Мастер-класс "Комплекс упражнений и игр для подготовки к постановке звуков и их автоматизации"
материал (старшая, подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение опыта по разновидностям форм работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический мастер-класс
Комплекс упражнений и игр для подготовки к постановке звуков и их автоматизации.
ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение опыта по разновидностям форм работы с детьми.
ЗАДАЧИ: 1. Познакомить с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребенка.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов и родителей, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
3. Познакомить педагогов и родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики, а также дыхательной и пальчиковой, с использованием кинезиологических упражнений.
4. Научить педагогов и родителей в игровой форме автоматизировать поставленные логопедом звуки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Индивидуальные зеркала.
- Листы бумаги.
- Карандаши.
- Ножницы.
- Заготовки снежинок, листиков, перьев и т.д.
- Карточки со скороговорками.
- Трубочки для коктейлей (простые и фигурные)
- Пластиковые стаканы.
- Вода.
- Вата.
- Макаронные изделия.
- Нитка для бус.
- Бумажные салфетки.
Содержание мастер-класса.
Сегодня я проведу с вами логопедический мастер-класс. Я покажу вам комплекс упражнений и игр для эффективной подготовки к постановке звуков и автоматизации, которыми можно играть как в детском саду, так и дома.
Для начала давайте нарисуем дом. Фундамент- это наш артикуляционный аппарат, его строение и цнс, именно от него зависит постройка нашего дома (то есть наша речь). Стены- общая моторика, мелкая моторика, речевое дыхание и артикуляционная гимнастика. Чем лучше мы развиваем эти направления, тем прочнее будет дом (наша речь). И крыша-это фонематический слух.
Итак, начинаем с фундамента. Строение артикуляционного аппарата должно быть в норме. Обращаем внимание на губы, зубы, прикус, язык, уздечку (подъязычную связку). Если есть вопросы, отправляем к логопеду, стоматологу, неврологу. Если нет, то начинаем работу с артикуляционной гимнастикой.
1 этап постановки звуков –это арт.гимнастика.
Гимнастика для рук, ног для нас дело привычное, а вот для чего нужно тренировать язык? Оказывается, язык-это главная мышца органов речи. И для него, как и для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть подвижным, чтобы выполнять точные движения. Именно от него, а также от губ и щек зависит правильное и четкое звукопроизношение.
(Сказка про язычок. Я читаю сказку, воспитатели выполняют упражнения перед зеркалом. Далее рассмотрим более сложные арт.упражнения, включаю игровую гимнастику на компьютере).
2 этап постановки звуков-развитие речевого дыхания.
Залогом четкого звукопроизношения и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика-это ритмичные шумные вдохи и выдохи. Они способствуют четкому произношению звуков, а также насыщению организма кислородом, улучшают психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Показываю презентацию.
С детьми ежедневно нужно проводить такие упражнения, давайте потренируемся.
(упр.вдох-выдох с голосом и без, с произношением звуков А, О, У, С, З, Ш, Ж, Ф, В.а также игры «Сдуй вату с носа, подуй на полосочку бумаги,приклеенной к кончику языка, подуй на снежинку трубочкой, а апотом с кончика язык. Далее игры с водой. Подуй в стакан через трубочку-буря в стакане).
3 этап-развитие мелкой моторики. Упражнения на мелкую моторику должны прочно занять место в занятиях с ребенком. Пальчиковые игры с потешкамии более сложные с проговариванием звуков, слов, стихов, с помощью массажных шариков, мячиков и т.д.( Кинезиологические упражнения проводим по карточкам и с использованием компьютера).
Далее делаем бусы из макарон со скороговоркой.
4 этап-развитие фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха и восприятия являются очень важными в развитии ребенка, особенно в старшей и подготовительной группе, так как являются основой грамотного чтения и письма.
Вот самые популярные:
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши (топает ногой, хлопает себя по коленке, подбрасывает мяч...).
- Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
- Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
- Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звуки.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
- Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Шутки-минутки
Взрослый читает строчки из стихотворения, намеренно заменяя буквы в словах, ребенок находит ошибку и исправляет ее.
Хвост с узорами, сапоги со шторами
Тили-бом, тили-бом. Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
там листочки в бочках спят.
Мальчишек рабостный народ
Коньками звучно режет мёд
- Угадай, что звучало
Проанализируйте бытовые шумы-скрип двери, звук шагов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц. Ребенок должен узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами и удерживать в памяти "голоса" предметов
- Подбери рифму
ёлка-полка, конфета-газета, сначала по одному слову, затем попробуйте придумывать небольшие стихотворения
- Добавление недостающего слога
коле..., поло..., пар..., каре...,
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Деление слов на слоги, определение количества слогов (букв) в слове (слоге).
- Отстукивание ударного слога
- Выстукивание ритмических рисунков после однократного повторения (1-2-1, 2-1-1, 2-2-1, 1-2-2-1...)
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к постановке звуков.
Предварительная работв по подготовке к постановке звуков....
Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы»
Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы» Конспект организованной образовательной деятельностиучителя-логопедас детьми старшего дошкольного возрастас использованием ...
Конспект индивидуальное занятия тема: Осень. Подготовка к постановке звука Р.
Тема: Осень. Подготовка к постановке звука «Р»ЦЕЛИ• 1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.2. Формировать длительну...
Конспект подготовки к постановке звука С
подготовка к постановке С...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Постановка звука [С] и автоматизация его изолированно.
Цель: Формирование правильного произношения звука [С].Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;Коррекционно-ра...
Артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для подготовки к постановке звуков.
Рекомендации по выполнению. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики приподготовке к постановке звуков (шипящие, л, р)....
Буклет артикуляционных упражнений на подготовку к постановке звука Ш
Буклет с базовыми упражнениями для подготовки органов артикуляции к постановке звука Ш....