Семинар для педагогов с элементами тренинга «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»
материал
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_ustanovlenie_pozitivnyh_otnosheniy_s_roditelyami_vospitannikov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов с элементами тренинга
Тема: «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»
Цель:
повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- Развивать умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
- Формировать у педагогов понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно – эмоциональное состояние ребенка.
- Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.
Методы и приемы:
- беседа
- проблемные ситуации
- сообщение
- игровые упражнения
Содержание:
- Вступление.
- Основная часть (теоретически - практическая).
- Настрой педагогов на работу.
- Упражнения на установление контакта педагога с родителями.
- Принципы установления позитивных отношений с родителями.
- Упражнения на формирование взаимоотношений с родителями и развитие умений доброжелательного, тактичного общения.
- Взаимоотношения педагогов с детьми.
- Упражнения на осознание черт личности современных детей.
- Вывод.
Вступление:
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад . Теперь его окружают взрослые и дети , которых он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания физически, психически, психологически здоровых детей . Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей.
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад , вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Основная часть.
Сегодняшний наш семинар посвящен отношениям с родителями наших воспитанников и начнем мы его с упражнения «Огонек», которое поможет нам настроиться на работу.
Упражнение «Огонек».
Цель упражнения: настроить педагогов на работу, создать эмоционально – положительный настрой.
Процедура выполнения:
Педагоги по кругу передают друг другу «огонек добра».Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Взаимодействие между педагогами и родителями начинается с установления контакта.
Сейчас мы попытаемся выяснить некоторые составляющие успешного установления контакта.
Упражнение «Рассказ по кругу».
Цель упражнения: развивать умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.
Процедура выполнения:
Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением с родителями. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.
Анализ упражнения:
1. Насколько сложно было Вам продолжать заданную ситуацию?
2. Нашли ли в рассказе отражение Ваши реальные взаимоотношения с родителями?
Упражнение «Взгляд».
Цель упражнения: выяснить значение взгляда в общении.
Процедура выполнения:
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
с укоризной,
с настойчивым запретом,
с безмерным удивлением,
с гневом,
с ожиданием дальнейших действий.
Анализ упражнения:
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…».
Цель упражнения: выяснить значение голоса в общении.
Процедура выполнения:
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Анализ упражнения:
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
Мы выяснили, что установление контакта зависит от того, как мы себя держим, что говорим, какими движениями сопровождаем свой рассказ.
Далее мы поговорим о тех принципах в работе педагогов, которые помогают установить позитивные отношения с родителями воспитанников:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с детьми и родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нему и детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.
- Динамичность.
Детский сад сегодня находиться в режиме развития и представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняться формы и направления работы педагога с семьей. Для более эффективного решения образовательных задач, воспитатели используют интегративный подход при организации образовательного процесса.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей с учетом образовательных областей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания, заинтересовать их жизнью своего ребенка и жизнью группы, вовлечь в участие жизни группы.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому их можно проводить в форме дискуссий, КВН, диспутов и т.д.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “Гость группы”(родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, родители наделяются ролью “Добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, у любого педагога могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях с родителями.
Сейчас мы с помощью упражнений попытаемся выяснить ваше отношение к родителям и впечатления родителей от общения с педагогом.
Упражнение «Мои отношения с родителями воспитанников ».
Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.
Процедура выполнения:
Предлагается в форме рисунка создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.
Анализ упражнения:
1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?
2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?
3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?
Упражнение «Впечатление»
Цель упражнения: понимание чувств родителей.
Процедура выполнения:
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других,
- вы боитесь общения.
Анализ упражнения:
Обсудить какие чувства испытывает родитель.
Упражнение «Желаю Вам...».
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного и тактичного общения с родителями.
Процедура выполнения:
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения:
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Выстраивание отношений педагога с родителями невозможно без доброжелательного отношения к детям.
Чему научатся малыши в детском саду, какие воспоминания останутся у них о дошкольном учреждении зависит от отношения к нм их воспитателя.
Педагог не должен говорить с детьми свысока. Малыши не уважают взрослых, чувствующих свое превосходство. Имея дело с детьми надо заработать их уважение. Воспитатель должен развивать в себе выдержку и не пытаться воздействовать на воспитанников авторитарными методами.
В общении с детьми педагог должен занимать позицию – понимания, принятия и признания ребенка.
Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда – либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Они более свободны в общении со взрослыми, слабо реагируют на принуждения и нотации в воспитания, имеют свою точку зрения и пытаются ее отстаивать. Поэтому воспитатель должен занимать позицию друга по отношению к детям, быть разносторонне развит, эрудирован, должен знать потребности детей и закономерности их развития.
Давайте попробуем понять, какими чертами обладает современный ребенок.
Упражнение «Портрет современного ребенка».
Цель упражнения: осознать и принять черты личности современных детей.
Процедура выполнения:
Педагоги делятся на несколько групп. Каждая группа составляет список качеств, присущих современным детям.
Анализ упражнения:
Обсуждаются качества детей, принятие и непринятие этих качеств.
Вывод.
Взаимодействие педагога с родителями можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. От воспитателя требуется творческий подход к организации работы, поиск новых форм и методов. Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – воспитание детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Своей работой педагоги должны показать родителям, как важно их участие в педагогическом процессе, показать, что заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Главное во взаимоотношениях педагога с родителями и детьми – искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этапы установления сотруднических отношений с родителями воспитанников»
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительно...
Конспект семинара "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"
Конспект семинара для воспитателей ДОУ "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"...
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".
Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...
"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Консультация с элементами тренинга для педагогов...
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга...