Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Целью программы является : Обеспечение средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rab.pr_.dlya_tnr.docx | 60.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ № 22
МАДОУ № «2 ____________Демина И.М.
Протокол №__от________ приказ №___от__________
Рабочая программа
учителя-логопеда
Филимоновой Натальи Юрьевны
Для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Детского сада №22 «Тополек»
города Бердска Новосибирской области
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания Рабочей программы учтены современные коррекционно-развивающие программы утвержденные Министерством Образования РФ, научно-методические рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии.
Рабочая программа (далее РП) составлена на основе АООП ДОУ № …. Коррекционный раздел АООП ДОУ составлен на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Проф. Л.В. Лопатиной, а также на основе программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина).
РП составлена для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы:
Обеспечение средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Совершенствовать процесс слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.
- Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику;
- Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной, голосовой функций;
- Расширять объем экспрессивной и импрессивной речи и уточнять предметный, предикативный (глагольный) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию слоговой структуры слова.
- Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Совершенствовать навыки связной речи детей
- Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
- Формировать мотивацию детей к школьному обучению , учить их основам грамоты. Обеспечить взаимодействие специалистов в рамках создания коррекционно-развивающей среды.
- Взаимодействовать с семьей для полноценного развития ребенка.
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развитиял.
Логопедическая работа осуществляется на основании данных комплексного мониторинга всех специалистов ДОУ. В систему данного мониторинга входит собственно логопедическое исследование речевых возможностей ребенка.
Рабочая программа разработана на период 2019- 2020 учебного года (с 01.09.2019 по 30.05.2020 года).
При разработке программы учитывался контингент детей (речевой статус): ОНР I уровень речевого развития, ОНР II уровень речевого развития, ОНР III уровень речевого развития, обусловленные дизартрией, в том числе ее стертыми формами.
Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)
Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.
Характеристика детей с I уровнем развития речи.
А) отсутствие общеупотребительной речи.
Б) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.
В) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов.
Г) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается звуко-слоговая структура.
Д) многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации.
Е) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность.
Ж) употребление, как правило, двусложных слов, только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно.
Характеристика детей со II уровнем развития речи.
А) начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.
Б) нарушение способов согласования и управления слов во фразе.
В) появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов.
Г) недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Д) существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
Е) сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении.
Ж) ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. З) Связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов.
И) звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.
К) высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости
Характеристика детей с III уровнем развития речи.
А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
В) недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов… Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых.
Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля.
Е) специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств.
Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове….
- Цель программы:
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации
- Задачи:
- Для детей с ОНР I уровня речевого развития:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления детей.
- Для детей с ОНР II уровня речевого развития:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
- Для детей с ОНР III уровня речевого развития:
- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
- Целевые ориентиры:
Для детей с ОНР I уровня речевого развития:
В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Дети должны научиться выражать свои желания с помощью простых просьб; отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.
Для детей с ОНР II уровня речевого развития:
К концу данного этапа обучения дети должны научиться соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории; воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; обращаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Для детей с ОНР III уровня речевого развития:
К концу данного этапа обучения дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.
В итоге обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что предполагается делать на следующем этапе обучения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами Рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.
В группе №5 (подготовительная к школе группа) для детей с ОНР 2-3 уровень речевого развития с сентября по _май проводятся коррекционно-развивающие занятия два раза в неделю по 25-30 минут.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
В группе № 4 (старшая группа) для детей с СНР (ОНР 2 уровень речевого развития и ЗПР) с сентября по май проводятся коррекционно-развивающие занятия два раза в неделю по 20-25 минут.
В группе № 6 (средняя группа) для детей с ОНР 2 уровень речевого развития проводятся коррекционно-развивающие занятия с сентября по май два раза в неделю по 15-20 минут.
В группе №1 (средняя группа) для ребенка с ОНР 2 уровень речевого развития проводятся коррекционно-развивающие занятия с декабря по май по 15-20 минут.
В Группе №2 (младшая группа) для детей с СНР (ОНР 1 уровень речевого развития, РАС) проводятся занятия с декабря по май, два раза в неделю, по 15 мин, с учетом щадящего графика посещения ребенком с заключением РАС детского сада.
Взаимодействие специалистов в работе по организации коррекционно-образовательной деятельности.
Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Учитель-логопед:
- Мониторинг уровня речевого развития детей (три раза в год);
- Составление и корректирование перспективных планов индивидуальной логопедической коррекции, перспективное и календарное планирование логопедической работы в группе;
- Индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным планам индивидуальной логопедической коррекции;
- Координация коррекционной работы всех специалистов, работающих с группой: психолога, музыкального руководителя, сотрудничество с дефектологом ДОУ;
- Преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности вечерних индивидуальных занятий…
- Вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, собрания, консультации, беседы.
Воспитатель:
- применение на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию речи дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- знание и использование в работе с детьми артикуляционных упражнений и их комплексов, грамматических упражнений, технологий развития фразовой и связной речи;
- уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками;
- развитие просодической стороны речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы;
- учёт индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи, развитие восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления;
- развитие познавательных интересов детей, расширение коммуникативных контактов с окружающими, усвоение норм и ценностей общения, принятых в обществе;
- создание доброжелательной обстановки в группе, снятие переживаний, связанных с речевой неполноценностью, укрепление веры в собственные силы, формирование интереса к звучащей речи;
- комментирование своей и детской деятельности (проговаривание вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их частей);
- систематический контроль во всех режимных моментах за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Музыкальный руководитель:
- формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам;
- развитие двигательной памяти и координации;
- включение в занятие музыкальных распевов на закрепление вызванных звуков и звукоподражаний;
- использование музыкально-ритмических игр, логоритмических упражнений на согласование речи с движением;
- работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных этюдах; над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках;
- обучение коммуникативным навыкам в играх-драматизациях.
Педагог-психолог:
- развитие психических процессов, являющихся психологической основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти, воображения, словесно-логического мышления;
- помощь в оречевлении своего эмоционального состояния и способов его улучшения;
- включение в занятия психогимнастики в качестве фона для развития просодических компонентов речи;
- формирование навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках.
Взаимодействие с родителями (законными представителями).
- Родительские собрания: сентябрь – ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными планами подгрупповой и индивидуальной работы; январь – ознакомление с итогами промежуточного мониторинга, -рекомендации по речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля за произношением вызванных звуков и аграмматизмами в речи, знакомство с положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном процессе, -выяснение логопедических затруднений родителей; май – подведение готовых итогов, рекомендации на лето.
- Индивидуальные и подгрупповые консультации (очные и заочные по электронной почте):
- рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой структуры слова; -преодолению психологических проблем ребёнка;
- обучение работе с логопедической тетрадью дома;
- ознакомление родителей с приёмами звуко-слогового анализа и синтеза;
- с этапами обучения грамоте детей-логопатов;
- с формированием мотивации к исправлению речи.
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей: ширмы, папки-передвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, логопедическая библиотечка, детская логопедическая тетрадь (ознакомление с текущей работой логопеда и приёмами коррекции, постепенное воспитание школьных качеств);
- Дни открытых дверей (для родителей вновь поступающих детей):
- ознакомление с системой преодоления речевых нарушений в детском саду на стендах и в индивидуальных беседах и экскурсиях по саду;
- предоставление информации о программе ДОУ;
- консультирование по интересующим родителей вопросам.
Содержание рабочей программы учителя-логопеда.
Подготовительный этап (подгрупповые занятия)
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия и представления, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
Основной этап (подгрупповые занятия)
- Формирование полноценных произносительных навыков; расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций, воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Планирование индивидуальной логопедической работы.
1. Формирование правильного звукопроизношения:
• логопедический массаж;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• постановка и коррекция звуков:
губно-губных - П, Б, М + мягк.
губно-зубных - Т, Д, Н + мягк.
группы свистящих - С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц
группы шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ
группы сонорных - Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычных - К, Г, X + мягк.
автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
• определение звуков (гласных, согласных, твердых-мягких, глухих-звонких);
• определение наличия (отсутствия) звука, места звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи: словообразование, словоизменение, согласование.
6. Развитие лексической стороны речи:
• расширение предметного словаря;
• расширение словаря признаков;
• расширение глагольного словаря.
7. Формирование связной речи:
• формирование умения составлять рассказ по картинке;
• формирование умения составлять рассказ по серии картин;
• формирование умения составлять пересказ;
• формирование умения составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развитие зрительного внимания, памяти, восприятия, мышления;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
- развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
– развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета;
- развитие элементарных математических представлений.
Коррекционно-развивающая область
Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром
Развивать соотносящие практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям предмета, осуществлять зрительный контроль за выполнением соотносящих действий путем выделения педагогом свойств предмета и их называния, включение мануальных обследовательских действий ребенка, выделение контура предмета, его основных частей.
Тематическое планирование
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь | Развитие понимания речи Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: • 3 красных кубика и 1 синий; • кукла, клоун, Буратино — шапка; • шуба, пальто, плащ — шкаф; • красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина. Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары») |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, начало июня | Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи). Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под). Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.). Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.). Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят). Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.). Развитие самостоятельной фразовой речи Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?). Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом. Развитие произносительной стороны речи Учить детей различать речевые и неречевые звуки. Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто). Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др. |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
• воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
• общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты». |
II Декабрь, январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна». Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’]. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
III Апрель, май, июнь | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. |
| Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к употреблению с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»). |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Технологии
1.Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи:
• Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т.Дмитриева, 2012
• Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.:издательство ГНОМ, 2012
• Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009
• Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996
• Дьякова Е.А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003
• Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П. 2000. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М,
Жихарева-Норкина Ю.Б.Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
2.Технологии формирования слоговой структуры слова.
Маркова А.К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 –.(Логопедические технологии)
3.Технологии обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи:
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома), - М. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008г.
Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир» , 2011
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс
Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.
Технологии формирования связной речи:
Арбекова, Н.Е.Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР. В 3 альбомах/ Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) -М.2001
Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М.2003
Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе.-М.1998 г.
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.-М.2001.
Логопедические технологии обучения грамоте:
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.
Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013
Ткаченко Т.А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013
Условия реализации рабочей программы
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметноразвивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
• Настенное зеркало для логопедических занятий;
• Логопедические зондозаменители, шпатели, влажные салфетки;
• Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
• Шкафы для пособий;
• Письменный стол для работы учителя-логопеда;
• Столы для занятий с детьми;
• Стулья детские.
- Психолого-педагогические условия
Учебно-методические средства обучения
• Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды:
Схемы:
• Анализа артикуляции звуков;
• Характеристик звуков;
• Сравнительного анализа артикуляции звуков;
• Для определения места звуков в слове
и другие.
Предметные и сюжетные картинки:
• По группам звуков;
• По местонахождению звука в слове;
• Для усвоения слоговой структуры слова;
• Для формирования лексико-грамматических категорий;
• По лексическим темам;
• Для составления словосочетаний и предложений
• Серии сюжетных картинок.
Игры и пособия:
«Звуковые человечки»; «Домики звуков»; «Театр настроения»; «Звуковые дорожки»; «Умные шнурочки»; «Сдуй снежинку, бабочку» «Логопедические улитки» и др.
«Логопедическое лото»; «Логопедическое домино»; «Собери картинку»; «Логопедические пазлы»; «Кручу-верчу»; «Парочки»; «Логотвистер»; «Найди картинку»; «Логопедический поезд» и др.
Список литературы
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В .Туманова //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
2. Г. В. Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
3. Н. В. Нищева. Программа коррекционное развивающей работы для детей с ОНР. .-СПб.,2010
4. З. Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
5. О. И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
6. Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
7. Савельева Е// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
8. Р. А. Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
9. В. И. Руденко .Домашний логопед. -Ростов- на -Дону: Феникс,2002
10. С. П. Цуканова, Л. Л Бетц //Учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
11. З. Е. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
12. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М.:ГНОМ и Д,2000
13. В. В. Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005
14. Н. В. Курдвановская . Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-
М.:Сфера,2007
15. Н. В. Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.-М.:ТЦ Сфера,2009
16. Е. А. Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. -М. :ТЦ Сфера,2008
17. Э. Ф. Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011
18. О. В.Т ырышкина. Индивидуальные логопедические занятия,-
Волгоград:Учитель,2011
19. Е. Л. Ворошилова .Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012
20. А. Ф. Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
21. Н. В. Нищева .Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001
22. О. Б. Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
23. А. В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.: АРКТИ,2001
24. Т. Ю. Бардышева. Учусь перессказывать.-М.:Карапуз,2003
25. Э. М. Курицына. Большая книга занятий по развитию речи. М.:РОСМЭН,2005
26. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
27. Н. В. Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-
Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
28. О. С. Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
29. Журнал «Логопед»
30. Журнал «Конфетка» (Приложение к журналу «Логопед»)
31. О. В. Жохова. Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.Дети с задержкой психического развития - многоч...
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ для детей с ТНР
«Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в кот...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (1 год обучения)
Данная программа предназначается для работы с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (старшая группа - 1 год обучения)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (2 год обучения)
Данная программа предназначается для работы с детьми в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (подготовительная группа - 2 год обучения)...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...