретический материал « Что такое экспериментирование и его роль в развитии ребенка»
2.Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания
1.Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме. Открыть его я хотела бы такими словами: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Речь сегодня пойдет о детском экспериментировании. Что бы понять, что же это такое, мы с вами поставим себя на место вашего ребенка и окунемся в мир детства.
-Дети выходят гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Баночка из - под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка баночка отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.
Что делает ребенок? Балуется? Отнюдь нет. Он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Цель экспериментальной деятельности:
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме); речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи
Дети учатся анализировать ситуацию, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся непосредственно образовательные дела, проводятся с детьми различные опыты и эксперименты.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла. Кухня-это место где экспериментировать одно удовольствие- подсластили чай, капнули масло в воду, окунули яйцо в воду . многое другое…
Взрослый должен поддержать интерес ребенка, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать и вы родители:
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
1.Во-первых, самому быть любопытным.
2.Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
3.В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
4.В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
5.В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
2. Практическая часть. Элементарные опыты для вас и ваших детей
«Разноцветная водичка»
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличатся от сока, молока и других жидкостей.
"Что растворяется, а что нет".
Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 3-4 лет. В результате такой развивающей игры малыш узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
"Яйцо-субмарина".
Для опыта понадобится соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполни посудину до половины водой, аккуратно опусти туда яйцо. Яйцо, конечно же, утонет. Затем достань яйцо, насыпь в воду побольше соли, в зависимости от объема воды.
Пусть ребенок размешает воду до полного растворения соли, снова погрузите яйцо в воду. На этот раз яйцо должно всплыть на поверхность. Если вдруг оно не всплывает, досыпьте соли.
Ребенку постарше можно объяснить, что соленая вода держит предметы, потому что ее плотность выше. А малышу просто скажи, что вода стала другой и благодаря соли держит яйцо.
"Волшебные бумажки"
Возьми и надуй обычный воздушный шарик, заготовь маленькие кусочки бумаги. Потри шарик об шерстяную ткань или об волосы.
И пусть ребенок поднесет шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы "примагнититься" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Ветерочек»
Цель: Продолжать знакомить с таким природным явлением, как ветер.
Предложить воду в мисочке – это море, ребенок – ветер. Подуть на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть – тем больше волны. Опустить на воду парусные кораблики, подуть. Что делают кораблики? Что будет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
«Вулкан»
Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите, как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!
Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!
Уважаемые родители!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на родительское собрание на тему «Создание эмоционального благополучия в детском саду и дома»
Материал для родительского собрания отражает то, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в детском саду принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его пов...
Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»
Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»...
Родительское собрание на тему: «Игры с песком в детском саду и дома»
Родительское собрание на тему: «Игры с песком в детском саду и дома»Форма проведения: мастер-классВозраст: среднийЦель: познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обу...
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от...
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависим...
Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»
Родительское собрание на тему:«Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»...
Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание детей в детском саду и дома".
quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему дому - к Природе." В.А.Алексеев....