"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.
статья по музыке на тему

Сергеева Людмила Александровна

Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста мало уделяется внимания развитию музыкально – двигательных навыков, не достаточно разработаны методы и приемы, направленные на развитие индивидуальных музыкально – ритмических данных ребенка, и самое главное, очень мало нового материала, разработанного с учетом современного подхода к развитию музыкально- ритмических способностей дошкольников.

И первое, на что сразу приходится обращать внимание, это утренняя гимнастика.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika.docx24.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование, средствами музыки,

 музыкально-ритмических движений».

Сергеева Людмила Александровна

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста – Прогимназия № 17 «Звёздочка» г. Нерюнгри

        Мне не раз приходилось наблюдать за детьми в минуты обычной утренней гимнастики в детском саду, когда девочки и мальчики - ловкие, координированные, но с безрадостными, хмуро - сосредоточенными лицами неохотно двигаются под команды воспитателя. Звучит музыка, но, кажется, это мало их воодушевляет.

        Что же так подавляет детей? Почему им не хочется делать зарядку?

        Я попыталась увидеть проблему глазами ребенка и вдруг почувствовала, как неудобно двигаться в ограниченном пространстве (почему необходимо стоять в звене, равняясь на чей-то затылок?), как утомительно выслушивать описания знакомых, уже разученных движений, как надоела однообразная ежедневная маршировка по залу. А упрощенное фортепианное сопровождение из небольших фрагментов разностильных мелодий - воспринимается ли оно как интересная, захватывающая музыка?

         Методически продуманная, но лишенная новизны, фантазии, ярких музыкальных впечатлений, традиционная зарядка не воздействует больше на эмоциональный тонус детей, это очевидно. Не устарела ли она? Ведь появились новые ритмы, изменился стиль ритмических движений. Иной стала и звуковая атмосфера. Сколько мелодий звучит с телеэкрана, магнитофонных лент!

        «Лучшая гимнастика - это танец!»- утверждает Майя Плисецкая. Современные подходы предполагают формирование не только физической, но и эмоционально-художественной культуры гимнастики, непрерывную связь движений и музыки. Как же осуществить ее?

        Моя работа – это попытка разработать такую связь, связь синтеза музыки, и движения, т.е. – попытка создать систему по развитию музыкально – ритмических движений по принципу   «От простого к сложному».

        Основную направленность, которую я ставлю постоянно перед собой и которая, на мой взгляд, кажется универсальной, - это  психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

          И самое главное, на что я должна  уделить первостепенное внимание – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

        Поэтому, в начале года я начинаю  свою  работу с детьми по выявлению их музыкальных данных с тестирования. Такой анализ музыкальных способностей у детей дает мне возможность поставить перед собой цели и  сформулировать основные задачи для дальнейшей работы, и конечно разнообразить методы и приемы.

                           Задачи:

  1. Развитие музыкальности:
  2. Развитие двигательных качеств и умений:
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения

          в движении под музыку.

        На мой взгляд, для реализации всех поставленных мною задач, необходимы следующие условия:

  • Использование интенсивных  методов обучения, т.е. выполнение большого   объема двигательных упражнений. Или, другими словами, чтобы научиться двигаться, надо, прежде всего много двигаться - в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке.),
  •      подбор музыкального материала,  позволяющего решать большой круг

          разнообразных задач развития ребенка.

  • богатство и разнообразие методов и приемов, используемых

     на   индивидуальных и групповых занятиях с детьми в детском саду.

В процессе освоения нового материала, я составляю для себя примерный план:

  • Заинтересовать детей новой композицией;
  • Максимально  сконцентрировать их внимание;
  • Активизировать детей, с учетом их индивидуальных особенностей;

         И этот план я разбиваю на несколько этапов работы:  на первом этапе я опираюсь на способность детей к подражанию, которая ярко выражена у малышей. В основе этого этапа обучения - использую  «Вовлекающий показ».    Показ стараюсь сделать «опережающим», то есть на доли  секунды  мои движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Есть еще одна особенность такого показа – он должен быть «зеркальным отражением», поскольку дети повторяют все движения автоматически.

         Следующий - второй этап занятий – это развитие самостоятельности детей в исполнении композиции и других упражнений.  На этом этапе использую следующие приемы:

  • Показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога по очереди или по желанию);
  • Показ упражнения условными жестами или мимикой;
  • Словесные указания;
  • «Провокации» то есть специальные ошибки с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

         Далее, на основе развития ритмических возможностей детей, расширения их двигательного опыта я перехожу к 3 этапу – творческому самовыражению в движении под музыку. Итак, на этом этапе работы использую следующие  методические приемы:

  • Слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов», подбор стихов, сказок и т.д.
  • Пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;
  • Показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

         Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композицию «Танцкласс», преподношу детям как игру в будущих артистов балета. А настрой на исполнение композиции «Голубая вода» требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеск голубой воды. Часто обращаю внимание детей на характер исполнения - « вхождение в образ», на необходимость после окончания звучание какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыки.

        Для удобства в планировании  я проанализировала все  музыкально – ритмические композиции, которые  были накоплены мною,  и распределила их по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса. Например, на основе такого музыкального материала мы проводим утреннюю зарядку.

           Физкультурно-танцевальное движение в образной форме - так, наверное, можно определить принцип  нашей новой утренней гимнастики. Начало гимнастики мы планируем по-разному. Например, так: в зал дети входят парами, под звуки легкой польки или вальса выполняют боковой галоп или кружатся на подскоках, соединив правые руки «звездочкой», или придумывают различные комбинации прыжков. И затем исполняют танцевально – ритмическую композицию, (с любым набором  спортивных движений). Заканчиваем зарядку моментом релаксации, в виде игры. Игровой прием переключает внимание на простое, но такое интересное, оказывается, задание! Отдых проходит незаметно, и все в хорошем настроении выходят из зала.

         Спора нет, традиционная утренняя  зарядка развивает опорно-двигательный аппарат, координацию движений, укрепляет здоровье, но, следуя «духу времени», почему бы не дополнить ее танцевальной музыкой!

Сколько чудесных мелодий дети запомнили, сколько танцевальных фигур освоили, сколько радостных минут пережили!

         Так  что же нового  я стала использовать в своих занятиях с детьми?

         При подборе и разработках нового материала я  ориентируюсь не только на развитие самого ребенка, но также корректирую работу «на себя»,

«на себя во взаимодействии с детьми» для того, чтобы суметь затем увлечь ею своих воспитанников. Это – первая отличительная особенность моей работы в развитии музыкально-ритмических движений детей.

        Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений (а не отрывков по 8-16

тактов, как это принято в традиционных музыкально – ритмических упражнениях)

         Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов.

         Поэтому, третья  отличительная особенность  моей работы с детьми – это использование фонограммы на занятиях. Целесообразность фонограммы диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны –  необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений.

         В моей работе музыка – это не фон, и не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие.

          За последние  годы работы опробовала свои  нововведения, и твердо пришла к выводу, что именно  такие  условия могут  быть критерием общего развития детей, в сторону полного эмоционального раскрепощения ребенка средствами музыки. В конце года составила графики на каждого ребенка, что помогло наглядно выявить положительную динамику развития музыкальных способностей ребенка.

        И, безусловно, результатом такой работы стало создание танцевально-ритмической группы: «Конфетти». Девиз кружка:   «Возможно, что самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку!» Поставила перед собой цель: «Углубить работу по дальнейшему развитию танцевально-ритмических движений».  

        В будущем планирую продолжить работу по теме: собирать, расширять, дополнять материал, разработать поэтапное усложнение подачи репертуара и на этой базе создать свою рабочую программу «Музыка, я и мир» и разработать методические рекомендации  к ней.  

Список используемой литературы:

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» СПб.: ЛОИРО, 2000. - 217 с.
  2. Суворова Т.И. « Танцевальная ритмика» СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 44 с.
  3. Вайнфельд О.А. «Музыка, движение, фантазия» СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 31 с.
  4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са- фи-дансе» СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 323 с.
  5. Сауко Т., Буренина А.И. Топ-хлоп малыши. СПб.: ЛОИРО, 2001. - 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей ДОУ "Коровы предпочитают классическую музыку", "Музыкально-ритмические движения и здоровье"

В  консультациях говорится о благотворном влиянии  музыкально-ритмических движений  и классической музыки на здоровье дошкольников....

Конспект музыкально – ритмического занятия с дошкольниками с задержкой психического развития.

В конспекте приведены разнообразне методы работы с детьми с задержкой психич. развития на занятиях музыки. Сюда включены и артикуляционная гимнастика, пальчиковая, задания на развития общей моторики, ...

Музыкально-ритмические упражнения для дошкольников

В современном ритме жизни иногда остается немного времени на эстетическое воспитание ребенка. Между тем, умение хорошо танцевать, разбираться в музыке и понимать ритм очень важно. Как научить этому ре...

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

Мастер - класс "Музыкально - дидактические игры как ресурс совершенствования музыкально - ритмических способностей старших дошкольников"

Музыкально - дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и достуаными. Ведь в результате их использования у детей появляется желание активно участвовать в процессе обучения....