Особенности художественно-продуктивных видов деятельности старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Олейникова Елена Анатольевна

Психологический анализ творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_hudozhestvenno.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности художественно - продуктивных видов деятельности старших дошкольников.

Знакомство детей с художественно-продуктивными видами деятельности предусматривает наряду с приобретением ими творческих умений и навыков, - развитие воображения. Художественно – продуктивные виды деятельности  включают в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного творчества с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Психологический анализ творческой деятельность указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы «рассекается» на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов. Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.  

«Истоки воображения и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия художественно-продуктивными видами деятельности. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К художественно – продуктивным видам деятельности относятся: рисование, аппликация, лепка, конструирование.

Рисование популярно среди старших дошкольников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развиты у детей восприятие, наблюдательность, чем шире их представления, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки. В изобразительности детей находят такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов и т.п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

В процессе художественно – продуктивных видов деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют задания,  в процессе которых создаются изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.

Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.  В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.

Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации, рисованию и конструированию способствуют, позднее, овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в первом классе.

На занятиях художественно – продуктивными видами деятельности осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие, эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации, конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами; умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей».

Взаимосвязь художественно-продуктивной и познавательной деятельности детей.Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Консультация для родителей "Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности"

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...