Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Olgamaslova29

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не хозяин природы, а её часть. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры не означает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека, оно постоянно обогащается и корректируется жизненным опытом ребенка. На каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не хозяин природы, а её часть. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры не означает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека, оно постоянно обогащается и корректируется жизненным опытом ребенка. На каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления.

Показателем экологической культуры и здорового образа жизни личности на любом возрастном этапе можно считать самые различные осознанно – самостоятельные действия поведения человека, направленные на сохранение природы или ее разрушение – это распространяется на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его деятельности и на индивидуальное поведение.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Главный принцип экологического воспитания ребёнка – непосредственный контакт с природой. Источником процесса познания являются чувства. В учебно-воспитательном процессе детского сада иногда недооценивается роль словесных методов, чаще всего используются художественная литература, беседы и лишь изредка – задания. Даже когда эти задания и предлагаются детям, они, как правило, касаются сезонных изменений в природе и не направлены на экологическое воспитание, формирования навыков природопользования.

Ценность словесных речевых заданий состоит в следующем:

- взаимодействие воспитателя с детьми в процессе их решения выступает как момент заинтересованного общения;

- проблемный вопрос вызывает у дошкольников активное познавательное отношение, что создаёт более благоприятные условия для усвоения экологических знаний;

- раскрытие причиненных связей способствует формированию критичности мышления, догадливости;

- моральные ситуации, которые лежат в основе логических заданий, пробуждают гуманные чувства;

- решая задания, дети закрепляют знания о правилах природопользования, утверждаются в бережном отношении к природе.

Использование словесных логических заданий с детьми старшего возраста показало, что они полностью им доступны, воспринимаются с большим интересом и сразу дают возможность педагогу проанализировать знания детей, направленные на экологическое воспитание.

Возьмем для примера одно из правил: нельзя забирать живые существа из среды, где они обитают, так как это приводит к их гибели. Вот такое логическое задание можно предложить детям: «Мама и дочка пошли на речку купаться. «Смотри, мама, как много улиток в воде! Можно, я поиграю с ними?» - спросила девочка. «Нет, нельзя» - сказала мама. Что это были за улитки? Почему мама не разрешила с ними играть? Ответы детей: В воде живёт много разных моллюсков. Если девочка будет играть с ними на берегу, они погибнут. Это не игрушки, они живые. Они не могут жить без воды. Они полезны для речки – очищают воду». Воспитатель поощряет правильность этих размышлений, хвалит за знание того, как нужно вести себя на природе. А если детям не хватает необходимых знаний, он, опираясь на их интерес, рассказывает сам: «В озёрах и речках живут моллюски: катушки, прудовики, беззубки и другие. Они дышат жабрами, как рыбы, и без воды быстро гибнут. Беззубки полезны для водоемов, так как пропускают через себя воду и очищают ее. Поэтому относиться к ним нужно бережно и не вытаскивать из воды.

Таких примеров словесных логических заданий, которые можно предложить старшим дошкольникам множество вот, например некоторые из них:

1. Была ранняя осень. Как – то в группу залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крылышками. «Это стрекоза!» - узнали дети. Это полезное насекомое! «А зачем она залетела в комнату? Как нам надо поступить» - спросила воспитатель. Как размышляли дети? Вывод: Осень насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в группу случайно стрекоза. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее – пусть сама себе найдет дом. Весной она отложит яйца и из них выведется много стрекоз, и они будут помогать людям, охранять от вредителей сады, леса и поля.

2. Осенняя листва в саду лежала пышным ковром. «Сегодня буем сгребать листву» - сказала мама Саше. «А можно я соберу листву в кучу и зажгу костер?» - спросил Саша. «Нет, нельзя» - ответила мама. Почему мама не разрешила Саше жечь листья? Вывод: У нас действует закон, согласно которому запрещается загрязнять воздух, а дым его загрязняет. Саша этого не знал, и мама объяснила ему, что листья лучше присыпать землей. Они перегнивают в почве и станут удобрением для растений.

3. Алиса и Рита сгребали осенью листья и увидели на одном листке жучка, Алиса взяла его на ладошку, но он не шевелился. «Наверно, жучок погиб от холода» - сказала Рита. – Выкинь, выкинь его». «Нет» - ответила Алиса – Жучок живой». Что Алиса рассказала подруге и как девочки поступили с жучком? Вывод: Осенью жучки прячутся под листья, забираются в щели, в кору деревьев. Они засыпают на зиму. Про это лиса рассказала своей подруге. Девочки бережно положили жучка на землю и хорошо закрыли его листьями. Когда наступит весна и пригреет солнышко, он оживет.

4. «Давай сделаем на балконе зимнюю птичью столовую» - предложил Максим маме. – Пусть птицы прилетают и подкармливаются». Стал Максим подсыпать в кормушку разные семена, крошки. Синички и воробьи оживленно вертелись около кормушки. Как - то мальчик забыл положить корм в кормушку. День был морозный и ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Максим насыпал корм, но птичек прилетело меньше. Почему? Вывод: Птица, которая зимой не поела хотя бы один день, может погибнуть, замерзнуть от холода. Зимний день очень короткий и птицы не успели найти другую кормушку с кормом. Они привыкли находить корм в этом месте. Поэтому, если сделал кормушку, корм надо насыпать ежедневно.

5. Даня с мамой пошли в лес. «Смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома» «Нет, этого делать нельзя» - сказала мама. Почему она так ответила сыну? Вывод: Мама не разрешила взять птичку, так как знала, что это был птенец, который еще не научился летать. Взрослая птица, его мама находилась рядом. Птенец вырастет и принесет пользу лесу. А в квартире, без обычной пищи, птенец может погибнуть.

6. Однажды Илья с мамой и папой пошли к речке. «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок» - попросил Илья родителей. «Их нельзя ловить» - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа сыну? Вывод: Маленькие рыбки – это мальки. Потом из них вырастут большие рыбы. Река – это для них родной дом. В баночке они быстро погибнут. А если в реке погибнут мальки, то будет меньше и взрослой рыбы.

7. Коля и Ваня играли на площадке детского сада. Вдруг они увидели, как на цветок села большая красивая бабочка. «Давай, поймаем ее» - предложил Ваня. «Покажем всем, какая она красивая!» «Нельзя ловить бабочек!» - сказал Коля. Кто из мальчиков был прав? И почему? Вывод: Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же как и ловить птиц и зверей. Бабочка очень красивое и полезное насекомое. Она опыляет растения и этим самым приносит пользу.

8. Андрей и Кирилл обрабатывали землю вокруг куста розы. «Смотри, как много тли на стебельках! Погибнут наша роза!» - грустно сказал Кирилл. «А я знаю, кто может уничтожить тлю и защитить нашу розу!» сказал Андрей и куда - то убежал. Кого он побежал искать? Вывод: Андрей вспомнил, что тлю уничтожает божья коровка. Если посадить этих жучков на куст розы, то она будет спасена. Эти маленькие жучки очень полезны – их надо оберегать.

9. Мама с Катей отправилась на прогулку в лес. Там было очень красиво: цвели на лужайках цветы и пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и крикнула маме: « Мама, какой красивый цветок! Я сорву его!» Катя побежала к колокольчикам. «Не трогай колокольчик, не рви его» – крикнула вдогонку мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок? Вывод: Колокольчик краса леса. Все хотят полюбоваться цветами. К тому же в чашечках колокольчиков прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, поэтому если сорвать цветок, насекомые останутся без дома. А без дома всем плохо.

10. Вчера я была возле речки и вот что увидела там: два мальчика кидали в воду камушки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете, хорош ли поступили мальчики? Вывод: Если каждый будет кидать все, что захочет дно речки, будет засоряться. В речке живет много растений, рыб, моллюсков. Без воды они погибнут. Из речки берут для разных нужд воду. Без воды не может жить человек, звери. Значит, необходимо беречь речки, озера, пруды.

К подобным зданиям целесообразно обращаться тогда, когда у детей сформированы прочные впечатления об объектах природы. Следует чаще использовать проблемные ситуации – задания в повседневной жизни как форму общения детей, а также для закрепления их знаний о правилах природопользования. Дошкольники должны усвоить следующее:

- необходимо вести себя осторожно на природе, помнить, что в лесу, в речке, на лугу живут постоянные обитатели (рыбы, птицы, звери), для которых эта среда родной дом;

- нельзя забирать живых существ с места их обитания;

- нужно заботливо относиться к воде, земле, воздуху, так как это среда, где обитает все живое.

Критерием сформированности осознанно – правильного отношения к природе, результатом «экологической» воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Методические рекомендации по использованию проектно -экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. На протяжении многих лет наука ищет истинно деятельность, которая интенси...

Использование логических заданий в экологическом воспитании дошкольников

Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно подрастающего поколе...