Семинар для педагогов с элементами тренинга «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»
материал

Козлова Елена Анатольевна

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов с элементами тренинга

Тема: «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»

Цель: 

повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

  1. Развивать умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
  2. Формировать у педагогов понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно – эмоциональное состояние ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.

Методы и приемы:

  • беседа
  • проблемные ситуации
  • сообщение
  • игровые упражнения

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Основная часть (теоретически - практическая).
  1. Настрой педагогов на работу.
  2. Упражнения на установление контакта педагога с родителями.
  3. Принципы установления позитивных отношений с родителями.
  4. Упражнения на формирование взаимоотношений с родителями и развитие умений доброжелательного, тактичного общения.
  5. Взаимоотношения  педагогов с детьми.
  6. Упражнения на осознание черт личности современных детей.
  1. Вывод.

Вступление:

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути  ребенок  поступает  в   детский   сад . Теперь его окружают взрослые  и   дети , которых он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед  педагогами  стоит задача создания условий для обеспечения воспитания  физически, психически, психологически здоровых  детей . Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия  педагогов   и  родителей.

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы  и  папы приводят детей  в   детский   сад , вежливо говорят: «Здравствуйте!» –  и  уходят. Целый день дети проводят  в   детском   саду : играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.  Педагоги   и   родители  не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А  педагоги  ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У  педагогов   и   родителей  есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы  общение  с  родителями  было насыщенным  и  интересным. С одной стороны,  педагоги  сохраняют все лучшее  и  проверенное временем, а с другой — ищут  и  стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между  детским   садом   и  семьей.

Основная часть.

Сегодняшний наш семинар посвящен отношениям с родителями наших воспитанников и начнем мы его с упражнения «Огонек», которое поможет нам настроиться на работу.

Упражнение «Огонек».

Цель упражнения: настроить педагогов на работу, создать эмоционально – положительный настрой.

Процедура выполнения:

Педагоги по кругу передают друг другу «огонек добра».Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Взаимодействие между педагогами и родителями начинается с установления контакта.

Сейчас мы попытаемся выяснить некоторые составляющие успешного установления контакта.

Упражнение  «Рассказ по кругу».

Цель упражнения: развивать умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.

Процедура выполнения:

Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением с родителями. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.

Анализ упражнения:

1. Насколько сложно было Вам продолжать заданную ситуацию?

2. Нашли ли в рассказе отражение Ваши реальные взаимоотношения с родителями?

Упражнение  «Взгляд».

Цель упражнения: выяснить значение взгляда в общении.

Процедура выполнения:

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Анализ упражнения:

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение  «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…».

Цель упражнения: выяснить значение голоса в общении.

Процедура выполнения:

1. Шепотом.

 2. С максимальной громкостью.

 3. Волнообразно.

 4. Как будто вы страшно замерзли.

 5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

 6. Как маленькая девочка.

Анализ упражнения:

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

Мы выяснили, что установление контакта зависит от того, как мы себя держим, что говорим, какими движениями сопровождаем свой рассказ.

Далее мы поговорим о тех принципах в работе педагогов, которые помогают установить позитивные отношения с родителями воспитанников:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с детьми и родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нему и детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.

  • Динамичность.

Детский сад сегодня находиться в режиме развития и представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняться формы и направления работы педагога с семьей. Для более эффективного решения образовательных задач, воспитатели используют интегративный подход при организации образовательного процесса.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

 Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей с учетом образовательных областей.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания, заинтересовать их жизнью своего ребенка и жизнью группы, вовлечь в участие  жизни группы.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.

 Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие.  Поэтому их можно проводить  в форме дискуссий, КВН, диспутов и т.д.

 Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

 Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “Гость группы”(родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп,  родители наделяются ролью “Добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, у любого педагога могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях с родителями.

Сейчас мы с помощью упражнений попытаемся выяснить ваше отношение к родителям и впечатления родителей от общения с педагогом.

Упражнение  «Мои отношения с родителями воспитанников ».

Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Процедура выполнения:

Предлагается в форме рисунка создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

Анализ упражнения:

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?

2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?

Упражнение «Впечатление»

Цель упражнения:  понимание чувств родителей.

Процедура выполнения:

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.

Варианты ответов:

  • вам все надоело,
  • вам неинтересна ваша работа,
  • вы не доброжелательны,
  • вы не уважаете других,
  • вы боитесь общения.

Анализ упражнения:

Обсудить какие чувства испытывает родитель.

Упражнение  «Желаю Вам...».

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного и тактичного общения с родителями.

Процедура выполнения:

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения:

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Выстраивание отношений педагога с родителями невозможно без доброжелательного отношения к детям.

Чему научатся малыши в детском саду, какие воспоминания останутся у них о дошкольном учреждении зависит от отношения к нм их воспитателя.

Педагог не должен говорить с детьми свысока. Малыши не уважают взрослых, чувствующих свое превосходство. Имея дело с детьми надо  заработать их уважение. Воспитатель должен развивать в себе выдержку и не пытаться воздействовать на воспитанников авторитарными методами.

В общении с детьми педагог должен занимать позицию – понимания, принятия и признания ребенка.

Сейчас наши дети отличаются от нас больше,  чем когда – либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Они более свободны в общении со взрослыми, слабо реагируют на принуждения и нотации в воспитания, имеют свою точку зрения и пытаются ее отстаивать. Поэтому воспитатель должен занимать позицию друга  по отношению к детям, быть разносторонне развит, эрудирован, должен знать потребности детей и закономерности их развития.  

Давайте попробуем понять, какими чертами обладает современный ребенок.

Упражнение  «Портрет современного ребенка».

Цель упражнения: осознать и принять черты личности современных детей.

Процедура выполнения:

Педагоги делятся на несколько групп. Каждая группа составляет список качеств, присущих современным детям.

Анализ упражнения:

Обсуждаются качества детей, принятие и непринятие этих качеств.

Вывод.

Взаимодействие педагога с родителями можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. От воспитателя требуется творческий подход к организации работы, поиск новых форм и методов. Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель –  воспитание детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Своей работой педагоги должны показать родителям, как важно их участие в педагогическом процессе, показать, что заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития  их собственного ребенка.

Главное во взаимоотношениях педагога с родителями и детьми –  искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этапы установления сотруднических отношений с родителями воспитанников»

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительно...

Конспект семинара "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"

Конспект семинара для воспитателей ДОУ "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами  тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...