Музыка, как средство патриотического воспитания дошкольников.
материал
Консультация для музыкальных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка, как средство патриотического
воспитания дошкольников.
Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматривает ознакомление с музыкальными произведениями, доступными для детского восприятия. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Чтобы вырастить полноценную личность, нужно сформировать в ней гражданские качества. Патриотическое воспитание направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви и тёплого отношения к семье, родным и близким людям, младшим, сверстникам и старшему поколению, любви к родной земле, к природе, уважения к труду, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями; воспитание толерантного отношения к другим народам, их культуре и традициям.
Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должен носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществляться в интеграции всех образовательных областей.
Большая работа по воспитанию патриотических чувств у детей детского сада проводится в течение всего учебного года: тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и танцев, проведение игр, экскурсии, дети рисуют, лепят, делают поделки. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники. Каждый год традиционно проводятся такие, как: «Золотая осень», «День Республики», «День Матери», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Русские и башкирские фольклорные праздники», «День Победы», «День защиты детей».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них песни «Бравые солдаты», «Һалдат булам!», перестроения под бодрую маршевую музыку и танец ,например «Яблочко» . Папы вместе с ребятами на праздниках активно участвуют в соревнованиях, проявляя решительность, силу, ловкость, находчивость. Рассказывают детям о своей службе в армии. Такие мероприятия вызывают у детей желание быть похожими на сильных и смелых воинов, как их папы!
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибшим воинам. Во время экскурсий к «МемориалуВОВ» ,стеле « Учителю-воину»ребята узнают очень много интересного о героях, защищавших нашу страну .На мероприятия, посвященные «Дню Победы», в детский сад приглашали ветеранов ВОВ и тружеников тыла, а теперь приглашаем Детей войны. Дошкольники тепло приветствуют гостей, внимательно слушают их рассказы о военных годах. При подборе музыкального репертуара учитываются не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей. Проводятся слушание и разучивание музыкальных произведений: «Священная война», «В землянке», «Вечный огонь», «Наследники Победы», «День Победы».
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. В нашем репертуаре очень много песен о маме, весёлых и лирических, в которых переданы любовь и нежные тёплые отношения к маме. Поздравляем мам на 8 марта и в День Матери, где сами они активно участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.
Ещё одно из слагаемых патриотизма- чувство любви к родной природе. В любое время года, в любую погоду дети с воспитателями совершают прогулки, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь её обитателей, полюбоваться её красотой. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым и бережливым. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. В нашем репертуаре много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П.Чайковский- цикл «Времена года», А.Вивальди- цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс- цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев- цикл «Детская музыка», С. Прокофьев -симфоническая сказка «Петя и волк» и множество других музыкальных произведений для детей.
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского ,башкирского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. На многих праздниках и занятиях использую башкирские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с огромным желанием участвуют в них. Мы знакомим детей с народными праздниками и обрядами и проводим праздники Масленица, Сабантуй, Кәкүк сәйе,Аулаҡ өй, Ҡаҙ әмәһе,Өләсәйем һандығы. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом.
В заключении, хочется сказать: музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств.
Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.
Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста....
Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.
1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...
"Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников".
Взаимосвязь в работе всех специалистов детского сада на сегодняшний день является очень актуальной. В статье раскрыта работа музыкального руководителя в тесном взаимодействии с воспитателем и педагого...
"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.
Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошко...
Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
Музыка как средство развития дошкольников
Музыка в жизни детского сада-это не просто развлечение, попрыгали, побегали. Она имеет огромное значение для нравственного воспитания дошкольника, способствует снятию нервного напряжения, ...