Проект семейного клуба "Мы родители-мы воспитатели"
рабочая программа (средняя группа)

Сотрудничество с родителями – это сложный и многоуровневый процесс. Чтобы сотрудничество стало наиболее продуктивным необходимо создать для этого приемлемые условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba_1.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

ПРОЕКТ

СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«Мы родители, мы - воспитатели»

Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.

Смоленск 2018

Введение

Сотрудничество с родителями – это сложный и многоуровневый процесс. Чтобы сотрудничество стало наиболее продуктивным необходимо создать для этого приемлемые условия. Одно из условий эффективного сотрудничества - повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого используются различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах). Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Мы родители, мы - воспитатели».

Это проект клуба современных родителей, которые заботятся о гармоничном развитии детей. Это перспектива необычных открытий и незабываемых впечатлений. Это время, проведенное с семьей.

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем, которые относятся к вечным проблемам человечества, является воспитание детей. Данная проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отмечается, что роль семей, которые имеют детей дошкольного возраста, в настоящее время неизмеримо возрастает. Исходя из этого, на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей.

Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей.

Причины трудностей в воспитании детей:

- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

- социально-экономические проблемы общества, которые приводят к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей

- проблемы социально - психологической тревожности, усталости

 - перераспределение материально - экономических функций внутри семьи

 - трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

 - личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствия понимания;

- глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, локальные войны).

Особо острой проблема становится в связи с тем, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из-за нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с родителями показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.

Актуальность

Семья, есть общественный институт, в котором осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Все ли семьи могут справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не в состоянии это сделать. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. Происходит это от нехватки знаний, отсутствия элементарной педагогической культуры.

Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.

Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров. Сложности в отношениях между семьей и образовательным учреждением связаны с противоречием взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций и опыта. Деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители есть основные социальные заказчики услуг дошкольного образовательного учреждения, исходя из этого, действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.

В связи с этим, назревает необходимость создания такого сообщества, которое открыто к взаимодействию, неравнодушных родителей, заинтересованно в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду.

В МБДОУ было решено организовать семейный клуб «Мы родители, мы - воспитатели», который осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: 

1. Пропаганда положительного семейного воспитания, создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.

3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста, вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.

4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции, выработка единого подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Цель. 

Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Задачи.

1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

 4. Формирование единого пространства семьи и МДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.

5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом МДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

При решении поставленных задач мы основывались на такие принципы как:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб МДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия; каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок.

Формы деятельности:

- анкетирование;

- информационная встреча с родителями;

- дискуссионно-практические встречи с родителями (занятия, мастер-классы, развлечения, дискуссии, конкурсы);

- консультирование;

Методы и приемы:

- организационные;

- наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

- словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

- практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);

- логические;

- мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Перспективное планирование

месяц

тема

сентябрь

  1. День открытых дверей. Просмотр в первой половине дня режимных моментов.
  2. Анкетирование «Ваше мнение о работе группы».
  3. Родительское собрание «Ознакомление с планом на год. «Полезные советы».

октябрь

  1. Фильм – презентация для родителей «Осень Золотая пора детства»
  2. Выставка рисунков дети-родители «Мой любимый мультфильм»
  3. Родительское собрание с элементами тренинга «От послушания к ответственности и самостоятельности»

ноябрь

  1. Рисование родителями своего ребенка «Мой ребенок»
  2. Практикум для родителей  «Убеждения родителей - основа нравственности ребенка. Радость общения и польза убеждения»
  3. Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома?»

декабрь

  1. Представление родителей для детей, сказка «Теремок» (БиБаБо)
  2. Анкетирование «Нужны ли ребенку друзья?»
  3. Консультация для родителей «Прогулки вместе с детьми в зимний период»
  4. «Выходной всей семьёй»

январь

  1. Мастер- класс «Пересказ при помощи мнемотаблиц»
  2. Конкурс поделок «Рождество Христово»
  3. Анкетирование «Мой ребенок и школа»

февраль

  1. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»
  2. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей»
  3. Конкурс на лучшее детское стихотворение собственного сочинения «Я – защитник Родины»
  4. Выставка рисунков детей для родителей «Мой папа – Защитник!»

март

  1. День  умелых родителей «Умею сам - научу детей!»
  2. Выставка рисунков детей для родителей «Мама и я»
  3. Конкурс поделок «Бабушкины руки не знают скуки»
  4. Представление детьми для родителей сказки «Красная Шапочка»

апрель

  1. Фотовыставка для родителей «Я читаю»
  2. Коллаж детей «Космос»
  3. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?»
  4. Конкурс поделок «Пасхальное яйцо»

май

  1. Выставка рисунков дети-родители «Война глазами детей»
  2. Блиц-опрос по итогам работы семейного клуба

Литература

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001 г.

2. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968 г.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. № 8, 1997 г.

4. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия./ Под ред. Н. А. Миклаевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

5. Дружинин В. Н. «Психология семьи». М., 1996г.

6. Жутикова Н. В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.

7. Зверева О. Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера,2005 г.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

10. Майер А. А., Давыдова О. Н., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2011 г.

11. Монина Г. Б., Лютова Е. К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006 г.

12. Мудрик А. В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997 г.

13. Немов Р. С. «Психология». Книга 1. М., 1998 г.

14. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. «Развитие и воспитание в играх». М., 2010г.

15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004 г.

16. Ткачева В. В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998 г.

17. Эльконин Д. Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проект "Семейный альбом""

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребёнка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающим...

Консультация для родителей и воспитателей семейных детских садов.

Представленный материалл будеть интересен родителям и воспитателям так как в наше время мы забываем о традициях в наших семьях....

Проект для детей, родителей и воспитателей в 1 мл. группе «В море, речке и в пруду рыбку я в воде найду»

Цель проекта: Дать детям представление о таком виде животных, как рыбы, познакомить с различными видами рыб, живущих в реках, озерах и морях. дать представление о речных рыбах. живущих в нашей местнос...

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

КОНКУРС. Консульация для родителей и воспитателей ДОУ. «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи....

Консультация для родителей и воспитателей "Семейные традиции".

Консультация  для родителей  "Семейные традиции".Подготовила воспитатель : Сучкова И.Е. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общ...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....