"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
консультация на тему

Шпак Татьяна Николаевна

Консультация с элементами тренинга для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Техники установления позитивных отношений

с родителями и детьми.

Развитие коммуникативных навыков"

/Консультация с элементами тренинга для педагогов/

 

                                                          Подготовил: Шпак Т.Н.,

                                                                  педагог – психолог  

Июнь, 2016г.

"Техники установления позитивных отношений

с родителями и детьми.

Развитие коммуникативных навыков"

/Консультация с элементами тренинга для молодых педагогов/

        1. Экспресс – диагностика настроения родителей

Цель: оценить эмоциональное состояние участников  в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина.

Критерии оценки:

Красный – восторженное, приподнятое настроение ;

желтый – светлое, приятное настроение;

оранжевый – радостное  настроение;

зеленый – спокойное настроение;

фиолетовый – тревожное , напряженное настроение;

черный – уныние, полное разочарование, упадок сил.

         Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия   с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

      Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

        Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

        Индивидуальный подход.  Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

        Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

        Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

        Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

        Релаксация. Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, по степенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Примечание. Повторить игру с песком 2–3 раза

        Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

           Психологи считают, что в процессе общения (коммуникации) непосредственно слова несут лишь 7-10% информации, звуки и интонация - 35-40%. Около 50% всей информации передаётся через жесты и мимику. И если при этом с помощью слов в основном передаётся смысл информации, то жестами и мимикой - отношение к ней. Очень важно овладеть хотя бы азами языка жестов. Это поможет устанавливать подлинные мотивы поведения людей, степень их искренности, распознавать ложь.

        Средства невербальной (неречевой) коммуникации принято

 классифицировать следующим образом:

   1. Телесный контакт, выражающий в разнообразных формах - толчки, поглаживания и т.п.

   2. Расстояние между общающимися. Люди стоят ближе к тем, кто им больше нравится. Расстояние между присутствующими отражает их отношение друг к другу. Изменение расстояния сообщает о желании начать или закончить разговор. 

Пространство, разделяющее говорящих:

        1. Интимная зона (от 15 до 46 см).  Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

        2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра).  Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль — вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

        3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

        4. Общественная зона (более 3,6 метра).  Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

   3. Ориентация - угол, под которым люди сидят или стоят по отношению друг к другу. Ориентация меняется в зависимости от ситуации. Близкие друзья сидят рядом, враги (соперники) стремятся занять положение друг против друга.

   4. Внешний вид. Основная цель - сообщение о себе. Таким образом, люди информируют окружающих о своём социальном положении, занятии. Внешний вид свидетельствует также о настроении человека.

   5. Положение, поза. В некоторой степени они имеют универсальное значение, как и мимика. В отличие от выражения лица обуславливается также культурой. Существуют общепринятые условности относительно того, какое положение следует принять в конкретной ситуации. Поза может указывать на те, или иные межличностные отношения, на социальное положение. Она меняется в зависимости от эмоционального состояния и значительно меньше поддаётся контролю, чем мимика или голос.

   6. Кивок. Обычно выражает подтверждение, одобрение, стремление к продолжению диалога, общения. Кивок одного собеседника говорит другому о том, что он может продолжать свою реплику (речь).

   7. Выражение лица (мимика). Обычно свидетельствует о желании собеседника скрыть отрицательные эмоции или отношение. Однако некоторые аспекты эмоционального состояния трудно контролировать: расширение зрачков во время сильного возбуждения, испарину при волнении, мгновенные выражения скрытых чувств. Выражение лица связано с речью. Слушатель непрерывно комментирует то, что слышит, едва заметными движениями бровей, губ (высказывая замешательство, удивление, несогласие, удовольствие и т.д.). Говорящий также сопровождает свою речь мимикой, которая иллюстрирует то, что имеется ввиду: смешное, серьёзное, важное и т.п.

   8. Жесты. О многом можно догадаться по движению рук собеседника. Движения головы, ног, других частей тела также характеризуют говорящего, хотя и менее выразительны. Жестикуляция связана с речью. Говорящий прибегает к ней для того, чтобы подчеркнуть то, о чём говорит, особенно в тех случаях, когда ему не хватает слов или когда описываются предметы особой формы, размеров. Иногда жесты могут заменять речь.

        Когда при беседе с глазу на глаз вы видите, что ваш собеседник скрещивает руки на груди, следует сделать вывод, что вы сказали что-то, с чем ваш собеседник не согласен. Несмотря на то, что на словах он будет выражать согласие с вами. Дело в том, что невербальные средства общения не могут лгать, в то время как вербальные могут. В этот момент вы должны постараться выяснить причину его жеста и побудить человека занять более располагающую позу. Помните: до тех пор, пока человек будет держать руки скрещенными на груди, он будет сохранять отрицательное расположение. Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — это дать ему в руки ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и, его отношение изменится.

        "Отзеркаливание" является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, что он согласен с его мнением и взглядами. С помощью этого средства один  невербально говорит другому: "Как видите, я думаю так же, как вы, поэтому я копирую вашу позу и ваши жесты". Это копирование часто присутствует в общении людей одинакового социального уровня, близких друзей, и часто можно увидеть, как одинаково ходят, стоят, сидят или двигаются супружеские пары. Незнакомые между собой люди старательно избегают при общении одинаковых поз и положений тела.

        Рефлекторная природа большинства реакций человека не позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты и мимику. Люди редко задумываются над своими движениями во время разговора; часто они говорят об одном, а жесты их свидетельствуют об обратном.

   9. Взгляд. Как правило, верно передаёт суть межличностных отношений, характер установившихся контактов. Он может сигнализировать человеку о зарождении к нему интереса. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

         Глаза - зеркало души, гласит пословица. Речь наших глаз действительно служит одним из важнейших каналов коммуникации. Язык глаз весьма сложен. Если вы хотите понять его, вам нужно будет обратить внимание на многое.

        Направление взгляда или то, под каким углом зрения мы смотрим на объект. Чаще и дольше обычного мы наблюдаем за интересующими нас людьми или предметами. В случае если кто-либо зафиксировал на вас взгляд, не уподобляйтесь мнительным людям, усматривающим в этом наличие у себя определенных недостатков. В народе говорят: "Куда ноги не дойдут, туда глаза доведут".

        Взгляд собеседника, направленный в область ваших глаз и лба, выражает его деловые намерения; взгляд, устремлённый на всё ваше лицо, является скорее учтиво-светским; скользящий вниз и вверх по телу - интимным. Взгляд искоса в сочетании с улыбкой говорит о заинтересованности, в сочетании с опущенными бровями - о враждебности.

   10. Паравербальные аспекты речи. Одно и то же содержание можно передать различными средствами, варьируя тембр голоса, ударение, ритм. Различают речевые оттенки, которые оказывают влияние на смысл высказывания, и те, которые передают другую информацию. Первые - интонация, ударение, соединение (пауза, ритм); вторые сигнализируют об эмоциях, характере, состоянии человека, его принадлежности к определённой социальной группе.

        ИНТОНАЦИЯ И ТЕМБР ГОЛОСА

        Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

        Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

        Сила и высота голоса, также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

        Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

        Для сохранения вами эмоционального равновесия в ходе общения с партнёром и выявления его подлинного отношения к вам рекомендуется:

   - сохранять внешний нейтралитет и пассивность;

   - проявлять полную корректность;

   - больше слушать и меньше говорить, наблюдая за поведением собеседника.

        Психологический практикум: 

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения. Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать. Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания.

    Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

     Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б. Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Упражнение «Проверьте свои знания  мимики»

Рефлексия впечатлений.  «Слово – не воробей»

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание». Все берутся за руки и передают друг другу «Сердечко» с хорошими пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"

Конспект семинара для воспитателей ДОУ "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами  тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Семинар для педагогов "Техники установления позитивных отношений с детьми и родителями"

На семинаре педагоги познакомяться с техниками установления позитивных отношений с детьми и родителями и попробуют применить их на практике....