консультация СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация (младшая группа)
Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_doshkolnikov_v_poznavatelno.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития ребенка
- упорядочивает хаотичные представления малыша, полученные при взаимодействии с внешним миром
- развивает наблюдательность
- позитивно влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения
- развивает внимание
- влияет на расширение словарного запаса
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Сенсорное развитие ребенка
Происходит через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира. Все формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе восприятия полученных образов, являются результатом их переработки. Восприятие окружающего мира детьми необходимо организовать с помощью всех органов чувств (зрение, слух, чувствительность кожи…).
Сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Формирование индивидуальных способностей ребенка имеет сенсорную основу (изобразительная деятельность, музыкальная и др.)
Задачи сенсорного развития
формирование у детей систем перцептивных действий – умение обследовать предметы и явления) |
формирование у детей системы сенсорных эталонов – обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов |
формирование у детей умений самостоятельно применять способы обследования предметов и умение применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности |
создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире. |
Содержание сенсорного воспитания
Представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком в дошкольном возрасте. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой, требует специального обучения
Для ребенка важно уметь выделять в предметах:
- форму, величину, цвет
- материал
- части, их соотношение
- соотношение предметов по величине
- тактильное ощущение (шершавое-гладкое, твердое-мягкое…)
- масса и др.
Сенсорное воспитание формирует у ребенка систему сенсорных эталонов:
- цвет (спектр)
- форма (геометрические тела и формы)
- величина (метр, килограмм)
- пространственное положение (вверху, внизу, слева…)
- длительность времени (минута, час, сутки…) и т.п.
На начальном этапе важно привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Необходимо помочь детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности: покатать в ладошках шарик, обвести пальчиком кружок – нарисовать круг. В результате выполнения задания, рисунок или поделка похожа на образец или удовлетворяет определенным требованиям: круглое яблочко.
В дальнейшем необходимо обучить детей последовательным действиям обследования предметов для накопления представлений о сенсорных признаках: показать и назвать действие и чувственное впечатление. При этом, необходимо следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Упражнения повторяются многократно (яблочко, мячик, клубок…)
В дошкольном возрасте ребенок пользуется предметными эталонами, способен соотносить образцы свойств с определёнными предметами: круг похож на мячик, треугольник похож на крышу у домика… А в старшем, ребенок усваивает общепринятые системы эталонов: солнышко круглое, домик квадратный, трава зеленая… К школе дети могут самостоятельно применять освоенные знания и навыки в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности
Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...
Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"
Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....
Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников
сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...
«Сенсорное развитие дошкольников с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей деятельности»
В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания.Период дошкольного детства является периодом...
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольн...
Консультация сенсорное развитие дошкольников
Консультация для родителей «Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорно...
Конспект родительского собрания "Сенсорное развитие дошкольников в разных видах деятельности"
Конспект родительского собрания"Сенсорное развитие дошкольников в разных видах деятельности"...